Доллар снова начал расти. Что будет с ценами на машины в 2023 году
В конце декабря курс доллара впервые с мая превысил 70 руб. Такие колебания под конец года вызвали у автомобилистов вопросы относительно будущих цен на автомобили, которые стали еще более чувствительны к таким изменениям. С помощью экспертов разбираемся, как будут меняться цены в 2023 году, какие модели будут продавать в России и в каких объемах.
Цены будут расти
Опрошенные дилеры готовятся к тому, что стоимость автомобилей будет расти: на цены в том числе будут влиять инфляция, курс рубля, спрос и доступность машин. На эти обстоятельства, к примеру, указал генеральный директор ГК «Автодом» Андрей Ольховский.
«Курс валют — один из основных факторов, влияющих на стоимость автомобилей. В начале 2023 года цены на новые автомобили могут увеличиться примерно на 10%. Традиционно с 1 января бренды повышали стоимость авто на 3–4% в силу инфляции, а сейчас некоторые автопроизводители уже объявили о повышении цен на 7%», — отметил Ольховский.
Также представитель дилерского сообщества ожидает, что в 2023 году придет время анонсирования планов от локальных производителей о готовности наполнить рынок РФ новыми автомобилями. «Однако в настоящее время проблематично делать по ним однозначные прогнозы», — отметил эксперт.
В свою очередь, заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Алексей Стариков, признался, что пока ему сложно прогнозировать динамику цен на автомобили в 2023 году.
«Стоит отметить, что рост курса валюты оказывает весомое влияние на индексацию цен. Если он увеличивается, то и цены тоже будут расти. Если рост курса валют сохранится и продолжится, то можно ожидать, что стоимость в том числе и локализованных моделей также повысится в 2023 году», — сказал Стариков.
Директор по развитию автохолдинга «Ключавто» Юлия Овчинникова признала, что колебания курсов валют действительно могут сказаться на стоимости автомобилей. Другим ценообразующим фактором она назвала спрос. Так, реализовывать автомобили в убыток дилеры не могут, но и потерять лояльность клиентов продавцы также не хотят.
«Изменения стоимости в первую очередь коснутся автомобилей, поставляемых из-за рубежа, — это прогнозируемые последствия. Текущая экономическая ситуация с падением рубля в России происходит не впервые, и на среднюю стоимость автомобилей всегда влияли как инфляционные факторы, включая волатильность рубля, резкие изменения в цепочках поставок и финансовых инструментах, так и инвестиционный спрос на премиальный сегмент автомобилей», — сказала Овчинникова.
Участник отрасли также отметила, что стоимость отечественных автомобилей меньше подвержена изменениям из-за падения рубля.
«Но стоит учитывать, что для сборки используются в том числе компоненты зарубежного производства и цены на них могут поменяться. Это может сказаться на конечной стоимости автомобилей для потребителей. Смягчающим фактором, вероятно, станет программа государственного льготного автокредитования на локализованные модели», — отметила Овчинникова.
Генеральный директор и владелец «Фреш Авто» Денис Мигаль текущие колебания курсов валют рассматривает как краткосрочные: выводы относительно курса рубля и его влияния на цены, он советует делать уже после начала 2023 года. При этом он обратил внимание, что для стабилизации цен в новом году правительство, скорее всего, будет использовать программы господдержки спроса.
«В России пытаются налаживать отечественное производство, чтобы показать рост продаж, нужны хорошие цены. Поэтому я ожидаю, что будут действовать субсидии и различные госпрограммы, чтобы автомобили продавались, они должны быть дешевле. Если вдруг возникнет дефицитный спрос, могут возникнуть спекулятивные скачки цен. Но глобально ситуация по ценам будет выглядеть как в конце 2022 года, просто ее нужно будет умножить на амбиции брендов по повышению продаж и доли рынка», — сказал Мигаль.
По мнению эксперта, в 2023 году в России продадут не более 600 тыс. автомобилей, при этом он не ожидает разморозки немецких брендов, а вот у корейских марок, по его мнению, шансы начать продажи все-таки есть.
Новые цены не с чем сравнивать
Глава аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков в беседе с Autonews.ru предупредил, что в новом году ценообразование и ситуация в отрасли в целом будут значительно отличаться от последних привычных лет. Например, как указал Целиков, в России уже значительно снизилась так называемая средневзвешенная цена автомобиля.
