Какие автобренды ушли из России, кто пытается остаться: статус на ноябрь
Россию один за другим покидают популярные автобренды. Источники на ряде оставшихся предприятий уверяют, что решения по своему будущему в России большинство компаний примет до конца 2022 года. Однако ситуация может измениться в любой момент и в любую сторону. Разбираемся, кто ушел, кто старается остаться, кто может стать следующим и что будет с освободившимися производственными мощностями.
Renault: уход в мае
В мае российские активы группы Renault перешли в государственную собственность. Доля компании в АвтоВАЗе перешла ФГУП «НАМИ», а завод «Рено Россия» получила Москва. 100% акций ЗАО «Рено Россия» получило правительство столицы, а 67,69% акций автоконцерна АвтоВАЗ перешли в собственность ФГУП «НАМИ». При этом оставшиеся акции автоконцерна АвтоВАЗ пока сохраняет ГК «Ростех».
Передача активов предусматривает опцион на шесть лет — это срок, в течение которого французы cмогут принять решение по выкупу акций обратно. Речи о возврате доли в АвтоВАЗе при этом не идет. Как заявил гендиректор и президент концерна Renault Жан-Доминик Сенар, Renault ушла из России так, чтобы в перспективе иметь возможность вернуться, если ситуация изменится. Возвращение, по его оценкам, будет стоить столько же, сколько пришлось потерять во время ухода, — €2,3 млрд.
После ухода бренда автомобили Renault начали обслуживать и чинить по гарантии дилеры Lada под контролем АвтоВАЗа. В 2023 году части дилеров Renault предложили стать частью сети Lada.
Что будет вместо Renault
На мощностях завода власти приняли решение выпускать автомобили под возрожденной маркой «Москвич». На развитие «Москвича» выделили 5 млрд руб. Такое соглашение подписали власти Москвы и ПАО «КАМАЗ». Обе стороны вложат в проект по половине обозначенной суммы. Выделенные средства потратят на «локализацию узлов и компонентов и адаптацию производственных мощностей. Какие именно автомобили будут выпускать под маркой «Москвич», пока не известно. В мэрии пообещали начать производство в декабре 2022 года и до конца года выпустить первые 600 машин, треть из них должны быть электрокарами. Ожидается, что машины будут использовать в том числе для такси и каршеринга, а партнером предприятия выступит одна из китайских компаний.
Toyota и Lexus: отказ от производства в сентябре
В конце сентября Toyota приняла решение полностью прекратить производство на заводе «Тойота Мотор» в Санкт-Петербурге.
Здесь выпускали Toyota Camry и RAV4, а инвестиции в открытие и развитие завода составили порядка 38 млрд руб. Компания остановила работу завода 4 марта 2022 года из-за нарушений в логистических цепочках поставок ключевых материалов и деталей. Вплоть до сентября сотрудники находились в режиме простоя и получали две трети зарплаты. Вместе с Тоуоta ушел и премиальный бренд марки Lexus, у которого собственного производства в России не было.
Как сообщили в японской корпорации, Toyota оптимизирует свою структуру в России и продолжит работу с фокусом на поддержку дилерской сети для обслуживания существующих клиентов Тоуоta и Lexus. Операционная деятельность московского офиса «Тойота Мотор» будет оптимизирована и реструктурирована с фокусом на поддержку дилерской сети для продолжения обслуживания клиентов Тоуоta и Lехus в России.
Что будет вместо завода Toyota
Пока не известно, что будет с мощностями предприятия: Toyota ищет покупателей, которые приобретут завод. Однако эксперты сомневаются, что в ближайшее время на освободившиеся мощности придут инвесторы, которые захотят производить на этой площадке автомобили.
Nissan: уход в октябре
Японский автопроизводитель Nissan заявил о том, что полностью сворачивает деятельность в России и передает активы государственным структурам 11 октября.
