Авторынок в России снова начал падать: 6 выводов по итогам октября
Ежемесячный отчет по продажам новых автомобилей на российском рынке от Комитета автопроизводителей АЕБ в октябре 2022 года преподнес немало сюрпризов. Причем не все из них во второй месяц осени носят негативный характер. Autonews.ru разобрался в октябрьских данных по продажам и нашел сразу шесть важных фактов, на которые стоит обратить внимание.
Продажи авто в России упали после 5 месяцев роста
В октябре 2022 года в России было продано 45 228 новых легковых и легких коммерческих автомобилей. Эта цифра на 62,8% меньше показателей за аналогичный месяц прошлого года. Причем по сравнению с сентябрем этого года продажи машин также упали. Напомним, что в первый месяц осени в стране реализовали 46 698 автомобилей. Таким образом, ежемесячный прирост российского авторынка, который начался в июне, прекратился.
Основные причины низких показателей рынка остаются прежними — нехватка машин у дилеров и высокие цены. Большинство зарубежных компаний так и не смогли восстановить свою деятельность в России. Более того, целый ряд автопроизводителей за последнее время приняли решение окончательно покинуть наш рынок. Среди них Nissan, Infiniti и Mercedes-Benz. Ранее аналогичное решение приняли Renault и General Motors. Не исключается, что до конца нынешнего года список таких компаний пополнится.
👉 10 самых популярных моделей, которые покупают даже в кризис. Цены
На этом фоне эксперты не ждут нормализации ситуации на российском рынке новых автомобилей в ближайшее время. Так, председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Алексей Калицев считает, что по итогам 2022 года продажи новых автомобилей в России могут упасть на 50%. С похожим прогнозом выступил замдиректора департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга Тигран Парсаданян. По его словам, продажи легковых автомобилей в России могут снизиться на 55%.
Продажи АвтоВАЗа ушли в минус, но его доля на рынке растет
Продажи АвтоВАЗа в октябре упали на 25%. Всего за месяц на рынке было реализовано 19 145 машин Lada. Одновременно эта цифра составляет более 40% от всех проданных за месяц новых легковых автомобилей. Основным локомотивом продаж АвтоВАЗа стали так называемые упрощенные модели, которые сейчас выпускаются на заводе в Тольятти. Так, самой популярной моделью в России в октябре стала Lada Granta с показателем 12 426 реализованных машин. Год назад АвтоВАЗ смог продать за месяц 7273 «Гранты». На втором месте в рейтинге самых популярных SUV в России — внедорожник Lada Niva. За месяц россияне купили 4755 таких машин.
А вот продажи Lada Vesta, наоборот, установили антирекорд. За месяц АвтоВАЗ смог реализовать только 992 такие модели, что почти в 10 раз меньше показателей октября 2021 года (10 261 проданная машина). Дело в том, что компания пока так и не смогла возобновить производство «Вест», а у дилеров на складах остается все меньше автомобилей.
Haval впервые попал в тройку самых продаваемых авто в России
В октябре впервые в истории АЕБ на третьей строчке самых продаваемых машин оказалась китайская компания. Так, во второй месяц осени россияне купили 4426 кроссоверов Haval. К примеру, в прошлом году компания из Поднебесной смогла реализовать на нашем рынке 4803 новых автомобиля.
👉 Названы самые популярные марки автомобилей в России на начало ноября
Haval ведет производство автомобилей на своем заводе в Тульской области. В отличие от своих американских, европейских и японских коллег эта компания не приостанавливала продажи машин в России. На данный момент модельный ряд Haval в нашей стране состоит из пяти моделей. Самой доступной моделью китайского бренда является кроссовер Jolion, который занял третье место в рейтинге самых популярных моделей у россиян в октябре. Цены на этот автомобиль стартуют от 1 899 000 руб. Также клиентам предлагаются кроссоверы Dargo, F7, купеобразный F7x и внедорожник H9.
Провал корейских брендов
У южнокорейских компаний дела складываются не так оптимистично. Например, продажи Hyundai упали сразу на 86% и составили всего 1840 машин. К примеру, в октябре прошлого года корейские автомобили этого бренда разошлись на нашем рынке тиражом в 13 162 экземпляра. Что касается Kia, то эта компания смогла продать за месяц в России 3333 новых машины, что на 79% меньше, чем в 2021 году.
Ни одна корейская модель не смогла попасть в топ-5 самых продаваемых авто на нашем рынке. Самые хорошие результаты показали кроссоверы Hyundai Santa-Fe и Kia Seltos, которые заняли 8-е и 10-е место в списке соответственно. Кроме этого, настоящий антирекорд установили бывшие бестселлеры российского рынка. Так, продажи Kia Rio и Hyundai Solaris рухнули сразу на 94 и 93%.
На такие неутешительные результаты повлияла нехватка машин у дилеров (в автосалонах сейчас достаточно тяжело найти автомобили корейских брендов в нужной комплектации), а также высокие цены.
Продажи машин Infiniti выросли, но компания все равно уходит из России
Infiniti стала одной из двух компаний, которые смогли продемонстрировать рост продаж на российском рынке в октябре (также с положительным результатом второй месяц осени закончила китайская Lifan). Всего россияне за месяц купили 139 моделей премиального японского бренда. Эта цифра на 51% больше показателей октября прошлого года. Тогда на отечественном рынке было продано 92 машины Infiniti.
Впрочем, несмотря на такие показатели, японская компания все равно приняла решение об окончательном уходе из России. О приостановке своей деятельности в нашей стране компания заявила в начале марта 2022 года. На тот момент дилеры, как заявляли в представительстве, обладали достаточным запасом автомобилей.
У бренда Infiniti не было собственного производства в России: модели импортировали из ряда стран. На отечественном рынке продавали кроссоверы и внедорожники: QX50, QX55 и QX80. В планах у компании также стоял запуск продаж модели QX60.
«Буханка» демонстрирует рост продаж
В октябре продажи самых популярных моделей LCV просели более чем на 35%. При этом не все модели этого сегмента по итогу месяца ушли в минус. Например, УАЗ «Классик» («буханка») в октябре разошелся тиражом в 1413 автомобиля против 1193 машин годом ранее.
УАЗ-452 выпускают уже более полувека (с 1965 года) без существенных технических и внешних изменений. Нынешняя «буханка» укомплектована 2,7-литровым бензиновым двигателем, развивающим 112 л.с. и 198 Нм крутящего момента. Мотор работает вместе с пятиступенчатой механической коробкой передач и полным приводом. Цены на автомобили из семейства СГР («старый грузовой ряд») начинаются от 864 тыс. руб.