«Дороги назад нет». Как Европа решила заглушить бензиновые двигатели
В конце октября европейские власти приняли решение, которое не назвать иначе как судьбоносным: начиная с 2035 года в 27 странах Евросоюза нельзя будет поставить на учет ни одного нового автомобиля с двигателем внутреннего сгорания, даже если он входит в состав гибридной силовой установки. Это уже не размышления и гипотезы — спусковой крючок нажат, пуля выпущена, и через 12 с небольшим лет она остановит сердце традиционного автопрома Старого Света. Во всяком случае, так это выглядит сейчас.
Масштабы надвигающихся перемен еще только предстоит осознать: совсем недавно полный запрет ДВС в Европе казался не более чем фантастической идеей, но теперь это почти неотвратимая реальность. Оливер Ципсе, глава BMW и председатель Европейской ассоциации автопроизводителей (ACEA), прокомментировал это настолько емко, насколько позволяют правила политического приличия: «Это экстремально долгоиграющее и абсолютно беспрецедентное решение. Евросоюз станет первой и единственной частью света, полностью перешедшей на электрокары. И не надо себя обманывать: всей индустрии предстоит преодолеть множество испытаний, чтобы выйти на нужные объемы производства».
👉 В мире начался литиевый кризис. Он еще сильнее ударит по автопрому
Кроме того, Ципсе добавил, что реализация принятого плана невозможна без обеспечения европейскими властями необходимой инфраструктуры — в частности, строительства бесшовной сети зарядных станций, как частных, так и общедоступных. А еще глава BMW подчеркнул, что производителям необходим доступ к критически важному для производства сырью. Autonews.ru уже писал о мировом дефиците лития для производства батарей, и это может стать одним из тех факторов, которые сильно усложнят дело.
«Принятое решение поднимает множество вопросов, на которые пока нет ответа, — предостерег Оливер Ципсе. — Например, то, как Европа собирается гарантировать доступ к стратегически важным материалам для электромобилей. Если ЕС хочет быть пионером устойчивой электромобильности, доступность сырья должна быть полностью обеспечена. В противном случае мы можем оказаться зависимы, и подобные угрозы уже увидели другие экономические регионы».
Пусть Ципсе и не конкретизировал, о каких регионах речь, для сравнения можно посмотреть на Китай. Сегодня это самый крупный в мире рынок электромобилей с индустрией, которая на протяжении последних 10 лет активно подпитывалась государством — как в плане прямых вложений, так и с точки зрения стимуляции клиентов. За один лишь 2021 год в КНР было продано 3,5 млн электрокаров — это около 15% местного рынка и втрое больше, чем в Европе. Согласно прогнозам, к 2035-му эта доля должна вырасти до 50-60%, но никак не до ста — о полном запрете ДВС речи даже не идет!
Что же сподвигло Европу на столь резкие перемены? Ответ прост: стратегия под названием «Fit for 55». Согласно этому плану, уже к 2030 году страны ЕС должны сократить выбросы вредных газов в атмосферу на 55% по сравнению с 1990 годом, а к 2050-му — перейти к полной углеродной нейтральности. Сейчас же на автомобили, согласно подсчетам экспертов, приходится 12% от суммарного «выхлопа» Старого Света, а на транспортную индустрию в целом — четверть.
👉 Китайская компания BYD обогнала Tesla и стала мировым лидером по продажам электрокаров
Возможно, тут вы немного потерялись в цифрах: почему, дескать, в общем плане фигурируют 2030 и 2050 годы, а ДВС запретят с 2035-го? Промежуточная точка все же есть: к тому же 2030-му уровень выбросов новых автомобилей должен сократиться на те же 55% — только не относительно 1990-го, а по сравнению с 2021-м. А внятного объяснения, почему бы не ввести полный запрет к заветному 2050-му, никто не дает. Похоже, простое объяснение звучит так: машины назначены «крайними», а их производителей поставили перед фактом, особо не вдаваясь в детали.
