Электрический Jeep, водородный HUV и другие новинки мотор-шоу в Париже
В последний раз новости с Парижского автосалона поступали в бесконечно далеком 2018 году. Французская выставка традиционно чередуется с Франкфуртом, поэтому должна была пройти в 2020-ом, но пандемия поставила крест на этих планах. И вот, уже в совершенно новой реальности, двери экспоцентра Порт-де-Версаль открылись вновь. Но масштабы мотор-шоу теперь совсем не те.
В Париж не приехали концерн Volkswagen в полном составе, BMW, Jaguar Land Rover, Hyundai, Kia, здесь нет вообще ни одной марки из Японии, не выставляются Ford, General Motors, Volvo, Ferrari, Maserati, а компания Mercedes-Benz организовала отдельное мероприятие в музее Родена, отмежевавшись от остальных. Более того, родной салон проигнорировала даже марка Citroen! В итоге вся экспозиция поместилась на двух этажах единственного павильона — и это результат не только общемирового кризиса, но и спада интереса к мотор-шоу в целом, начавшегося еще до пандемии. Тем не менее, важные премьеры и интересные новинки здесь все еще есть.
Peugeot 408
До недавнего времени автомобиль с таким названием выпускался на заводе в Калуге, но там речь шла о пожилом и довольно непритязательном седане. Теперь же Peugeot 408 — это, выражаясь, современным языком, небинарная персона: помесь лифтбека с кроссовером, вроде интересной, но уже забытой Honda Crosstour. Только агрессивнее и спортивнее.
За самобытной и весьма эффектной внешностью скрывается знакомая техника: новый 408 во многом унифицирован с младшим хэтчбеком 308 и построен на универсальной модульной платформе EMP2. Однако колесная база здесь на пять сантиметров больше, клиренс увеличен до 190 миллиметров, а по габаритной длине модель вплотную приблизилась к старшему Peugeot 508 — от носа до хвоста здесь почти 4,7 метра.
Увы, платформа EMP2 конструктивно не подразумевает полноприводных версий, поэтому ведущие колеса у «четыреста восьмого» только спереди. Из трех заявленных модификаций две выполнены по принципе подзаряжаемого гибрида: со 110-сильным электромотором, встроенным в восьмиступенчатый «автомат», и турбированной бензиновой «четверкой» 1.6, которая развивает 150 или 180 лошадиных сил. Как и заведено у гибридов, пиковая мощность ниже, чем получается при математическом сложении: 180 и 225 л.с. соответственно. На чистом электричестве оба гибрида могут проехать до 60 километров.
Что же до чисто бензиновой версии, то она носит статус базовой: под капотом здесь всего-то трехцилиндровый турбомотор 1.2, развивающий 130 сил. Однако механическая коробка не предусмотрена даже в самой простой комплектации, да и в целом оснащение у Peugeot 408 богатое — кросс-лифтбек позиционируется почти как премиум. Как все это едет и ощущается, европейцы смогут выяснить весной следующего года.
Jeep Avenger
Еще одна знаковая и нетипичная серийная премьера — крохотный (4084 мм) кроссовер Jeep с грозным названием Avenger. По сути это ближайший родственник Peugeot 2008 или Opel Mokka — в основе здесь лежит платформа CMP для почти всех компактных моделей концерна Stellantis. Однако внешность у «Мстителя» ровно такая, какую мы и ждем от всех «Джипов» — брутальная, рубленая и по-хорошему наглая.
Дорожный просвет тоже под стать — целых 200 миллиметров — а короткие свесы обеспечивают неплохую геометрическую проходимость. Только вот насчет полного привода пока непонятно: концепт Avenger 4xe с четырьмя ведущими также представлен в Париже, но насчет его конвейерных перспектив компания пока хранит молчание. Первой же в продажу поступит переднеприводная модификация, причем полностью электрическая — впервые в истории Jeep.
Развивает она 156 лошадиных сил и 260 Нм тяги, а запас хода на полностью заряженном аккумуляторе емкостью 54 кВт·ч, по заявлениям создателей, составляет 400 километров в тестовом цикле WLTP или 550 км — в городе, при обилии торможений. Нехватку ведущих колес призвана отчасти компенсировать электронная система Selec-Terrain с предустановками для снега, грязи и песка, но в целом Avenger задуман преимущественно городским жителем. Ставку на этого малыша компания делает серьезную, поэтому и линейка модификаций не ограничится одним только электричеством: будут и гибриды, и даже чисто бензиновые версии. Старт продаж намечен на конец текущего или начало следующего года.
Renault 4Ever Trophy
Это пока не серийная машина, а всего лишь концепт — но если убрать все выставочно-внедорожные спецэффекты, перед нами окажется практически конвейерный кроссовер Renault 4, который поступит в продажу через пару лет и навяжет бой как раз вышеупомянутому «Джипу» и ему подобным. Правда, о гибридах и, тем более, версиях на одном только ДВС речи уже не идет: «четверка» задумана исключительно электрической. Построят ее на перспективной платформе CMF-BEV: частично унифицированной с обычной CMF-B, но адаптированной под нужды электрокаростроения.
