«Где пробки и обочечники — там мы»: как штрафуют мигалкой с камерами
Стильно обклеенный китайский кроссовер Chery Tiggo с оранжевой мигалкой на крыше многие водители в Москве принимают за обычный автомобиль дорожных служб. Но они глубоко ошибаются: на крыше спецмашины установлена одна из передовых разработок в области автоматической фото- и видеофиксации нарушений ПДД.
Конструкция представляет собой не просто балку со световыми сигналами: в саму мигалку вмонтированы камеры, которые умеют распознавать множество административных нарушений на дороге, а также вычислять угнанные автомобили. Точно такие устройства в ГИБДД планируют начать устанавливать на свои патрульные машины в 2023 году. Именно глава ГИБДД Михаил Черников в свое время потребовал придумать умную замену треногам: так и началась история этих балок-мигалок.
В штучных экземплярах такие устройства уже работают на крышах автомобилей ГИБДД в Якутии, Дагестане, Калининграде, Самаре, Волгограде, Нижнем Новгороде. Обсуждаются перспективы закупки оборудования в Архангельске и Владимире. Одними их первых умные мигалки с камерами получили в Центре организации дорожного движения (ЦОДД) Москвы — Autonews.ru ранее первым сообщал о начале таких испытаний. Теперь корреспондент Autonews.ru подежурила вместе с водителем на маршруте и узнала, как работают такие мигалки, что они фиксируют, кому грозят штрафы, почему их должны бояться обочечники и где можно встретить эти автомобили.
Как работают мигалки с камерами
Новые бортовые аппаратно-программные комплексы, которые с первого взгляда не отличаются от обычных мигалок, появились в Москве около полутора лет назад. В ЦОДД провели тестовые испытания, после чего, на дороги в боевом режиме отправили работать два автомобиля с такими комплексами: сейчас это Chery Tiggo. Но модели могут меняться: устанавливать балку можно на любые машины. Устройства от двух компаний поставщиков — больше на рынке разработчиков пока нет: это московская компания «Технологии распознавания», которая поставляет модели «АвтоУраган-МС» и смоленское предприятие «Арсенал 67», которое разработало модель «Кибер-Шериф». Конструкции отличаются друг от друга, но задача у них одинаковая: на ходу фиксировать превышения скоростного режима, а также другие нарушения ПДД.
Работают устройства так: в мигалку вмонтированы радар и камеры. Их количество можно варьировать: в максимальном варианте оснащения таких камер шесть. Но каждая камера конструкцию делает дороже. В центре находится радар, который сканирует скорость проезжающих машин как попутного, так и встречного направления до 6 полос. По данным разработчиков, такая конструкция в максимальной комплектации позволяет фиксировать дорожную ситуацию на 360° вокруг автомобиля. Причем работает система как в движении, так и в припаркованном состоянии, а функционировать может как в -40 °C, так и в +50 °C. Мигалки, которые работают в Москве, «смотрят» на 360° Дальность работы — до 50 метров при замерах скорости. При работе в пробках при фиксации обочечников дальность зависит от того, насколько обзору не мешают другие автомобили.
Все устройства утверждены как средство измерения, внесены в единый государственный реестр средств измерений, имеют необходимые сертификаты, и работают в автоматическом режиме. Машины работают даже в трудных погодных условиях: в снегопады, ливни, град и так далее.
Какие нарушения ПДД фиксируют комплексы на крышах
Устройство фиксирует нарушения ПДД, после чего материалы уходят в ЦОДД. Там их отсматривают и отправляют для оформления постановлений в то ведомство, по линии которого произошло административное нарушение ПДД — это ГИБДД, Московская административная дорожная инспекция (МАДИ) или Администратор московского парковочного пространства (АМПП). Также все автомобили по умолчанию проверяют по госномерам на угон — все номера уходят в систему– если в поле зрения окажется машина в розыске, сигнал сразу получат правоохранительные органы.
В ЦОДД Autonews.ru рассказали: сначала «мигалки» фиксировали только превышение скорости: для этих целей автомобили выезжали на МКАД и вылетные магистрали. За 2022 год по материалам всего с двух таких мигалок было оформлено 8 тыс. штрафов за скорость. Список составов постепенно расширяется: начиная с сентября комплексы фиксируют проезд по обочине (штраф 1,5 тыс. руб., можно оплатить со скидкой 50%) и выделенной полосе для общественного транспорта (в Москве штраф 3 тыс. руб.). В начале ноября к списку прибавились неоплата платной парковки (штраф 5 тыс. руб.), а также нарушение правил стоянки или остановки (3 тыс. руб. в Москве).
