На замену Ford и Mazda: в России появился новый автобренд «Соллерс»
Российская компания ПАО «Соллерс» запустила проект по организации производства легких коммерческих автомобилей под собственным брендом. Новые модели будут выпускать на мощностях предприятия в Татарстане — в Особой экономической зоне «Алабуга». Таком образом, «Соллерс Алабуга» станет дочерним предприятием ПАО «Соллерс» по продаже и производству автомобилей Sollers. Общий объем инвестиций в новый проект составит более 5 млрд рублей. Кроме того, «Соллерс» анонсировал старт производства новых кроссоверов во Владивостоке. Отвечаем на главные вопросы.
Какие автомобили будет производить «Соллерс» в Татарстане?
Автомобили «Соллерс» заместят ушедший с российского рынка Ford Transit — так заявил глава Минпромторга Денис Мантуров. Новые российские продукты получили названия «Атлант» и «Арго». Как ожидают в Минпромторге, эти модели будут способны «закрыть все потребности бизнеса в легких коммерческих перевозках».
«Атлант» — это автомобиль полукапотной компоновки, который представляет собой многофункциональную платформу для индивидуальных решений. Как сообщили в пресс-службе бренда, модельный ряд «Атлант» включает в себя широкий спектр модификаций с возможностью адаптации под разные нужды. Автомобиль полной массой от 2,5 до 4,2 т получит два варианта дизельных моторов экологического класса Евро 5 на выбор: мощностью 139 л.с. либо 150 л.с.
Что касается «Арго», то это будет автомобиль бескапотной компоновки для внутригородских перевозок. Среди основных заявленных производителем преимуществ модели: компактность, маневренность, низкая высота погрузки, возможность въезда в центр крупных городов. Машина имеет полную массу от 2,5 до 3,5 тонн и предлагается на выбор с дизельным двигателем мощностью 130 л.с либо с бензиновым двигателем 147 л.с. класса Евро 5.
Кроме того, будет и электрическая версия модели «Арго»: ее тест-драйв уже провел глава Минпромторга Денис Мантуров. Он рассказал, что ее производство, хотя пока и не серийное, планируют наладить во втором квартале следующего года.
«Есть четкий спланированный график мероприятий по увеличению уровня локализации. Это прописано в специнвестконтракте, коллег будем поддерживать», — цитируют Мантурова «РИА Новости». Министр также добавил, что автомобиль включат в госпрограмму поддержки спроса: его можно будет купить через инструменты льготного лизинга.
Когда стартуют продажи автомобилей «Соллерс»?
Продажи первых новых LCV запланированы на декабрь 2022 года, а производство по технологии полного цикла будет запущено в 2023 году.
Автомобили локализованы?
Пока в компании не сообщили, каким образом будет идти производство. Однако на первых порах речи о глубокой локализации не идет. Ранее знакомые с ситуацией эксперты рассказывали, что партнерами предприятия может выступить китайский JAC. Однако в «Соллерсе» комментировать эти предположения, а также называть возможных партнеров, отказывались. Главная причина — возможная негативная реакция со стороны недружественных стран. После публикации первых официальных изображений модели «Атлант» отрицать их схожесть с китайской моделью JAC Sunray уже не получится.
Что касается «Арго», то в нем можно угадать модель JAC N35: сверху «родных» шильдиков JAC и появился новый с названием «Соллерс».
При этом у «Соллерс» есть все возможности для настоящего производства автомобилей: в компании уже сообщили, что основные работы по локализации запланированы на 2023 год: именно тогда «Соллерс Алабуга» начнет масштабную программу локализации новой линейки, которая будет включать в себя производство дизельных двигателей, штамповочное производство, локализацию ключевых электронных компонентов, элементов шасси, изделий из пластика. В проекте будет задействован весь текущий персонал завода.
Насколько востребованы будут автомобили от «Соллерс»?
Из оставшихся в России автопроизводителей, пока легковой коммерческий транспорт производит только группа «ГАЗ». За недавнее время было прекращено производство моделей Ford Transit, Mercedes-Benz Sprinter, а производство коммерческого транспорта в Калуге на заводе Stellantis стоит с 19 апреля 2022 года: на заводе ПСМА Рус производили коммерческие фургоны Peugeot Expert, Opel Vivaro, Citroеn Jumpy.