Такое решение не стало неожиданностью, поскольку бренд входил в концерн Renault-Nissan-Mitsubishi. Поэтому уход вслед за Renault казался вопросом времени. Nissan собирал на заводе в Петербурге внедорожники Qashqai, X-Trail и Murano, мощность предприятия составляла 100 тыс. автомобилей в год. Новым собственником предприятия стало ФГУП «НАМИ», ему достался и завод, и научно-исследовательский центр в Санкт-Петербурге, а также департамент продаж и маркетинга, находящийся в Москве.
Что будет вместо Nissan
Государство намерено поддержать предприятие, только вот что там будут производить, пока непонятно. По словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, пока главная задача — сохранить сам завод и рабочие места. Он заявил, что предприятие сохранит работоспособность: ключевые компетенции, производственный цикл и рабочие места (а это около 2 тыс. сотрудников предприятия). При этом у НАМИ будет возможность привлекать другие компании в качестве производственных партнеров, создавать совместные предприятия. Близкие к заводу источники ожидают, что партнером опять-таки может стать китайский бренд.
Mercedes-Benz: уход в октябре
В конце октября Mercedes-Benz также заявил об уходе — завод компании в России проработал всего три года. Его построили в России в 2019 году. Площадь предприятия составила 85 га, а инвестиции в строительство, оборудование и обучение персонала превысили 19 млрд руб. Бренд долгое время не мог решиться на инвестиции в локализацию производства, поскольку спрос на автомобили марки всегда оставался стабильным. В итоге, подписав с государством специнвестконтракт, немецкий автобренд оказался под сильным давлением российских властей.
На предприятии в подмосковном Есипово в разное время, в зависимости от доступности электрокомпонентов, собирали cеданы E-Class, кроссоверы Mercedes-Benz GLC, GLE и GLS. Остальные автомобили в Россию импортировали.
Что будет вместо Mercedes-Benz
Всю собственность немецкого бренда в России получил локальный инвестор, один из дилеров немецкой марки — компания «Автодом». В уходящем Mercedes-Benz заверили, что сохранят послепродажное обслуживание, а на заводе сохранят рабочие места. Как рассказали в Минпромторге, новый собственник сможет привлекать другие компании в качестве производственных партнеров для организации совместного производства на базе завода в индустриальном парке «Есипово». Нового технологического партнера поможет подобрать Минпромторг.
При этом представитель Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин обратил внимание, что завод в данном случае представляет собой только «голые стены». Чтобы запустить производство, новому предприятию необходимо будет вложиться в развитие компетенций и оборудование.
Ford: уход в октябре
Буквально через несколько часов после официального заявления Mercedes-Benz о таком же решение сообщил еще один автобренд — Ford. В России марка работала совместно с «Соллерс Авто», в числе партнеров которой значатся Mazda и Isuzu. Как сообщила пресс-служба компании, Ford продал свою долю (49%) «Соллерс Авто». В России Ford продавал небольшие коммерческие фургоны Ford Transit, которые использовали том числе как пассажирский транспорт, а также для работы в скорой помощи.
По словам представителя НАС Яна Хайцеэра, в текущих условиях российский рынок для Ford не столь большая потеря. В отличие от «Соллерс».
«Объемы продаж Ford в России были невелики. В России у них был свой сборочный конвейер и все. От этого ухода больше пострадает «Соллерс», потому что ему нужны партнеры. Также встает вопрос, а кто будет производить те же автомобили скорой, кто их будет поставлять, кто ремонтировать. Да, у нас есть «газели», но им тоже будет сложно без моторов Mercedes. Автобусов мы, конечно, можем насобирать, если будет господдержка. Но кто знает, какого они будут качества при отсутствии конкуренции», — отметил Хайцеэр.
Mazda: в ноябре закроют и продадут завод ПАО «Соллерс»
О том, что японская Mazda планирует в ближайшее время прекратить производство своих автомобилей в России, стало известно в конце сентября. Об этом сообщало издание Nikkei, по его информации, Mazda вела переговоры с ПАО «Соллерс» о прекращении производства в России. Совместное предприятие во Владивостоке было запущено в 2012 году и выпускало внедорожники Mazda CX-9, кроссоверы Mazda CX-5 и седаны Mazda 6. В ноябре эти слухи полностью подтвердили данные из годового финансового отчета бренда для инвесторов. В нем компания подтвердила подписание соглашения о передаче своих активов в Владивостоке в пользу ПАО «Соллерс»: оно было подписано 24 октября 2022 года. Сумма сделки составила символический 1 евро, при этом вся доля, принадлежавшая Mazda, в ближайшее время перейдет в собственность ПАО «Соллерс» — как только будет получено одобрение со стороны регулирующих органов.