Зачем нужны камеры-мигалки
Как рассказал Autonews.ru руководитель дирекции фотовидеофиксации Центра организации дорожного движения (ЦОДД) Егор Чернов, такие балки нужны в том числе, чтобы фиксировать превышение скорости там, где нет стационарных камер и установка их по разным причинам невозможна. Скорость спецавтомобили измеряют на МКАД, Киевское шоссе и на вылетных магистралях.
«Данные обо всех стационарных камерах есть на картах, о них также информируют специальные приложения, фиксацию средней скорости отменили. Получается, что у водителей есть возможность притоморозить перед камерой, а дальше опять разгоняться. Еще есть места, где между камерами большое расстояние, не получатся поставить еще один комплекс, чтобы сократить место для гонок. И вот таким водителям на пути может встретиться этот автомобиль», — объяснил Чернов.
Выезды на обочину также фиксируют на МКАД: спецавтомобили специально выезжают туда в глухие пробки. Как рассказал водитель такой машины во время репортажа, окружающие автомобилисты на необычного соседа реагируют по-разному: иногда не замечают, а иногда понимают, что идет фиксация нарушений ПДД и пытаются вернуться на свою полосу, если едут по обочине.
«Где заторы — там мы. Многие понимают, что это за автомобиль. Некоторые специально подъезжают поближе и хвалят, потому что водителям не нравится, когда они стоят в пробке, а потом кто-то втыкается перед ними и время в заторе только растягивается, — поделился водитель. Так ездит в основном маршрутный транспорт — разные «Газельки», которые не любят ждать, таксисты, которые всегда спешат. А еще машины с региональными номерами — их водители пока не знакомы с тем, какой в Москве контроль».
По словам водителя спецавтомобиля с балкой, особенно много обочечников он встречает на отрезке МКАДа от Волгоградского проспекта до торгового комплекса «Садовод».
«Когда водители меня замечают, иногда такие маневры устраивают. Недавно заметил в зеркале заднего вида, как машина такси ехала по обочине, и водитель резко затормозил, когда увидел меня. А за ним ехал Hyundai Porter и вот он остановиться не успел. И произошло ДТП, потому в пробке скорость 2-3 км/ч, а они по обочине ехали все 60 км/час. Несильная авария, но неприятная: решили побыстрее проехать, а в итоге еще больше постоят», — поделился сотрудник ЦОДД.
Подъехав к затору с широкой обочиной оценить масштаб проблем можно наглядно — поток автомобилистов, желающих проехать быстрее остальных, не иссякает. Машины абсолютно разные: это и таксисты, и премиальные Mercedes, и простые иномарки, и отечественные Lada. А вот проблем с превышением скорости в оживленный рабочий день на МКАД ожидаемо нет.
Как приходят штрафы после фиксации с помощью мигалки
Постановления о штрафах и материалы к ним не отличаются от тех, что приходят с обычных камер. Небольшое отличие есть при фиксации обочины и выделенки.
«Мы склеиваем материал с изображениями обочечников/водителей на выделенках, которые обгоняют наш автомобиль. Cклеиваются данные с задней камеры по диагонали, а также с передней камеры — также по диагонали. Материал обязательно будет с двух сторон. На изображениях нарушение будет легко определить и сомнений такие снимки не вызывают», — поделился Чернов.
Как добавил Чернов, если водители превысят скорость, им также придет несколько снимков автомобиля. Погрешность у радара при замерах — всего 1 км/ч.
«Машина фиксирует все автомобили вокруг и каждой присваивает признак по скорости, если нас быстро обгонит автомобиль с повышением скорости там, где размечена дорога, то есть прописано, какие ограничения скорости работают на этом участке, и мы отправляем этот материал в ГИБДД для вынесения постановления. При этом наш автомобиль едет всегда с соблюдением ПДД без разрешенных +20 км/час», — поделился Чернов.
Балок с камерами в 2023 году может стать больше
По словам Чернова, в ЦОДД также изучают возможность заменить такими балками парконы, которые сейчас работают в Москве для фиксации неправильной парковки. При этом для фиксации слева и справа нужны разные устройства. Если балка окажется удобнее и не надо будет брать два разных комплекса, чтобы контролировать ситуацию с обоих сторон, не исключено, что в ЦОДД перейдут полностью на балки-камеры для фиксации такого состава.
При этом стоимость устройств с начала 2022 года заметно подросла: если несколько лет назад производители называли цену 1,5-2 млн руб. в зависимости от принципа работы и объемов закупок. Теперь, по словам разработчиков, их стоимость выросла примерно до 3 млн руб. — это произошло на фоне дефицита электрокомпонентов, а также сложностями с поставками нужных запчастей в Россию.