Средняя скорость, повышение тарифов, быстрые дороги: что ждет водителей
Свое видение ближайшего будущего автомобилистов в России представили в ГИБДД, а также специалисты ГК «Автодор» и независимые эксперты в области безопасности дорожного движения и интеллектуальных систем. На проходящей в Казани выставке «Дорога-2022» и уже состоявшейся конференции «Безопасность дорожного движения: эффективные шаги к нулевой смертности» о важных событиях для водителей рассказали глава ГИБДД Михаил Черников и представители профильных ведомств. Корреспондент Autonews.ru побывала на выступлениях и собрала список событий, о которых должен знать каждый водитель.
Дороги будут ускорять. При этом появляется больше знаков «40»
Одним из главных тезисов от ГИБДД стала необходимость повышения скоростных потоков. Глава ведомства Михаил Черников заявил, что у водителей должна быть возможность передвигаться по дорогам с комфортом, и высказался против снижения скоростного режима.
«Чем хуже дорога, тем ниже смертность. Где ямы появились, водитель притормаживает, аккуратно едет, но так быть не должно. Люди должны комфортно и быстро передвигаться, страна огромнейшая — полтора миллиона километров дорог. Нам нельзя допускать снижение скоростного режима, мы против снижения скоростного режима категорически», — сказал Черников.
При этом экс-начальник управления ГИБДД МВД по Татарстану Рифкат Минниханов, который сейчас занимает должность директора ГБУ «Безопасность дорожного движения» региона и принимает участие в развитии внедрения интеллектуальных транспортных систем в России, рассказал, что в регионе перешли на практику своего вида борьбы с допустимым сейчас нештрафуемым превышением скорости +20 км/ч. А именно — к широкому использованию ограничительного знака «40 км/ч».
«Казань вся упакована камерами фотофиксации. И тут пошел рост аварийности. Тогда в городе, где стоят знаки «60», мы установили «40». Сейчас в Казани порядка 800–900 таких знаков, стало все хорошо. Нравится не нравится, но при тех штрафах, которые действуют сейчас (со скидкой это 250 руб.), было принято такое решение, которое многие считают спорным. Но пусть водитель в городе едет 60 км/ч — почему он едет 80 км/ч? Нужно провести, определить места концентрации ДТП — у нас на таки отрезках появляются такие знаки», — поделился Минниханов.
Он также добавил, что такой подход можно использовать и на трассах.
Отметим, что сейчас прописанная в ПДД максимально допустимая скорость движения — 130 км/ч. Однако Черников уже не раз заявлял, что ее можно повысить до 150 км/ч.
«Скорость на дорогах нужно разогнать. У нас дороги стали лучше, чем европейские. Мало кривых, виражей, поворотов. Есть хорошие прямые участки дорог. Почему бы там, при условии разделения транспортных потоков и при условии хороших погодных условий, эту скорость не поднять до 150 км/ч. На платных дорогах у нас стоят индикаторы, которые показывают, если что-то меняется», — говорил Черников.
Одной из таких первых скоростных дорог, где разрешат разгоняться до 150 км/ч, может стать трасса Москва — Казань. Об этом сообщал в интервью РБК вице-премьер правительства России Марат Хуснуллин. «Там будет средняя скорость до 140 км/ч, а возможно, даже до 150 км/ч. Пока мы базово делаем 120–140 км/ч, но на отдельных участках, возможно, до 150 км/ч», — пояснял чиновник.
Потенциальный возврат штрафов за среднюю скорость: фиксацию потребовали запустить
Одним из основных событий стало предложение о возврате фиксации так называемого превышения средней скорости. Его в адрес ГИБДД также направил Минниханов. Поводом стал рост ДТП в Татарстане, который эксперт связал именно с запретом такого вида контроля. Напомним, что с 2013 года при проезде ряда подконтрольных камерам отрезков быстрее допустимой средней скорости водители получали штрафы. Их выписывали на основании статей КоАП за превышение «обычной» скорости. Например, за «среднее» превышение на 20–40 км/ч наказывали на 500 руб. Однако осенью 2021 года в ГИБДД перестали оформлять такие постановления — поводом стала позиция Верховного суда, изложенная в постановлении от 7 октября 2019 года № 36-АД 19-3.