Важно понимать, что выход Mazda из совместного предприятия с Sollers не означает полного прекращения деятельности компании в России. Официальное представительство ООО «Мазда Мотор Рус», которое занимается поставками автомобилей и запчастей, отвечает за гарантийное обслуживание, маркетинг и работу с дилерами, об изменениях в работе не объявляло. Таким образом, все, что не связано непосредственно с производством во Владивостоке, продолжает функционировать в том же режиме. При этом в соглашении предусмотрена возможность обратного выкупа активов японской стороной в течение ближайших трех лет по той же цене в 1 евро. На данный же момент убытки Mazda от продажи своей части завода оцениваются в 12 млрд японских иен, что эквивалентно $82,3 млн или 5 млрд рублей.
Isuzu: в ноябре заявили о возможности прекращения производства
В начале ноября представители японского автоконцерна Isuzu признали, что рассматривает возможность ухода с российского рынка. Об этом было объявлено на пресс-конференции, посвященной результатам текущего финансового года, передает агентство Kyodo. Isuzu может пойти на такой шаг из-за невозможности поставок компонентов на мощности своего ульяновского автозавода (АО «Исузу Рус»). Это предприятие простаивает с весны нынешнего года.
Kia и Hyundai: производство стоит
Производство обоих корейских брендов в Санкт-Петербурге остановлено, и официальных новостей с заводов не поступает. Иногда информация о возможных планах по вариантам развития событий появляется в иностранных СМИ. Например, недавно корейское издание Dong-a ilbo сообщало, что Hyundai рассматривает возможность продажи своего российского завода. Но издание подчеркнуло, что это лишь один из обсуждаемых сценариев.
О том, что Kia может приостановить производство автомобилей, говорил в интервью Bloomberg вице-президент компании У-Чон Чу. Он подчеркнул, что из-за сложности в организации поставок Kia может сохранить в стране лишь структуру по техническому обслуживанию машин. Производитель считает, что в 2023 году в России может усилиться неопределенность, которая негативно отражается на автомобильном рынке. Но окончательных заявлений не было, и заводы до сих пор находятся в простое.
Volkswagen Group: заводы не работают
В Volkswagen Group входит несколько популярных в России брендов, часть из которых локализована в России. Так, в Калуге производят автомобили Volkswagen и Skoda, также там построен завод по выпуску двигателей Volkswagen. По словам близких к заводу источников Autonews.ru, в режиме простоя эти предприятия могут находиться до конца года, после чего компания примет решение по своему будущему в России. Ранее VW пришлось закрыть свое подразделение в Нижнем Новгороде, где бренд работал совместно с группой ГАЗ.
Также в России представлены другие входящие в группу бренды, но локального производства у них нет, это, например, Audi, Porsche, Bentley. Отдельных заявлений от них вне группы ждать явно не стоит.
Концерн Stellantis и Mitsubishi: производство стоит
Stellantis на предприятии «ПСМА Рус» в Калужской области выпускал автомобили брендов Peugeot, Citroen и Opel. В том числе Peugeot 408, Peugeot Traveller, Peugeot Expert, Peugeot Partner (фургон) и Peugeot Partner Crossway (компакт-вэн), Opel Combo Cargo (фургон), Opel Combo Life (компакт-вэн), Opel Zafira Life (микроавтобус) и Opel Vivaro (фургон), Citroen С4 (седан), Citroen SpaceTourer, Citroen Jumpy, Citroen Berlingo Multispace (компакт-вэн) и Citroen Berlingo (фургон). Начиная с весны завод также не работает и заявлений от компании не поступает.
Входящий в «ПСМА Рус» Mitsubishi Motors производил там кроссоверы Outlander и внедорожники Pajero Sport. Пока бренд также хранит молчание.