Согласно статистике продаж от Комитета автопроизводителей АЕБ, в 2021 году «Группа ГАЗ» 56 468 автомобилей (в 2020-м году — 51 169 автомобилей). Подразделение коммерческих автомобилей Ford продало в 2021 году 20 840 моделей Transit (в 2020-м — 14 038 автомобилей). Продажи коммерческого транспорта Peugeot в 2021 года составили 8 727 единиц (в 2020-м — 4 516 автомобилей), а Citroen в 2021 году продал 4 897 автомобилей, в основном это коммерческие модели SpaceTourer, Jumpy, Berlingo Multispace и Berlingo. Mercedes в России в 2021 году продал 1 838 коммерческих автомобиля (1 676 — в 2020-м).
В 2022 году лидером на рынке легких коммерческих автомобилей остался ГАЗ — самой популярной моделью стала Gazelle. Однако объемы производства стали снижаться.
С учтем таких цифр, как считает автомобильный эксперт Игорь Моржаретто, один только ГАЗ объем спроса в нише LCV удовлетворить не сможет. Поэтому, по его оценке, автомобили «Соллерс» будут покупать вне зависимости от их происхождения.
«У нас перестали производить автомобили Peugeot-Citroen, Mercedes, остался один «ГАЗ», конечно, новые коммерческие автомобили нужны. Пока мы видим, что это машины JAC, которые производят в Татарстане под именем «Соллерс», по всей видимости, тут речь идет о крупноузловой сборке — такая же схема реализована с производством автомобилей «Москвич», — рассказал Моржаретто. — Имя партнера официально не называют, поскольку китайские компании крайне осторожно работают на российском рынке, чтобы не попасть под вторичные санкции. Например, главный акционер того же JAC — концерн Volkswagen и рисковать никто не хочет».
При этом Моржаретто уверен: на предприятии в Елабуге достаточно мощностей для организации собственного локализованного производства коммерческого транспорта.
«В Елабуге для производства здесь есть все — там, например, используют одну из лучших в России технологию окрашивания кузовов, редкое оборудование и краски высокого качества. Например, там есть специальные огромные ванны, где окрашивают автомобили Aurus. Оборудование для сварки, которое есть на заводе возможно модифицировать под производство разных моделей. Оно не такое, как, например, как стояло у Renault в Москве — оно было заточено под конкретны модели. Здесь же можно маневрировать. А самое главное, у них есть современный моторный завод, где можно поставить на производство любой двигатель», — поделился эксперт.
Также, как указал Моржаретто, на территории Свободной экономической зоны в Елабуге другие предприятия наладили производство штамповки деталей для коммерческого транспорта, а также локализовали производство пластиковых деталей для автомобилей, включая панели — наличие таких партнеров укрощает работу для «Соллерса».
Что будут производить во Владивостоке вместо Mazda?
Также на «Соллерсе» заявили, что запустят сборку кроссоверов на мощностях бывшего совместного с Mazda предприятия. В этом компании поможет неназванный партнер. По словам заместителя генерального директора компании «Соллерс» Зои Каики, автомобили новых партнеров станут заменой японских кроссоверов Mazda CX-5 и CX-9.
По ее словам, запуск планируется начать во втором квартале 2023 года. Модели каких партнеров начнут собирать на заводе во Владивостоке на «Соллерс» не уточнили.
«Автомобили будут легковые, и мы рассчитываем, что по сути будет замещение линейки Mazda, <...> Это средний ценовой сегмент будет, соответственно, кроссоверы. По сути, мы опять-таки метимся в нишу ушедшей Mazda — CX-5, CX-9», — цитируют Каику Вести.Ру.
По словам Моржаретто, в этом случае глубокой локализации моделей ждать не стоит: экс-завод Mazda и оставшиеся от него производственные мощности, по оценке эксперта, способны будут работать только по принципу крупноузловой сборки. Эксперт предположил, что и здесь будет применена схема «Москвича».