Безумные концепты, которые попали в частные руки и ездят по дорогам
Обычно жизнь концепт-кара — лишь один яркий, но короткий миг. Покрасовавшись под восторженными взглядами публики и вспышками фотокамер, самые смелые фантазии дизайнеров и инженеров навсегда уходят со сцены, уступая место следующим суперзвездам. В лучшем случае они попадают в музеи, в худшем — под пресс, причем такая практика распространена шире, чем хотелось бы.
Зачастую концепты — это и не автомобили вовсе, а пустотелые макеты, неспособные даже перемещаться. Потому создатели их не особо и жалеют. Иным же везет больше: полноценная техническая начинка позволяет им ездить (подчас очень круто), а неравнодушные люди выкупают их в собственные коллекции, чтобы заботиться и — главное — кататься. О таких случаях сегодня и поговорим.
BMW Nazca
Даже через три десятка лет после дебюта этот аэродинамичный суперкар заставляет нас жалеть, что он так и не стал серийным. А ведь мог: проект Nazca задумывался как прямой наследник среднемоторного купе BMW M1 — в равной степени культового и провального. В общем, баварцы не отважились запускать в серию еще одну подобную машину, хотя к производству все было почти готово.
👉 Концепты и реальность. 7 самых крутых примеров
Фантастически красивый карбоновый кузов — первая крупная работа Фабрицио, сына маэстро Джорджетто Джуджаро. Позади сидений — двигатель V12 от BMW 850i, причем в тюнинге от Alpina, мощностью 300-380 л.с. в зависимости от версии. Максимальная скорость — 311 км/ч, очень неплохо для 1991 года.
И да, вы все правильно поняли по поводу версий: всего было сделано три разных экземпляра BMW Nazca — M12, C2 и C2 Spider, которые до сих пор живы, здоровы и периодически появляются на автомобильных тусовках. Это если официально. Но в сети ходят фотографии еще одного «неучтенного» автомобиля M12 синего цвета, который принадлежит султану Брунея. Спецзаказ, однако!
Maybach Exelero
Возможно, это гигантское, почти шестиметровое купе и не назвать красивым в полном смысле слова, но помпезность и роскошь оно буквально источает. А не это ли самое главное для всякого автомобиля марки Maybach? Этот автомобиль никогда не задумывался серийным, но и стопроцентным концептом его не назвать: Exelero сделан по заказу шинной компании Fulda для испытаний высокоскоростной резины.
👉 Ожидание и реальность: 6 машин, которые оказались скучными
Техника соответствующая: в основе лежит шасси серийного лимузина Maybach 57, под капотом 5,9-литровый мотор V12 с двумя турбинами, развивающий 700 лошадиных сил. Этого хватает, чтобы тяжеленный монстр массой 2660 кг набирал первую сотню за 4,4 секунды и разгонялся до 351 км/ч — ровно на единичку больше скоростного лимита шин Fulda Exelero.
Карьера у испытательно-выставочного автомобиля получилась богатой. Начиная с 2005 года, он успел сняться в немецком сериале «Кобра 11», поучаствовать в клипе Jay-Z, попасть на обзор к блогерше Supercar Blondie и провести несколько лет в собственности рэпера по имени Birdman. Теперь же уникальный Maybach принадлежит компании Mechatronik, которая занимается продажей и тюнингом всяких диковин. И регулярно появляется на дорогах.
Lincoln Futura
Большое преимущество старых концептов — они, как правило, были полностью функциональными. Тогда люди еще не думали, что футуристические фишки можно просто заявлять, и не обязательно, чтобы они работали, а сама машина ездила. Благодаря этому у великолепного Lincoln Futura образца 1954 года сложилась очень интересная судьба.
👉 10 необычных моделей Lada, которые не пошли в серию
Изначально этот концепт был исключительно про дизайн — одним из первых он поднял аэрокосмическую тему, отрастив огромные кили и сменив привычную крышу на двойной прозрачный «колпак», как у самолетов. Компоненты серийных моделей Ford и Lincoln позволяли концепту полноценно ездить, поэтому через пару лет он снялся в мелодраме «Все началось с поцелуя», а затем был продан кастомайзеру Джорджу Баррису. Причем за символический $1, хотя бюджет постройки был выше в 250 тысяч раз.
Возможно, удивительный Lincoln так и пылился бы на заднем дворе Барриса, если бы к тому не обратились киношники. Для нового сериала про Бэтмена им срочно требовался автомобиль, на котором бы ездил главный герой — и в качестве заготовки как раз был выбран почти забытый концепт. Работы заняли всего пару недель, а на выходе получился реально бэтмобиль — эффектный и фантастический. На дворе, на секундочку, был уже 1966 год, но дизайн по-прежнему мог впечатлить любого. Ну, а сейчас машина пребывает в частной коллекции — нынешний владелец отдал за нее 4,5 миллиона долларов.
