Авторынок в России снова начал расти. 6 главных выводов по итогам ноября
Ежемесячный отчет по продажам новых автомобилей на российском рынке от Комитета автопроизводителей АЕБ в ноябре преподнес целый ряд неожиданностей, на которые стоит обратить внимание. Главное событие — постепенное возвращение россиян в автосалоны после октябрьского спада спроса. Впрочем, это не единственный положительный сюрприз последнего месяца осени. Autonews.ru разобрался в ноябрьских данных по продажам и нашел сразу шесть важных фактов, которые точно требуют внимания.
Спрос на новые автомобили в России снова начал расти
Российский рынок начал восстанавливаться в ноябре. Так, в прошлом месяце в стране было продано 46 403 новых легковых и легких коммерческих автомобиля. Эта цифра на 61,6% меньше показателей за аналогичный месяц прошлого года. Таким образом, падение отечественного рынка продолжается уже 17 месяцев подряд.
Однако ноябрьские показатели продаж оказались все же выше октября. Тогда россияне приобрели 45 228 автомобилей. Что касается первых 11 месяцев 2022 года, то тут продажи упали на 60,9% — до 548 877 автомобилей.
Причина таких показателей остается прежней — в первую очередь, это нехватка новых автомобилей у дилеров. Компании, которые заявили о приостановке своей деятельности в России в феврале—марте, пока так и не смогли вернуться на наш рынок. Более того, практически каждый месяц автопроизводители заявляют об окончательном уходе из нашей страны. Только за недавнее время такое решение приняли Nissan, Infiniti и Mercedes-Benz. Ранее на такой шаг пошли Renault и General Motors.
В свою очередь, отечественные бренды и китайские компании, которые продолжают деятельность на отечественном рынке, полностью удовлетворить спрос россиян на машины пока не могут.
Также покупателей отпугивает высокая стоимость машин в России. Взрывной рост цен на новые автомобили остановился к середине лета. Более того, в начале года некоторые компании (в первую очередь китайские) скорректировали свои прайс-листы в сторону уменьшения. Однако цены на новые автомобили все равно остаются высокими, даже по сравнению с январем.
В такой ситуации на скорую нормализацию ситуации на российском рынке рассчитывать не приходится. Например, в Минпромторге считают, что реализация машин в стране по итогам года упадет примерно в два раза.
Доля автомобилей Lada стремительно растет
АвтоВАЗ в последний осенний месяц смог продать в России 21 726 автомобилей. Таким образом, на модели Lada пришлась почти половина (более 46%) всех реализованных на отечественном рынке машин. При этом продажи АвтоВАЗа в прошлом месяце сократились на 18% по сравнению с докризисным ноябрем 2021 года (тогда россияне купили 26 373 автомобиля Lada). Также стоит помнить, что и год назад АвтоВАЗ испытывал сложности с производством из-за нехватки комплектующих, а дилеры жаловались на дефицит автомобилей в шоурумах.
Главным двигателем продаж АвтоВАЗа сейчас являются так называемые упрощенные версии популярных моделей Lada, которые начали сходить с конвейера предприятия в Тольятти этим летом. Речь идет в первую очередь об антикризисной Lada Granta без ABS и с механической кнопкой ЭРА-ГЛОНАСС. Обычные, полные комплектации автомобиля еще остаются в некоторых автосалонах в небольших количествах. Всего в ноябре дилеры смогли продать 13 015 Lada Granta, что значительно превышает показатели прошлого года. Тогда за месяц россияне приобрели 7231 такую машину.
Аналогичная ситуация наблюдается и с внедорожниками Lada Niva, которые уже продолжительное время являются самыми популярными SUV в России. Сейчас в семейство этих автомобилей входят две модели — Lada Niva Legend и Lada Niva Travel, которая заменила на рынке устаревшую Chevrolet Niva. В ноябре АвтоВАЗ смог реализовать в стране 6898 внедорожников против 3618 в 2021 году. Причем на данный момент в большинстве автосалонов можно найти только упрощенную версию Lada Niva, докризисные автомобили (во всяком случае, в Москве) нам купить не удалось.
Продажи других моделей АвтоВАЗа, напротив, ушли в глубокий минус. Так, в ноябре россияне приобрели всего 1009 машин семейства Lada Vesta. В 2021 году АвтоВАЗ смог продать 9035 таких моделей. Не лучшим образом обстоят дела и у пассажирской Lada Largus — 279 реализованных моделей против 3350 годом ранее. Причина таких показателей — нехватка этих автомобилей у дилеров. Дело в том, что АвтоВАЗ пока так и не смог возобновить производство «Вест» и «Ларгусов». В компании обещают, что их выпуск должен начаться в следующем году.
Компании с лучшей динамикой
Среди топ-15 самых популярных автокомпаний в России в ноябре лучшая динамика продаж зафиксирована у Geely (четвертое место в рейтинге). Так, реализация машин этой китайской марки в ноябре выросла на 24%. Всего за месяц в стране было продано 3506 кроссоверов Geely (в прошлом году этот показатель составил 2826 машин). Самой популярной моделью компании в прошлом месяце традиционно стала Coolray. Самый доступный кроссовер Geely в ноябре разошелся тиражом в 1678 экземпляров, что на 40% больше, чем в 2021 году (1181 проданный автомобиль).
