Родила царица в ночь. Тест-драйв китайской диковины Hozon Neta U
Его отцом был генерал Ли Цзин, который впоследствии стал слугой небесного царя. Его мать, леди Инь, рожала три года и шесть месяцев и родила лотос. Ли Цзин подумал, что она родила демона, и разбил лотос мечом. Цветок раскололся и из него вышел мальчик, который мог ходить и говорить с рождения.
Так, согласно китайской мифологии, появился на свет Нэчжа — бог-защитник и драконоборец, в честь которого назван вот этот необычный крутолобый кроссовер. Да и рождение заняло почти такой же срок: компания Hozon Auto была основана в октябре 2014 года, а в июне 2018-го состоялся официальный дебют марки Nezha — или, чтобы западному уху было привычнее, Neta. Что же это за неведома зверушка?
Hozonовый слой
Hozon — одна из самых молодых компаний не только в китайском автопроме, но и в мировом вообще. Это не чей-то дочерний бренд, не совместное предприятие или государственный проект на основе существующей фабрики. В 2014 году не было в принципе ни-че-го. За исключением амбиций Фана Юнчжоу — главного инженера Chery по гибридам и электромобилям.
Отдав корпоративной карьере 16 лет, он решил начать собственное дело и… пошел учиться в институт. Точнее, получать дополнительное образование в престижном университете Циньхуа у профессора Оуяна Мингао — гуру китайской электромобильности. Именно в стенах университета (и при его финансовой поддержке) рождается компания Zhejiang Hezhong New Energy Automobile, она же Hozon Auto.
Причем Фан Юнчжоу вообще не собирался заниматься автомобилями как таковыми. Он хотел стать поставщиком продвинутых IT-решений для сторонних производителей — подключение к «интернету вещей», информационные экосистемы и прочие подобные штуки. Но выяснилось, что для этого надо залезть очень глубоко в автомобильные «мозги», а компании не спешили пускать чужаков в такие интимные области. Поэтому для воплощения идей господину Юнчжоу пришлось делать машины самому.
В 2016 году начинается строительство «умной» фабрики в провинции Чжэцзян — тут помогли местные власти — а к 2018-му у Hozon Auto уже готова первая модель, неказистый компактный электрокроссовер Neta N01. Совсем не похоже на большинство современных стартапов, которые показывают ультрароскошные космолеты из фантастических фильмов, а потом год за годом обещают запустить их в серию, верно?
Но «Хозону» было главное не гнаться за хайпом, а начать работу, наладить процессы — и такой подход принес реальные плоды: суммарный тираж всех выпущенных моделей уже приближается к 150 тыс. экземпляров. Да и свой собственный «космолет», то есть стремительный седан Neta S, Фан Юнчжоу представил минувшей весной. Ну, а кроссовер Neta U, стоящий под мелким подмосковным дождиком, — средний из нынешней линейки. И, потенциально, самый интересный для обычного покупателя.
Не царевна, не лягушка
Выглядит Neta U как минимум нетривиально. В оформлении передней светотехники можно найти параллели с современными «Кадиллаками» или даже новым Kia Sportage, но все же прям похожего выражения лица у конкурентов не припомнить. Под дизайнерской светодиодной перемычкой на носу прячется еще одна: когда кроссовер стоит на зарядке, там светится индикация остатка в батарее. Решение логичное, но пока не повсеместное.
Ладный силуэт со сложными подштамповками на боковинах, сильно наклоненными задними стойками и лихим хвостиком спойлера, узкая полоска фонарей с набухшими «бутонами» на углах кузова — вроде бы здесь нет ни одной по-настоящему новой идеи, а чем дольше смотришь, тем больше нравится. И уж точно Neta U выглядит интереснее, чем Volkswagen ID.4 X — а именно его следует считать одним из прямых конкурентов.
Вы не ослышались: благодаря «серым» импортерам на безумном российском рынке существует какая-никакая конкуренция электрических кроссоверов. В диапазоне около 3,2-3,5 млн. рублей можно купить либо вот такой Hozon, либо VW, а еще Weltmeister EX5, BYD Song Plus или — чуть дороже — Renault Megane E-Tech. И если у вас есть стабильный доступ к розетке с электричеством, об этом стоит задуматься.
А почему нет? Например, соразмерный Tiguan у официалов сейчас стоит столько же — причем это будет базовая 125-сильная версия на «механике». Схожих денег попросят за топовый Geely Atlas Pro, и он (как же сложно это признавать!) по нынешним временам будет тянуть на рациональную покупку. Но ощущения прикольной игрушки точно не даст.
Привет, Сяо Ю!
Поначалу интерьер Neta U особо не удивляет: подумаешь, двухспицевый руль, три сенсорных дисплея и «парящий» центральный тоннель. Не такое видали. Кстати, кто додумался поставить на переднюю панель странные часики с калькуляторным шрифтом — неужели в Hozon пришли доживать свой век упорные люди из Toyota? .. Но это не совсем часики. Вернее, совсем не они.