Dodge M4s
Еще один киногерой, который изначально не задумывался таковым, стал известен благодаря ленте The Wraith, она же «Дух мщения». Кино, надо сказать, по нынешним временам максимально наивное — банду американских стритрейсеров стращает (и планомерно отправляет в мир иной) некий таинственный автомобиль, наделенный потусторонними силами. Зато там есть молодой и еще не сторчавшийся Чарли Шин — и, конечно же, четырехколесный антигерой.
Вид у Dodge M4s действительно получился зловещий, особенно по меркам 1981 года — но сделано это из самых лучших аэродинамических побуждений. Коэффициент лобового сопротивления составлял ошеломительные 0,236, и благодаря этому суперкар мог разгоняться под 200 миль в час, или 320 км/ч. Да и разгон до сотни занимал лишь четыре с небольшим секунды.
Все это не умозрительные цифры, а показатели, полученные в реальных испытаниях, ведь M4s с самого начала разрабатывался в качестве автомобиля безопасности для главной американской гоночной серии Indycar, и был обязан уметь ездить быстро. Помимо дизайна и аэродинамики, необычным был и мотор — представьте себе, никакой не V8, а скромная 2,2 литровая «четверка», благодаря турбонаддуву выдававшая нескромные 440 сил.
В итоге концепт пошумел на выставках, успешно поработал на гонках, а потом попал в поле зрения киношников. Для съемок были построены копии суперкара — чуть попроще и послабее, но все еще достаточно крутые, чтобы напугать каскадеров. И как минимум 3 из 4 сделанных экземпляров (считая оригинальный) живы до сих пор.
BMW 2800 Bertone Spicup
Возможно, это самый «повседневный» из когда-либо созданных концептов — в руках частного владельца уникальный образец, построенный итальянским ателье Bertone, проехал более ста тысяч километров! Собственно, почему нет? В основе здесь укороченное шасси серийной BMW E3 2500 (предка нынешних «семерок»), а 2,8-литровая рядная «шестерка» позаимствована у старшей модели E9 2800 CS. С надежностью и пригодностью для обычных дорог здесь априори все нормально, а вот стайлинг не похож ни на что.
Самое главное — необычный кузов тарга со сдвижной секцией крыши, которая упаковывалась в массивную дугу безопасности позади двоих седоков. Собственно, отсюда и странное имя машины: Spicup — это ни что иное, как сокращение от Spider и Coupe. Детали экстерьера почти ничем не напоминали серийные BMW тех лет, а в оформлении передней части знатоки вообще увидят много параллелей с Alfa Romeo Montreal.
Большого успеха у Bertone Spicup не было: концепт показали на Женевском автосалоне 1969-го, затем перевезли во Франкфурт, публика не то чтобы рукоплескала, и широкой общественности он сегодня не известен. Возможно, это и позволило владельцу спокойно ездить на машине столько лет — было бы это что-то более культовое, мог бы и не решиться.
Honda Lady
Похожая история произошла с этим стильным хэтчбеком, который дебютировал в Женеве через семь лет после необычной тарги BMW. И кузов здесь тоже сделан итальянским ателье, пусть и чуть менее знаменитым — речь идет о Carrozzeria Coggiola. В основе же концептуального Honda Lady лежит техника обычной городской малолитражки Honda Civic — самой по себе весьма удачной и успешной.
Задача у выставочного экземпляра была простая и важная — продемонстрировать Европе, что японские автомобили могут быть не только рациональными (об этом все знали и так), но и модными, даже желанными. Отсюда необычный клиновидный профиль, деревянная отделка интерьера и такие мелочи, как специальный крючок для сумок и отдельное макияжное зеркальце напротив переднего пассажира. «Леди» же!
Покочевав по европейским выставкам, концепт в итоге причалил у одного из дилеров Honda в Нидерландах, а оттуда попал в руки к эксцентричному коллекционеру Майрону Вернису, который сам себя называет Junkman, то бишь мусорщик. В этом есть большая доля самоиронии, но коллекция у Верниса действительно о-о-очень эклектичная: машины там подобраны по единственному принципу — они нравятся лично хозяину. И да, на каждом из раритетов Майрон ездит, поэтому пробег необычной «Хонды» превышает 3000 километров. Очень мало для «Сивика», более чем солидно — для единственного в мире концепта.