В свою очередь, продажи кроссовера Atlas Pro по сравнению с прошлым годом увеличились почти на 90% и составили 1048 машин против 565 годом ранее. Кроме этого, стремительно вырос спрос у россиян и на флагманскую модель бренда из Поднебесной — полноприводный кроссовер Tugella. В последний месяц осени 770 клиентов остановили свой выбор на этом автомобиле.
Самым стремительным ростом продаж в ноябре отметился китайский Dongfeng. Спрос на машины бренда увеличился в России по сравнению с 2021 годом сразу на 123%. Правда, объемы продаж у компании в нашей стране все равно остаются небольшими — всего 156 машин за месяц. Причем за первые 11 месяцев нынешнего года продажи Dongfeng выросли и вовсе на 245% — компания смогла реализовать 1506 машин против 436 годом ранее.
В прошлом году Dongfeng начала продажи в России четырехместного полноприводного пикапа DF6. Рамный автомобиль с дорожным просветом 220 мм позиционируется как конкурент Mitsubishi L200 и Toyota HiLux. Также клиентам предлагается кроссовер Dongfeng DFM 580 с 1,8-литровым атмосферным двигателем (132 или 145 л.с.), который работает в паре с пятиступенчатой механической коробкой передач или вариатором.
Продажи двух японских брендов упали на 100%
Сразу несколько брендов из Страны восходящего солнца установили в ноябре антирекорд продаж. Так, премиальная марка Lexus реализовала в России в прошлом месяце всего два своих автомобиля. Эта цифра на 100% меньше показателей за аналогичный период 2021 года. Модельный ряд Lexus в России включал восемь моделей: UX, NX, LX, RX, GX, ES, LS и LC. Однако весной этого года Япония ввела ограничения на ввоз дорогих автомобилей в Россию. После этого запасы моделей Lexus у дилеров начали постепенно таять.
Не лучшим образом обстоят дела у компании Mitsubishi. Продажи этого японского бренда также рухнули на 100% и составили всего 13 автомобилей. Причины таких результатов все те же — дефицит машин в торговых компаниях. Впрочем, некоторые дилерские центры нашли выход из ситуации и стали активно заводить в шоурумы различные модели Mitsubishi из Китая и ОАЭ по схеме параллельного импорта.
Японская Infiniti не смогла продать ни одного автомобиля в нашей стране, хотя в октябре россияне приобрели 139 моделей премиального бренда, что на 51% больше показателей 2021 года. Дело в том, что ранее компания Infiniti заявила об окончательном уходе из России и в прошлом месяце, скорее всего, распродавала остатки своих машин.
Новый кроссовер в рейтинге самых продаваемых автомобилей
Впервые в топ-25 самых продаваемых машин в России попал китайский кроссовер Haval Dargo. Этот автомобиль появился в продаже на отечественном рынке в июне и стоит минимум 2,999 млн руб. (данные официального сайта). За месяц в России был продан 351 китайский кроссовер, производство которых ведется на заводе в Тульской области. В основе модели лежит модульная архитектура L.E.M.O.N., знакомая в России по бестселлеру китайской марки — кроссоверу Jolion. Дорожный просвет автомобиля составляет 200 мм. Как отметили в компании, автомобиль сочетает в себе функционал городского кроссовера с высокой проходимостью внедорожника.
На нашем рынке Dargo можно купить с безальтернативным двухлитровым бензиновым турбомотором мощностью 192 л.с. Агрегат работает совместно с семиступенчатой роботизированной коробкой передач с двумя сцеплениями. Автомобили предлагают в модификациях как с передним, так и с полным приводом. Уже в базовой версии машина получила задние датчики парковки, камеру заднего вида с динамической разметкой, круиз-контроль, систему контроля торможения в поворотах, а также функции предотвращения переворота автомобиля и помощи при экстренном торможении.
Провал бывших лидеров продаж
В России стремительно падают продажи автомобилей, которые еще в начале года возглавляли рейтинги самых популярных машин в России. Например, Kia Rio очень долгое время являлась самой продаваемой иномаркой на нашем рынке, а теперь опустилась сразу на 18-е место в списке АЕБ. Продажи этой модели рухнули более чем на 90% и составили 292 автомобиля. К примеру, в ноябре прошлого года корейцы передали клиентам 5682 такие модели.
Также в России рухнул спрос и на кроссовер Hyundai Creta, еще в начале года считавшийся самым популярным SUV на нашем рынке. Теперь эта модель вплотную приблизилась к зоне вылета с показателем 340 проданных автомобилей против 6513 штук годом ранее. Еще одна некогда популярная модель корейцев — седан Solaris — и вовсе вылетел из рейтинга АЕБ.
Его судьбу рискуют разделить лифтбеки Volkswagen Polo и Skoda Rapid, которые оказались на 23-м и 24-м местах в списке соответственно. За месяц россияне купили всего 270 и 262 таких автомобиля. К примеру, в ноябре 2021 года компания Volkswagen продала на российском рынке 2292 Polo, а Skoda реализовала 1991 Rapid.