Стоит сесть на переднее сиденье — и цифры сменятся парой милых анимированных глазок, которые вместе с «головой» повернутся к вам в ответ на какую-нибудь китайскую фразу. Знакомьтесь, это Сяо Ю — местный голосовой ассистент. Да, вы правы, ничем кроме вот такого физически-мимического воплощения он не отличается от «коллег» от многих других марок. Ну и что, если прикольно и уникально? Похожий домовичок по имени Nomi обитает разве что в китайских электрокарах Nio, но они стоят совсем других денег.
Правда, в России эта штука пока бесполезна хотя бы потому, что не знает даже английского, а для доступа к большинству функций ей нужен китайский интернет. Но этих самых функций в шустрой мультимедийке Neta U — просто завались! Наугад тыкая в пиктограммы, открываешь то бескрайние каталоги интернет-радио, то облачное хранилище, то вообще TikTok, для которого здесь предусмотрена отдельная горячая клавиша. Разбираться во всех этих глубинах можно долго, но и так понятно, что для китайского пользователя эта Neta работает как полноценная замена смартфона: тут даже селфи можно делать на камеру, стоящую за ободом руля.
А как вам клавиши быстрой смены обстановки на нижнем дисплее, отвечающем за климат? Одна включает яркую фоновую подсветку и делает похолоднее, чтобы вы взбодрились. Вторая, наоборот, создает расслабляющую атмосферу. Окей, это мы уже видели у «немцев». Но вот третья, например, переводит водительское место в режим отдыха — отодвигает кресло и задергивает шторку на панорамной крыше. А оставшиеся вообще предназначены для развлечения детей и… Романтических свиданий! Тут, помимо освещения и температуры, подбирается еще и соответствующая музыка. Вернее, подбиралась бы, если бы работал интернет.
Прагматики скажут, что в нашей стране все эти прибамбасы бесполезны — и будут правы. Но о них важно поговорить, чтобы лучше понимать современный китайский автопром вообще и Neta U в частности. К тому же, энтузиасты потихоньку корпят над адаптацией бортовых систем: часть интерфейса уже переведена, в планах значатся разблокировка доступа в интернет и даже поддержка «Яндекса».
И кстати, желто-салатовый мультяшный интерфейс здесь тоже нестандартный. То есть он заводской, но был спрятан где-то в недрах операционной системы, а владелец этого экземпляра решил взять и активировать. В оригинале экраны Neta U выглядят куда строже. Правда, каждое вмешательство чревато глюками — например, с последней перепрошивкой перестало работать FM-радио, зато получилось деактивировать ту самую селфи-камеру, которая заодно следила за усталостью и доставала водителя предложениями отдохнуть.
В общем, ситуация примерно как с ранними телефонами на «Андроиде»: теоретически сделать можно многое — но через пляски с бубном, которые обычному пользователю не интересны. А в стандартном виде пользоваться всем этим трудновато. Вешаем ярлык «бестолковый хлам с иероглифами» и вычеркиваем из списка покупок? А вот и нет. Пусть в России Hozon пока не имеет смысла как гаджет, он очень неплох как автомобиль.
Новичкам везет?
Трудно поверить, что первые машины эта компания начала делать всего четыре года назад. Из неизбежных для любого «китайца» косяков можно отметить разве что подстаканники, которые зачем-то стоят почти на полу и перекрываются сразу верхним ярусом центрального тоннеля и вашей собственной ногой — считайте, что их тут нет. Ну и отзывчивость сенсорной панели, отвечающей за режимы вождения, рекуперацию, автопарковку и стояночный тормоз, откровенно неважная.
Но водительская посадка оказывается неожиданно удобной даже притом, что руль не регулируется по вылету — геометрия подобрана на редкость удачно. Во всяком случае, для людей ростом до 180 см. А красивые сиденья с интегрированными подголовниками так и вовсе великолепны: умеренно мягкие, но ни в коем случае не аморфные и с оптимальным профилем. Собрано все аккуратно, материалы адекватные, а физические крутилки громкости и климат-контроля (увы, однозонного) — это всегда большой плюс.
Запас места на втором ряду по-китайски избыточен, сидишь почти полулежа, центрального тоннеля нет в принципе, единственное — багажник с электроприводом и бесконтактным открыванием у Neta U откровенно маловат. Регулировку заднего дивана сюда приладить точно не помешало бы, благо есть куда регулировать.
Но в целом кроссовер точно не производит впечатление сырого продукта от неопытных создателей: интерьер здесь не хуже, чем у других известных в России «китайцев», а эргономических ошибок едва ли не меньше, чем у Haval, Geely и прочих.
