ГИБДД начала искать поддельный техосмотр камерами и «Паутиной». Разбор
Подразделения ГИБДД различных регионов начали использовать дорожные камеры и систему «Паутина» для выявления машин с поддельным техосмотром. Такие данные следуют из многочисленных решений судов, которые есть в распоряжении Autonews.ru.
Согласно информации в судебных материалах, в некоторых случаях оформить диагностические карты без фактической поездки на пункты техосмотра предлагают некоторые страховые компании при заключении договоров ОСАГО. Пока дорожные камеры не научились проверять наличие или отсутствие диагностических карт, но в ГИБДД научились применять камеры по-другому. Разбираемся, как это работает и как за «серый» техосмотр наказывают в судах.
Как водителей без техосмотра отслеживают по камерам
Одно из недавних судебных решений было принято в Липецке. Согласно материалам дела, в ГИБДД установили, что 17 января 2022 года в 05:18 местного времени компания-оператор технического осмотра «Техосмотр48» передала в систему МВД ЕАИСТО данные о машине «Шевроле Нива». Внесенные в такую систему машины автоматически признаются прошедшими техосмотр. Однако в ГИБДД смогли доказать, что фактически машина на проверку не приезжала.
В ходе разбирательства в суде выступил технический эксперт, чья подпись стояла на документах о выдаче диагностической карты. Он рассказал, что на момент оформления документа он был уже уволен в связи с закрытием этой самой компании «Техосмотр48». С этого момента техническое состояние автомобилей он не проверял и карты не выдавал. Однако оказалось, что его электронную подпись все это время использовали для подтверждения карт. После чего свою ЭЦП он заблокировал.
Сам автомобилист, которого поймали на поддельной карте, рассказал, что купил автомобиль в 2021 году и зарегистрировал в ГИБДД. До этого от застраховал автомобиль по ОСАГО в одной из крупнейших страховых компаний. По словам водителя, когда он страховал автомобиль, сам страховщик ему предложил оформить диагностическую карту. Клиент согласился, после чего через несколько дней он приехал в этот же офис и забрал документ. Технический осмотр его автомобиль не проходил, в пункт проверки не приезжал.
Как объяснил во время суда представитель местной ЦАФАП ОДД ГИБДД, фактический приезд автомобиля Lada Niva по адресу пункта техосмотра в ведомстве проконтролировали с помощью специального программного обеспечения для контроля за передвижением транспортных средств «Паутина». Согласно объяснению сотрудника ГИБДД, в период оформления диагностической карты с 10 по 25 января 2022 года система не фиксировала автомобиль в районе пункта техосмотра.
На основе этих и других данных в суде пришли к выводу, что компания внесла в ЕАИСТО данные об автомобиле, в отношении которого технический осмотр не проводился. Тем самым была нарушена ч. 4 ст. 14.4.1 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). В итоге предприятие оштрафовали на 100 тыс. руб.
Аналогичное решение было вынесено одним из районных судов в Твери. Согласно материалам дела, компания «Автоцентр» оформила диагностическую карту на автомобиль Renault Kangoo. В базу ЕАИСТО были выгружены фотографии, якобы свидетельствующие о прохождении указанным транспортным средством технического осмотра. Однако на фотографиях был виден только госномер, а не автомобиль целиком, не было рядом и обязательного для такой съемки эксперта, который оформил диагностическую карту. Такие материалы не позволили подтвердить факт прохождения технического осмотра.
Из ответа ЦАФАП УМВД России по Тверской области следует, что, согласно сведениям электронного банка «ПОТОК+» и специального программного обеспечения для контроля за передвижением транспортных средств «Паутина», транспортное средство Renault Kangoo на территории Тверской области не зарегистрировано.
Таким образом, ООО «Автоцентр» предъявили обвинение по ч. 3 ст. 14.4.1 Кодекса об административных правонарушениях. Вынести решение о штрафе помешали только недостатки в материалах, связанных с неточным информированием представителей центра о датах рассмотрения дела.
Оформленные подобным образом диагностические карты в ГИБДД аннулировали. Отметим, что сейчас система «Паутина» работает практически во всех регионах России.
Что говорят в ГИБДД
О массовом аннулировании «серых» диагностических карт в начале сентября Autonews.ru сообщали в Союзе операторов технического осмотра — эту функцию выполняет ГИБДД России.
По данным операторов, аннулируют в ведомстве самые свежие карты техосмотра, которые операторы оформляли в июле—августе. Как подсчитали в союзе, в период с марта 2021 года по август 2022 года в России аннулировали 26 861 такой документ. Причем только в 2022 году карты перестали работать у 23 342 автомобилистов. В сентябре в МВД обновили данные — к середине месяца было аннулировано уже 25 тыс. диагностических карт. Там подтвердили, что при аннулировании в том числе применяли данные с видеокамер.
Напомним, что в России на 1 июля 2022 года, по данным «Автостат Инфо», зарегистрировано 43 727 006 автомобилей. На долю иномарок приходится 64,8% машин, или 28 317 245 шт. А российские машины занимают долю 35,2% (15 409 761 шт.).
Как, в свою очередь, объяснили в ГИБДД Москвы в ответ на запрос Autonews.ru, проверить актуальность и происхождение диагностических карт инспекторы ГИБДД могут и при регистрации транспортных средств.
«Сотрудники Госавтоинспекции могут выявить признаки оформления диагностической карты на транспортное средство, технический осмотр которого фактически не проводился или при проведении технического осмотра которого выявлено несоответствие этого транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств», — сказали в ведомстве.
Там добавили, что в таких случаях проводится проверка наличия в действиях оператора технического осмотра и его должностных лиц состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.4.1 КоАП.
Важно, что в проведении регистрационных действий в отношении такого автомобиля, даже если техосмотр вызывает подозрение, инспекторы не отказывают. Но проблемы могут возникнуть уже потом. «После принятия решения о привлечении оператора технического осмотра к административной ответственности по ст. 14.4.1 КоАП диагностическая карта аннулируется в установленном порядке», — предупредили в ГИБДД по Москве.
Об аннулировании диагностической карты информируется страховщик, заключивший договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, профессиональное объединение страховщиков (РСА) и собственник транспортного средства.
Соответственно, государственный учет транспортного средства, постановка которого осуществлена на основании диагностической карты, признанной впоследствии недействительной, прекращается.
Кому сейчас нужен техосмотр
Техосмотр для частного автотранспорта действительно перевели на добровольную основу. Более того, при оформлении полиса ОСАГО страховщики теперь не имеют права требовать диагностическую карту. Однако в ряде случаев техосмотр остается обязательным. А именно:
- для всех легковых автомобилей старше четырех лет при перерегистрации на нового владельца;
- после проведении тюнинга;
- после замены основных запчастей и агрегатов — например, при замене мотора или установке газобалонного оборудования;
- при использовании личного транспорта в служебных целях;
- при использовании личного транспорта для работы в такси;
- при выезде в страны Евросоюза для автомобилей любого возраста, включая новые (документ российского образца потребуют на границе и без него не пропустят; если документа не окажется при выезде, водителя оштрафуют на сумму около €55).
Все изменения в техосмотре: топ-5 ответов на важные вопросы Минимальная цена — 913 руб. Как будут считать техосмотр Машины с настоящим автопилотом могут не появиться никогда. И вот почему