Суд указал на пробелы в российском законодательстве в части неурегулированности вопросов, связанных с установлением места совершения административного правонарушения.
Согласно данным Autonews.ru, норма относительно оформления постановлений за такое нарушение на основе данных с комплексов фиксации должна быть прописана в проекте нового КоАП — такое поручение МВД, Минюсту и Минтрансу еще в 2021 году дал вице-премьер Марат Хуснуллин. Однако последнюю официальную версию документа Минюст пока не публикует и держит в секрете. В доступном проекте норм относительно средней скорости нет.
Камеры будут устанавливать только на опасных отрезках
На поступившее предложение ввести на дорогах «тотальный контроль» с помощью дорожных камер глава ГИБДД ответил отказом.
«Повесить везде камеры — проще всего, но ничего, кроме негатива со стороны водителей, это не принесет. Камеры должны быть там, где опасно, где есть риск возникновения ДТП, а не повсеместно. И водителей должны о них предупреждать», — отметил руководитель ведомства.
По его словам, наказание не должно быть основной задачей и инструментом повышения безопасности дорожного движения. В первую очередь Черников предложил работать с сознанием автомобилистов.
При этом стоит напомнить, что национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», который действует в период с 2018 по 2024 год, предполагает значительное увеличение количества камер на дорогах России. По сравнению с показателем 2017 года их количество планомерно увеличивается и к 2024 году должно вырасти на 211%.
При этом на самый конец 2017 года в России работало порядка 9 тыс. стационарных камер (которые крепят на столбах), еще около 3,8 тыс. — передвижных (таких, как «треноги») и еще около 650 шт. — мобильных (их устанавливают на общественном транспорте, крышах спецавтомобилей). Если взять за основу расчетов исключительно количество стационарных камер, поскольку в ГИБДД стараются сократить применение «треног», то в 2024 году на дорогах должно работать порядка 19 тыс. комплексов. А вместе с мобильными — уже порядка 21 тыс.
Повышенные тарифы на новых платных трассах
В свою очередь, на отдельной встрече с журналистами в ГК «Автодор» более подробно рассказали о планах Минтранса повысить размеры тарифов для проезда по платным трассам. Сейчас предельная цена установлена на уровне 2015–2016 годов — 3 руб. Согласно проекту новой редакции постановления, этот предел вырастет до 5–8 руб.
Замглавы правления по операторской деятельности и развитию пользовательских сервисов ГК «Автодор» Константин Макиев объяснил: это постановление лишь дает право увеличивать цены на проезд со стороны владельцев дорог. Об обязанности речи не идет. Также он уточнил, что касаться оно в первую очередь будет только новых участков. Он также добавил, что постановление будет внесено ГК «Автодор» на рассмотрение в правительство совместно с Минтрансом в текущем году. Когда будет принято решение, пока неизвестно.
По словам Макиева, новые, повышенные тарифы, к примеру, смогут применять на новой трассе М-12. Но цены будут варьироваться — 8 руб. за километр будут брать не на всей дороге.
«Участки около Москвы более востребованы, пользователи готовы платить. И участок около Москвы, вокруг Балашихи, вполне допускает увеличение тарифов до 8 руб. за километр. Но на транзитных участках будут уже те значения, которые мы привыкли в среднем видеть по сети наших дорог на аналогичных транзитных отрезках. Это 3–4 руб. за километр. Без скидки по транспондеру проезд всех 811 км будет стоить около 3000 руб.», — сообщил представитель ГК «Автодор».
Как добавил Макиев, в рамках программ лояльности, например при езде с транспондером, будет доступна скидка 15%.