Новички везут
Еще удивительнее, что к «Хозону» почти невозможно всерьез придраться на ходу. Технически в Neta U нет ничего примечательного: стойки McPherson спереди, многорычажка сзади, блок батарей под полом, электромотор на передней оси. Но как же породисто кроссовер едет!
Во-первых, у него отлично подобраны настройки подвески: с одной стороны, стойки не пасуют перед типичными российскими неровностями вроде термических стыков, лежачих полицейских и среднекалиберных ям на областных дорогах. С другой — все это происходит без нервов: вибрации доходят до седоков грамотно скругленными. А на скоростных шоссе Hozon радует устойчивостью на прямой и полным отсутствием раскачки. То, что надо: не перемягчили, не пережестили, а сделали оптимальное шасси для ежедневной езды. Еще и шумоизоляция пристойная — не в последнюю очередь благодаря двойным стеклам.
В поворотах — такое же универсальное поведение для всех и каждого. На отклонения руля Neta U реагирует мягко и своевременно, за траекторию держится надежно, осязаемыми кренами не расстраивает. А то, что обратной связи на руле маловато, да усилие на нем компьютерное — ну и ладно! Нет, серьезно, яркие драйверские таланты этой машине попросту не нужны, как и ее потенциальному владельцу. Главное, что на ходу кроссовер абсолютно ничем не раздражает — этим может похвастаться далеко не каждый конкурент.
Динамика поддерживает это настроение. Вроде бы у нас тут 7 секунд до сотни, но даже в спортивном режиме Hozon предпочитает не рвать вперед, а именно ускоряться — впрочем, весьма убедительно. Предельных возможностей 204-сильного мотора вполне хватает и для обгонов на трассе: в диапазоне 110-130 км/ч под педалью еще есть неплохой запас, и только ближе к предельным 160 Neta U начинает скисать. Только убедитесь, что выходите на обгон именно в спортивном режиме — в комфортном и экологическом электроника принудительно ограничивает мощность, чтобы случайно не высадить батарею. Да-да, жмешь в пол, а Hozon все равно едет не в полную силу.
С управлением энергией тут вообще надо немного свыкнуться. Помимо разных ездовых режимов, у Neta U есть три степени рекуперации (от почти незаметной до весьма осязаемой), а также функция e-Pedal, когда при отпускании акселератора машина замедляется еще сильнее, вплоть до полной остановки. Это позволяет ездить почти без нажатия на тормоза, но требует определенной привычки: реакции не совсем линейны, и за час езды адаптироваться к ним непросто. Впрочем, эту функцию можно и отключить.
Самый же главный вопрос для любого электромобиля — сколько он может проехать от зарядки до зарядки. Наша версия называется Neta U 610 — это самая крутая модификация с большим аккумулятором на 81 кВт⋅ч. Бывают еще «пятисотые» и «четырехсотые», на 68 и 54 кВт⋅ч соответственно. Как можно догадаться, 610 — это как раз паспортный запас хода, но реальный, разумеется, несколько ниже.
Владелец этого экземпляра приобрел машину в феврале, наездил на ней 9000 километров и говорит, что в обычных условиях на 450-470 км рассчитывать можно смело. А если зима, лютые морозы и прочее, получится около 300-320. Неплохо! Только китайские электрические разъемы GB/T несовместимы с нашими станциями быстрой зарядки, поэтому питаться можно только через переходник — либо от бытовой 220-вольтовой сети, либо от 380-вольтовой розетки. Но станции «Россетей», по словам владельца, вместо заявленных 22 киловатт за час отдают лишь шесть с небольшим.
Та или Neta?
Отдавал «Нету» я даже с легкой грустью, что бывает далеко не всегда. Приятный автомобиль — да еще и небанальный. Если сравнивать с обычными кроссоверами этого класса, он точно не хуже многих, а может даже лучше большинства. При этом надо понимать, что это не дорогущий гало-кар, призванный удивлять всех и вся: Hozon позиционирует Neta U как обычную машину для обычных китайцев, причем солидная доля продаж уходит в таксопарки — вот где просторнейший второй ряд особенно полезен.
Но в России диковинное чудо от неизвестной марки, да еще и с иероглифами вместо интерфейса, пока что обречено оставаться сугубо нишевой игрушкой. Тем не менее, энтузиасты уже есть. На всю страну таких «Хозонов» насчитывается уже 15 штук, владельцы делятся опытом, разбираются с нюансами, корпят над адаптацией операционной системы — и видят в своих машинах не только удачное приобретение, но и маркетинговый потенциал.
Официальных поставок, разумеется, в обозримом будущем можно не ждать, да и «серые» дилеры за Neta U пока всерьез не взялись. Но те самые частники уже готовы помочь с приобретением, доставкой и дальнейшей эксплуатацией, если найдутся желающие. Стоит ли ввязываться? Давайте так: для этого все еще нужно быть энтузиастом, но уже точно не идиотом.