За несколько дней до официальной публикации решения Карлос Таварес, глава альянса Stellantis, называл его «чисто догматическим» и призывал найти более прагматичный и здравый способ полного перехода на электротягу. О том, что индустрия реально способна провернуть такую операцию всего за 12 лет, с уверенностью сейчас не говорит никто: риторика максимум сводится к чему-то вроде «мы в вас верим, у вас все получится».
Вот, например, комментарий исполнительного зампредседателя Еврокомиссии Франса Тиммерманса: «Европейские производители уже доказывают, что могут справляться с вызовами, они выпускают на рынок все больше электромобилей, одновременно делая их более доступными. Скорость, с которой происходили изменения на протяжении последних лет, просто выдающаяся». Видите здесь что-нибудь про четкую стратегию и детально проработанные планы? Правильно, не видите — потому что их, судя по всему, пока нет.
Но эко-активистам мало и этого — например, Лорелей Лимузен из европейского офиса Greenpeace раскритиковала ЕС за медлительность: «Евросоюз выбрал длинную дорогу, которая приведет к катастрофе. Запрет автомобилей на ископаемом топливе к 2035 году — это недостаточно быстро, нужно вводить его максимум к 2028-му. Прекрасный пример того, как за радостными заголовками политики в очередной раз прячут свою неспособность повлиять на проблемы климата».
👉 УАЗ начал выпуск машин с двигателями стандарта Евро-0
И даже если отбросить радикальную риторику гринписовцев, общее настроение не поменяется: похоже, в Старом Свете уже окончательно поставили знак равенства между ДВС и вселенским злом. «Европейские правительства приняли историческое решение по запрету машин, загрязняющих воздух, — говорит Юлия Полисканова, старший директор Европейской федерации транспорта и защиты окружающей среды. — Сегодня сделан большой шаг в борьбе за климат, и конец двигателей внутреннего сгорания — это отличные новости. Только давайте не тратить время и силы на альтернативные виды топлива, а сосредоточимся на электричестве».
Альтернативное топливо, о котором говорит Полисканова, — последняя надежда адептов традиционных моторов. В новом законе оставлен «черный ход», теоретически позволяющий сохранить двигатели внутреннего сгорания и после 2035 года, если они будут работать на синтетическом топливе, полученном из возобновляемых источников — таком, как биоэтанол, который уже используется в «Формуле-1». Еще один вариант — водород, с которым сейчас активно экспериментируют в компании Toyota.
Кроме того, в европейском законе предусмотрена так называемая «поправка Ferrari» — отсрочка до 2036-го для компаний, выпускающих от одной до десяти тысяч машин в год. Еще более мелких производителей, с тиражами ниже тысячи экземпляров, трогать не будут вовсе. И это хорошие новости для энтузиастов: похоже, возможность приобрести «допотопное рычащее чудище» до конца все-таки не отнимут. И кстати, никто не регламентировал число этих сверхмалых производителей, так что теоретически их может быть хоть миллион, верно? ..
Впрочем, это уже фантазии, а общий вектор уже принят и зафиксирован. «Дороги назад нет, жизнь двигателей внутреннего сгорания подходит к концу, — комментирует Фердинанд Дуденхоффер из немецкого Центра автомобильных исследований (CAR). — Америка и Китай тоже четко двигаются по направлению к электромобилям, а пункт про альтернативные виды топлива представители европейской промышленности не рассматривают всерьез».
👉 Как изменились электромобили всего за 10 лет: данные исследования
Насколько выполнимым окажется этот план, прямо сейчас предсказать невозможно — особенно на фоне энергетического кризиса в самой Европе. Где брать столько энергии? Кто и на какие деньги будет отстраивать инфраструктуру? С другой стороны, это проблемы стран, а не автомобильных компаний — а те уже давно рапортуют о готовности к «смене ориентации». Volkswagen готов ампутировать себе ДВС уже к 2033-му, где-то к 2030-му собираются расстаться с поршнями Ford, Volvo, Mini и бренды концерна Stellantis, а Jaguar полностью откажется от топлива уже через три года.
В конце концов, до «часа икс» еще 12 лет — чуть больше, чем прошло с момента дебюта Tesla Model S. Кто-то мог тогда представить, чем окажется для всей индустрии электрическая игрушка Илона Маска?