Страховщики предупредили о проблемах с ремонтом: чинить машины нечем
Представители ведущих страховых компаний, Российского союза автостраховщиков (РСА) и станций технического обслуживания рассказали об остром дефиците запасных частей. Поставок нужных деталей приходится ждать по два-три месяца, а ряд премиальных и популярных моделей запчастей просто не найти. Об этом участники рынка сообщили во время круглого стола по теме «Импортозамещение в ОСАГО». Разбираемся, что это значит для водителей, которым нужно починить автомобиль по ОСАГО, каких запчастей не хватает и какие есть риски, если взять деньги вместо натурального возмещения.
Страховщики не знают сроков ремонта по ОСАГО
Главная опасность, которая сейчас грозит попавшим в ДТП водителям, — долгое ожидание восстановительного ремонта по ОСАГО из-за дефицита запчастей. Согласно законодательству, страховая компания не имеет права самостоятельно принимать решение о том, выплачивать потерпевшей стороне деньги согласно расчетам по справочникам запчастей или отправлять машину на ремонт. Водитель должен сам согласиться на получение выплаты, а если этот вариант его не устраивает, настоять на починке на СТО. Только вот ожидание ремонта сейчас растягивается на неопределенный срок.
О сложной ситуации с запчастями, в частности, рассказал представитель компании «Альфа Страхование» Алексей Артамонов. По его словам, по этой причине у компании на данный момент даже нет действующих договоров с СТО, работа которых отвечала бы требованиям закона об ОСАГО и Центробанка в части сроков и качества выполнения работ по ремонту после ДТП.
«Сейчас мы сомневаемся, что наши партнеры-СТО проведут ремонт в установленные законом сроки. Согласно закону об ОСАГО, страховщики должны обеспечить возможность починить автомобиль в течение 30 дней. Когда мы звоним партнерам на СТО, нам говорят, что в лучшем случае они в течение 60 дней получат нужные запчасти, — поделился Артамонов. — Тогда есть другой вариант — перечислить потерпевшей стороне деньги, и уже они будут пытаться купить автозапчасти. Но в итоге они оказываются в такой же ситуации — найти запчасти не получается».
По словам Артамонова, надежд на параллельный импорт автозапчастей и поставки деталей в реальных рыночных масштабах пока нет.
«Что-то иногда подвозят, но это точечные запчасти: два лобовых стекла, одно крыло, это не те масштабы, которые нужны для ремонта по ОСАГО. Получается, что пока среднестатистический пострадавший вынужден брать выплату деньгами, а далее, надеясь на честность, СТО надеется, что сможет починить автомобиль. Некоторые наши клиенты готовы ждать ремонта, но не всегда», — поделился Артамонов.
С этой позицией согласились и представители компании «РЕСО Гарантия». Там признали, что в текущей ситуации страховой компании проще урегулировать вопрос ремонта, выплатив деньги. По их словам, поставки начали приходить из Казахстана, Армении, Турции, но их пока не хватает.
«Пока неизвестно, наладится ли канал с альтернативными поставками запчастей, — заявили представители компании. — Недавно пошли запчасти на «корейцев», потом вдруг перестали приходить. На модели от концерна VAG, включая Audi, Porsche, запчастей просто не найти. То же самое с Mercedes-Benz, BMW, с Range Rover от производителя Land Rover».
Также, по словам представителей страхового сообщества, трудно найти на рынке и более сложные запчасти. Например, лобовые стекла, в которые топовые бренды также интегрируют различную электронику.
«По договорам каско мы уже предлагаем подписать договоры, по которым клиентам приходится согласиться с необходимостью подождать запчасти. Но по ОСАГО мы обязаны урегулировать требования в установленный законом срок. В итоге мы сталкиваемся с ситуацией, когда отправляем автомобили на СТО, но там машины не могут отремонтировать и гарантировать качество. Далее потерпевшие пытаются на этом нажиться», — возмутились страховщики.
Аналоги стоят значительно дешевле
О том, что схема параллельного импорта по ввозу запчастей заработала только в августе, рассказал представитель Союза автосервисов Илья Плисов. При этом в первую очередь это неоригинальные и аналоговые запасные части, которые дороже «брендовых». По оценке Союза автосервисов, аналоговые запчасти стоят заметно дешевле оригинальных, цены на которые взлетели в несколько раз. Отдельно свои расчеты по стоимости оригинальных и неоригинальных запчастей провели по просьбе Autonews.ru в международной сети автосервисов FIT SERVICE.