Технические параметры здесь также схожи с серийным Jeep Avenger: 136-сильный мотор, сравнительно небольшая батарея, исключительно передний привод. Но гораздо интереснее порассуждать не о «железках», а о дизайне, ведь новый круглоглазый 4Ever Trophy — это одна большая отсылка к легендарной модели Renault 4 образца 1961 года: простой, дешевой, вместительной и разошедшейся тиражом более 8 миллионов экземпляров. Французы делают ставку на ретромотивы, готовят аналогичное возрождение культового хэтчбека Renault 5 и его заряженную версию от Alpine, словом — любителям ностальгии будет где развернуться. Но только у тех, кто готов свою машину заряжать, а не заправлять.
NamX HUV
Впрочем, не аккумуляторами едиными: в свете мирового литиевого кризиса хорошие шансы могут появиться и у других экологичных машин на альтернативных видах топлива, в частности — на водороде. Как известно, одна из главных проблем этой технологии — слаборазвитая сеть заправок, а еще куча сложностей, связанных с транспортировкой и хранением сжиженного газа. Именно их и собираются решать во французской стартап-компании NamX.
Идея такова: помимо основного стационарного водородного резервуара в машину могут устанавливаться съемные капсулы, которые можно менять по мере необходимости. Да-да, почти как у вас на даче: сдали пустой баллон из-под пропана, получили полный, можно варить пельмени. Только здесь вместо пропана водород, а вместо плитки — футуристичный кроссовер с дизайном от ателье Pininfarina.
Конечно, мысль размещать эти самые капсулы прямо на корме, куда в любой момент может кто-нибудь врезаться, сомнительна. Но если размещать баллоны в укромном месте (например, под сиденьями), концепция может оказаться жизнеспособной. Как утверждают создатели, весит один такой картридж 8 кг, меняется за полминуты, и на семи таких элементах (шесть съемный плюс один стационарный) можно проехать до 800 км. Причем бодро, ведь уже в базе здесь 300-сильный электромотор на задней оси, а есть еще и полноприводная 550-сильная версия, набирающая сотню за 4,3 секунды. Французы обещают, что их детище поступит в продажу в 2025 году — и остается только пожелать им удачи, ведь машина и правда любопытная.
Hopium Machina
К тому же сроку должен поспеть еще один водородный автомобиль — причем тоже французский. Сменных картриджей здесь нет: вместо них используется огромный газовый баллон, занимающий весь центральный тоннель. Заполнить его можно всего за три минуты, а запас хода при этом должен превышать 1000 километров — главное найти заправку. Путь до нее обещает быть эмоциональным, ведь мощность здесь превышает 500 л.с., курирует проект гонщик Оливье Ломбард, а в конкуренты записаны Tesla Model S и Porsche Taycan.
Примечательно, что кроме надежд у Hopium есть и результаты: экспериментальная Machina наматывает тестовые километры еще с прошлого года, а дебют предсерийного прототипа в Париже — первая возможность покрасоваться перед потенциальными клиентами. При этом стартовая партия из 1000 автомобилей, по словам представителей компании, уже забронирована — несмотря на то, что ждать их как минимум три года, а цена превышает 100 тысяч евро.
BYD Atto 3
Строго говоря, это не совсем премьера: в Китае этот кроссовер продается еще с прошлого года под названием BYD Yuan Plus, да и на некоторые другие рынки он уже успел выйти в течение последних нескольких месяцев. Самое главное здесь — архитектура BYD e-Platform 3.0 с 800-вольтовой бортовой сетью, которая позволяет заряжать 60-киловаттную батарею с 30 до 80 процентов всего за полчаса. Сама батарея тоже инновационная — литий-железо-фосфатная, так называемой серии Blade.
Паспортный запас хода по циклу WLTP у 204-сильного переднеприводного кроссовера составляет 510 километров, но можно взять и батарейку попроще, на 50 кВт·ч — и тогда от розетки до розетки получится проезжать около 420 км. Впрочем, самое важное в европейском дебюте BYD Atto 3 вовсе не это — и даже не необычный салон с поворотным дисплеем мультимедийки, встроенным караоке и имитацией гитарных струн на дверях, которые реально издают звуки, если за них потянуть.
Главное — сам факт дебюта. Мы уже рассказывали, что компания BYD растет сумасшедшими темпами, а большой и красивый стенд на Парижском автосалоне знаменует начало полноценной экспансии. Одновременно с Atto 3 в европейскую продажу поступают более крупный кроссовер Tang и спортивный седан Han, и не надо дважды гадать, какому конкретно производителю из Калифорнии будет брошен вызов. Чертовски интересно, чем все это закончится.
Ora Funky Cat
И еще один сигнал «из-за стены». Возможно, при прежних масштабах Парижского автосалона этот дебют прошел бы незамеченным или попал бы в подборку под названием «Самые странные и дикие автомобили выставки», но времена нынче такие, что к китайцам в принципе стоит относиться серьезно. Даже если они выглядят настолько смешно. Технически здесь ничего примечательного: 143-сильный электромотор на передней оси, 500 километров запаса хода, размеры примерно как у Volkswagen Golf. Но «фанки-кот» точно даст повод о себе поговорить.
Лупоглазый нео-ретро-электро-хэтч — один из пробных шаров, которые концерн Great Wall выкатывает на европейский рынок. Параллельно стартуют продажи намного более традиционного кроссовера Wey Coffee 01, в Берлине уже работает центральный офис Great Wall в Старом Свете, и планы у китайцев весьма серьезные. А если вы в них сомневаетесь, то просто напомним, что Great Wall — это тот же самый концерн, в который входит бренд Haval, уже по полной программе обжившийся на российском рынке.