Что необходимо знать о проезжей части
Что такое проезжая часть?
Проезжая часть — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств (ТС) согласно пункту 1.2 ПДД. Там же находим расшифровку куда более широкого понятия «Дорога».
Дорога — это обустроенная или приспособленная и используемая для движения ТС полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
ПДД не содержат указаний на тип покрытия проезжей части. Это может быть:
- Асфальт.
- Бетон.
- Брусчатка.
- Щебень.
- Грунт.
Границами проезжей части являются:
- Обочина. Это «элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с ПДД». Читайте цикл наших материалов о движении по обочине по ссылке.
- Тротуар. Это «элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном». О том, в каких случаях движение ТС по тротуару разрешено, читайте в нашем материале «Тротуар по ПДД: что можно и чего нельзя водителям».
Элементы проезжей части
Элементами собственно проезжей части являются:
- Полоса движения. Это любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд. Таким образом, проезжая часть может включать одну или несколько полос движения.
- Горизонтальная разметка (линии, стрелы, надписи и другие обозначения на проезжей части), которая устанавливает определенные режимы и порядок движения либо содержит иную информацию для участников дорожного движения. Постоянная разметка наносится белым или желтым цветом, временная — оранжевым.
- Пешеходный переход. Это участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.
У проезжей части могут иметься и не предназначенные для движения ТС «спутники». К ним относятся:
- Разделительная полоса. Это элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2, разделяющий смежные проезжие части, а также проезжую часть и трамвайные пути и не предназначенный для движения и остановки ТС.
- Островки безопасности. Это элемент обустройства дороги, разделяющий полосы движения (в том числе полосы для велосипедистов), а также полосы движения и трамвайные пути, конструктивно выделенный бордюрным камнем над проезжей частью дороги или обозначенный техническими средствами организации дорожного движения и предназначенный для остановки пешеходов при переходе проезжей части дороги. К островку безопасности может относиться часть разделительной полосы, через которую проложен пешеходный переход.
- Велосипедная дорожка. Это конструктивно отделенный от проезжей части и тротуара элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для движения велосипедистов и обозначенный знаком 4.4.1.
- Велопешеходная дорожка. Это конструктивно отделенный от проезжей части элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов и обозначенный знаками 4.5.2 — 4.5.7.
Ширина проезжей части
Единой нормы, регламентирующей ширину проезжей части с учетом количества полос движения, не существует. Так, действие ГОСТа Р 52399-2005 «Геометрические элементы автомобильных дорог» не распространяется на:
- Городские улицы (но не дороги в населенных пунктах другого типа!).
- Автозимники.
- Внутрихозяйственные дороги.
- Временные (сооружаемые на срок до 5 лет) дороги.
Для остальных категорий дорог данный документ устанавливает ширину полосы движения от 3,0 до 4,5 м.
Тот же параметр в городах определяет СП 42. 13330. 2016 «Свод правил. Градостроительство». Согласно пункту 11.5 этого документа, в зависимости от категории улиц и внутригородских дорог ширина полосы движения на них составляет от 3,0 до 3,75 м, а для сельских улиц и дорог — от 2,75 до 3,5 м. Однако в районах исторической застройки могут встречаться примеры отклонения от этих параметров.
Штрафы за нарушение правил расположения ТС на проезжей части
Статья 12.15 КоАП РФ устанавливает следующие виды наказаний за нарушение правил расположения ТС на проезжей части:
- Штраф 1 500 руб. за… движение по обочинам… (часть 1).
- Штраф 2000 руб. за движение по велосипедным или пешеходным дорожкам либо тротуарам (часть 2).
- Штраф от 1000 до 1 500 руб. за выезд в нарушение ПДД на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия либо на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия (часть 3).
- Штраф 5000 руб. или лишение права управления ТС на срок от 4 до 6 месяцев за выезд в нарушение ПДД на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 данной статьи КоАП РФ (часть 4).
- Лишение права управления ТС на срок 1 год или штраф 5000 руб., если нарушение зафиксировано дорожными камерами, за повторное нарушение, предусмотренное частью 4 данной статьи КоАП РФ (часть 5).