Lada на базе Renault и подорожавшая логистика. Что ждет АвтоВАЗ
Новая Lada Granta будет построена на основе французской модульной платформы CMF-B — той же самой, что лежит в основе европейских Dacia Logan и Sandero. Об этом корреспонденту Autonews.ru рассказали в пресс-службе АвтоВАЗа. Таким образом, наследие компании Renault, которая весной объявила об уходе с российского рынка, все же не пропадет бесследно.
Для российского производителя эта техника в новинку: до сих пор Lada выпускала только модели на устаревшей «тележке» B0. Планировалось, что архитектура CMF-B ляжет в основу всех перспективных моделей из Тольятти, включая долгожданную «Ниву» третьего поколения, — а кроме того, в нынешнем году должна была начаться сборка новых Renault Logan и Sandero. Однако история внесла свои коррективы.
Прототипы Renault со специально разработанной для России внешностью теперь томятся на задворках завода «Москвич» — всего было построено около десятка машин, но на дорогах мы их уже не увидим. Отложено на неопределенный срок и появление «Нивы»: в списке приоритетов на ближайшие пару-тройку лет внедорожник не значится. А вот работы над Granta решено продолжить.
Дело в том, что разработка этой машины началась давно и шла параллельно с адаптацией следующих Logan/Sandero, поэтому успела продвинуться довольно далеко. Как пояснили в пресс-службе АвтоВАЗа, финальный дизайн новой Granta уже утвержден и зафиксирован — это тот самый автомобиль, который в начале марта показывали тогдашнему президенту АвтоВАЗа Николя Мору.
Предполагалось, что Granta дебютирует в 2023 году, но теперь эти сроки, вероятнее всего, будут пересмотрены. Платформу предстоит серьезно доработать под использование отечественных компонентов, а это процесс небыстрый — даже в случае хорошо известных моделей, давно находившихся в производстве.
Например, производство Vesta планируется возобновить только будущей весной, примерно тогда же ожидается и рестарт «Ларгуса» на старой архитектуре B0. Однако изменений исходной конструкции, судя по всему, будет немало: на АвтоВАЗе эту машину называют SE (special edition), и дело может не ограничиться страхующей электроникой и подушками безопасности.
Не до конца определена судьба и «заряженной» Lada Vesta Sport, где использовались трансмиссия и многие элементы подвески от Renault, хотя в Тольятти от этого проекта пока не отказываются. А вот анонсированный кроссовер на платформе Vesta находится в самом начале пути: принято принципиальное решение, что он будет, но разработка только-только начинается.
Таким образом, в перспективе у АвтоВАЗа будут модели сразу на четырех платформах: грантовской, вестовской, а также доработанных французских B0 и CMF-B. Неплохо для производителя, который уже в следующем году собирается выйти на объемы выпуска в полмиллиона автомобилей. Только не факт, что резкое увеличение тиражей приведет к снижению себестоимости и, соответственно, рекомендованных розничных цен.
«Здесь очень много переменных — например, сейчас очень сильно подорожала логистика. Доллар падает, евро падает, а она растет, — комментирует вице-президент Lada по продажам и маркетингу Дмитрий Костромин. — Кроме того, расширение производства потребует привлечения новых людей (планируется нанять около 4 тыс. сотрудников. — Autonews), это тоже ведет к увеличению себестоимости. Так что рост тиражей не гарантирует прибавку в чистой прибыли».
При этом Костромин заявил, что контроль за дилерскими наценками ведется, но пока не в полную силу, поэтому ограниченная партия обновленных Vesta NG, за которые в салонах хотят от 2 млн руб. и выше, вряд ли сильно подешевеет. «Мы даем компаниям сохранить коллектив, площади, уберечься от банкротства, — пояснил он. — Новых «Вест» еще какое-то время не будет, поэтому по ним мы с продавцами работаем не так жестко, как по «Грантам».
По словам Костромина, завод старается установить строгий контроль за составом дилерских допов, которые можно устанавливать в салонах, и грозит нарушителям серьезными санкциями. Однако вина в повышении цен, по его мнению, частично лежит и на покупателях. «В марте же люди сами разогнали рынок, побежали все скупать. А теперь поток иссяк, но все боятся — и клиенты, и продавцы. Первые помнят про страшные наценки, хотя это уже не везде так, а вторые не решаются резко что-то менять», — прокомментировал вице-президент АвтоВАЗа.
Впрочем, со временем и по мере наращивания объемов выпуска ситуация так или иначе должна нормализоваться — если, конечно, планы Lada действительно претворятся в жизнь. Ведь в случае той же Vesta тольяттинцам предстоит найти импортозамещенные аналоги примерно 1500 из 4500 деталей, то есть треть всей машины. Но официальная риторика на этот счет пока что звучит однозначно: «Запустим. Других вариантов нет».