Модель: Toyota Camry | ||
Вид запчастей | Оригинал, руб. | Аналог руб. |
Стекло лобовое | нет* | 19700 |
Бампер передний | нет | 3500 |
Фара левая | 15500 | 9200 |
Стойка амортизатора, передняя | нет | 4400 |
Шаровая опора | 2200 | 1000 |
Ступичный подшипник | 2550 | 1800 |
Колодки передние | 2850 | 1120 |
Диски тормозные передние | 10500 | 5160 |
* - Означает, что нет предложений даже в интернет-магазинах, то есть оригинал поставить невозможно, либо на рынке больше частных объявлений и есть риск встретить подделку | ||
Модель: Hyundai Solaris | ||
Вид запчастей | Оригинал, руб. | Аналог, руб. |
Стекло лобовое | 18400 | 7800 |
Бампер передний | 11900 | 3700 |
Фара левая | 20200 | 6700 |
Стойка амортизатора, передняя | 18900 | 4000 |
Шаровая опора | 570 | 520 |
Ступичный подшипник | 2100 | 1520 |
Колодки передние | 4800 | 2150 |
Диски тормозные передние | 8900 | 2100 |
При этом, как признали в Союзе автосервисов, с аналоговыми запчастями уже начали возникать проблемы по разным причинам:
- несоответствие комплектаций;
- несоответствие заявленному оригинальному артикулу;
- несоответствие техническим характеристикам;
- невозможность установки;
- наличие только на удаленных складах на другом конце страны;
- отсутствие редких позиций — оптики, деталей кузова, деталей для систем AirBag.
Чем автомобилистам грозят перебои с запчастями
Такая ситуация грозит автомобилистам рядом проблем. В первую очередь это неудобства из-за ожидания ремонта по ОСАГО. Так, оценив ситуацию с подорожанием запчастей, многие водители предпочитают после ДТП получить отремонтированный автомобиль, нежели, получив выплату, искать ту СТО, где не только найдутся нужные запчасти, но и починят машину за близкую к страховой выплате сумму. При этом в РСА с уходом из России популярных производителей запчастей дали водителям совет ни за что не соглашаться на деньги.
Тех водителей, которые не могут дождаться выполнения ремонта и обращаются в суды, страховщики раскритиковали: входить в положение и ждать несколько месяцев соглашаются не все. Как пояснили в «РЕСО Гарантия», страховщики, которые не успевают обеспечить ремонт, получают судебные иски и вынуждены оплачивать «колоссальные штрафы, пени и моральный вред». Там также рассказали, что клиенты не приходят для получения денежных выплат, которые страховщики пытаются перечислить после оценки ущерба.
«Это потребительский экстремизм. Часть недобросовестных потерпевших вместе с юристами этим пользуются. Но мы страховая компания, и чинить автомобили мы не можем», — заявили представители страховой компании.
Во время круглого стола представители страхового сообщества согласились с тем, что «закон об ОСАГО требует корректировки». Какой — пока обсуждается, но направление мыслей страховщики указали. Например, использование б/у запчастей. Ранее Центробанк от этого предложения страховых компаний отказался, но вопрос решили поднять снова.
Об этом, в частности, заявил Артамонов из «Альфа Страхования».
«Мы начали давно обсуждать вопрос б/у запчастей — это опыт, который знаком разным рынкам. Но эти запчасти нужно сертифицировать. Ведь если мы скажем, что можно использовать любые запчасти, то встанет вопрос о качестве и безопасности тех водителей, которые с этими б/у тормозами окажутся на дороге», — отметил эксперт.
В свою очередь, представители других страховых компаний отметили, что как при использовании аналогов, так и при использовании б/у запчастей за качество ремонта на СТО отвечать придется страховым компаниям. Поэтому было бы логичнее ограничиться денежными выплатами.
Следуя логике страховых компаний, поскольку на рынке значительно подорожали запчасти, тарифный коридор расширили на 26% — как раз для того, чтобы учесть выросшие цены. Одновременно с этим этой осенью страховые компании должны получить возможность более широко использовать при расчетах стоимость более дешевых аналогов. В довесок к этому страховое сообщество вновь обратилось к мысли об использовании б/у запчастей.
Если денег по ОСАГО не хватит, придется судиться с виновником
Юрист и эксперт в области автозапчастей Алексей Поляков опасается, что вместо ремонта страховщики будут стараться убеждать водителей соглашаться на деньги. При этом он предполагает, что при использовании в расчетах аналогов выплат по ОСАГО в размере до 400 тыс. руб. все реже будет хватать на полноценный ремонт.
«Организация ремонта через СТО сейчас крайне невыгодная схема. В каждом городе страховщикам нужно иметь две-три станции-партнера. Где страховые компании возьмут столько людей? Получается, им выгоднее заплатить деньги, даже водитель на них еще не согласился. В законе об ОСАГО указано: либо ремонт, либо деньги. Но деньги — только по соглашению сторон. А по факту страховые компании просто перечислят эти суммы на счета автомобилистов», — заявил Поляков.
Он рассказал об известных ему случаях, когда водителям приходили деньги без их прямого согласия.
«Дело в том, что в форме страхового заявления есть строчки, где автомобилист должен указать свои банковские реквизиты. Потом страховая компания проводит оценку и по своему решению переводит деньги. В основном люди не понимают, что с ними делать. Денег может и не хватить. Но считается, что страховые свои обязательства исполнили — провели расчет по составленной ими же методике и по ценам, которые они сами указали в справочниках. И тогда придется обращаться к виновнику ДТП, судиться с ним и требовать разницу», — заключил эксперт.
Как в свою очередь сообщили в РСА, сейчас страховщики работают над обновленной версией справочников и рассчитывают обновить в них цены до конца квартала — уже с учетом аналогов.