«Средневзвешенная цена автомобиля на российском рынке стабильно снижается последние пять-шесть месяцев. Падает она не потому, что автомобили дешевеют, а потому, что расчет идет с учетом всего объема продаж. И сейчас продают больше автомобилей Lada, больше китайских моделей и меньше премиальных и дорогих моделей, включая BMW, Mercedes, Land Rover. Потребитель ищет и покупает более дешевые автомобили», — отметил Целиков.
При этом Целиков не ожидает одномоментного повышения цен от работающих в России автобрендов в начале 2023 года, как это обычно происходило каждый январь. Он напомнил, что производители традиционно поднимали цены с января следующего года — обновляли их с учетом инфляции, выпускали новые модели. Но в 2023 году привычного количества производителей с заводами в России не будет.
«Поднимать цены и менять рекомендованные ценники на несколько десятков моделей, которые сейчас не продают и не производят в России, смысла нет. Остались только китайские игроки и АвтоВАЗ. У китайцев сейчас и так стоят высокие цены. Не думаю, что они будут их увеличивать — скорее они будут предлагать новые варианты с комплектациями, добавляя более новые, дорогие, с разными субсидиями или без. Просто разом индексировать цены на весь модельный ряд они, скорее всего, не будут. Если только курс доллара вдруг поднимется до 90 руб.», — сказал Целиков.
Что касается АвтоВАЗа, то, как указал аналитик, компания традиционно поднимает цены один—три раза в год с учетом инфляции. Он ожидает, что такой подход производитель реализует и в 2023 году.
«При этом изменение цены от АвтоВАЗа будет сложно сравнивать. Например, появится новая «Веста». Она будет дорогая, потому что это новое поколение. И раньше у нее были конкуренты — Kia Rio, Hyundai Solaris, Volkswagen Polo, Skoda Radid. Но где они теперь? Ни одного конкурента нет. Китайские бренды в этот сегмент заходить не хотят. Поэтому пока можно устанавливать любые цены», — прогнозирует эксперт.
Автомобилей за 1,5–2 млн руб. не найти
В конце 2022 — начале 2023 года дефицита в автосалонах Целиков не ожидает. Но с серьезной поправкой: в ценовом сегменте 1,5–2 млн руб. найти в России предложения практически невозможно.
«Машин в сегменте B+ очень мало, только частники привозят что-то по мелочи. За 1,5–2 млн руб. ничего не найдешь. От двух — пожалуйста. Тот же «Москвич». Может, узбеки, иранцы что-то начнут привозить», — сказал Целиков.
Эксперт также отметил, что дилеры еще долго будут продавать остатки автомобилей из официальных партий, но цены снижать на них не будут.
«Продавать машины по текущим ценам будут медленно. Но никто не захочет отдавать их со скидкой 30% и оставлять салон пустым. Поэтому нельзя говорить, что машин осталось условно на месяц. Да, это 20–30 тыс. автомобилей, но продавать их будут по чуть-чуть.
Параллельный импорт: будет зависеть от курса рубля и аппетитов дилеров
Эксперты сходятся во мнении, что привезенные по параллельному импорту модели немного замедляют рост цен на рынке, поскольку такие варианты стоят дешевле. Однако объемы таких продаж невелики. При этом именно этот сегмент напрямую подвержен резким колебаниям курсов валют. Кроме того, изменения курсов валют могут повлиять на стоимость «параллельных» автомобилей не только из-за изменения закупочной цены, но и на фоне роста стоимости логистических услуг и оформления.
«Если заказать такой автомобиль, а курс доллара, евро, юаня, тенге и другой валюты, на которую завязана сделка, вырастет, цена сразу же изменится. Зависимость жесткая: чем дешевле рубль, тем дороже автомобиль», — сказал Целиков.
В свою очередь, Ольховский из ГК «Автодом» добавил, что по параллельному импорту в основном ввозят в Россию автомобили премиум- и люкс-сегмента.
«Безусловно, курсы валют влияют на конечную стоимость этих автомобилей, и итоговая цена (в случае значительного падения курса руб. — РБК) может вырасти», — отметил Ольховский.
Что говорят в Минпромторге
Между тем в Минпромторге недавно заявили об отсутствии дефицита новых автомобилей в России. Там привели планы нескольких крупных автокомпаний с локализованным производством. Так, АвтоВАЗ на 2023 год уже утвердил объемы производства — более 400 тыс. автомобилей. В свою очередь, в Haval сообщили, что «подстраивают производство под объемы продаж».