С 13 сентября ОСАГО подорожает на 26%: все подробности и расчеты
Очередные нововведения в области страхования заработали в России. С 13 сентября Центробанк расширил тарифный коридор по ОСАГО сразу на 26%: для легковых автомобилей минимальную базовую ставку понизили с 2224 до 1646 руб., а максимальную повысили с 5980 до 7535 руб. Для расчетов по такси минимальную базовую ставку снизили с 2014 до 1490 руб., а максимальную подняли с 12 505 до 15 756 рублей. Страховщики объяснили такие изменения резким подорожанием запасных частей на автомобили для ремонта — примерно на аналогичный размер. При этом эксперты в области страхования уверены: теперь за страховку придется платить больше, а вот получить выплаты или достойный ремонт будет все сложнее. Разбираемся, для кого страховка станет дороже и сколько придется платить.
Полис ОСАГО дорожает вслед за запчастями на автомобили
Позицию представителей страхового сообщества о том, что основной причиной расширения коридора стало значительное удорожание запчастей подтвердил директор департамента андеррайтинга и управления продуктами страховой компании «Согласие» Павел Нефедов. Он напомнил, что новые справочники для Единого расчет ремонта заработали еще с 19 июня 2022 года. При этом в документе, который страховщики используют для расчета выплат по ОСАГО, среднее повышение цен на запчасти составило порядка 26%.
«В связи с этим расширение тарифного коридора — максимально своевременное действие, которое позволит сбалансировать экономику страховых компаний. Действительно, расчет тарифа становится все более индивидуальным, поэтому рисковые водители могут увидеть очень резкое и сильное повышение цены, а аккуратные опытные водители могут получить небольшие скидки. Отметим, что мы не ожидаем существенных скидок по этой линии бизнеса, что связано со слишком резким ростом цен на запчасти», — сказал Нефедов.
В Российском автомобильном союзе (РСА) уверены, что новый этап индивидуализации тарифов по ОСАГО позволит сохранить текущие цены на ОСАГО для безаварийных водителей и поднять их лишь для водителей, которые представляют реальную опасность на дороге для других участников дорожного движения.
«Для них это станет экономическим стимулом к безаварийному вождению. При этом мы видим, что, работая в течение двух с половиной месяцев по новым справочникам, в которых цены на запчасти выросли почти на 30%, рост средней цены ОСАГО остался в пределах 10%, а безаварийные водители ощутили лишь минимальное увеличение стоимости полиса», — сказал исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев.
Для кого и насколько подорожают полисы ОСАГО
По словам страховщиков, дорожать полисы будут в первую очередь на основе данных о вождении и аварийности водителей. Остальные параметры они называть отказались, сославшись на коммерческую тайну.
При этом в РСА уверены, что размер средней премии (стоимости самого полиса ОСАГО) в регионах будет значительно отставать от максимально возможной цены. Там посчитали, что в Москве средняя стоимость ОСАГО для легкового автомобиля физлица равняется 8357 руб.: это на 22% меньше верхней границы тарифного коридора для региона, которая равна 10 764 руб. В Санкт-Петербурге средняя цена полиса — 7746 руб., что на 21% ниже верхней границы тарифного коридора, которая составляет 9807 руб. Средняя стоимость ОСАГО в Ленинградской области равна 6055 руб. — это на 18% меньше верхней границы тарифного коридора (7415 руб.). В Московской области, в свою очередь, средняя цена полиса ОСАГО — 7485 руб., что на 20% ниже верхней границы тарифного коридора в 9329 руб.
При этом на конкретных расчетах для среднестатистического водителя получается, что полисы все-таки будут стоить значительно дороже по сравнению со средними показателями. Такие расчеты по просьбе Autonews.ru сделал руководитель проектного офиса страховой вертикали «Банки.ру» Александр Макаров.
Водитель, 25 лет, стаж пять лет, он один в полисе ОСАГО, автомобиль Kia Rio с мотором 1,6 л, 123 л.с., без аварий, Москва. Цена полиса до изменений: минимальная (при базовой ставке 2224 руб.): 4721 руб. Максимальная при базовой ставке 5980 руб.): 12 694 руб.
После изменений: минимальная (при базовой ставке 1646 руб.): 3494 руб. Максимальная при базовой ставке 7535 руб.): 15 995 руб.
Аналогичный водитель с такими же параметрами с учетом одной аварии: до изменений: от 6052 до 16 275 руб.; после изменений: от 4479 до 20 507 руб.
Аналогичный водитель с такими же параметрами с учетом двух аварий в год: до изменений: от 10 653до 28 644 руб.; после изменений: от 7884 до 36 092 руб.
Водитель, 35 лет, стаж 10 лет, два человека в полисе ОСАГО, автомобиль Haval Jolion (1.5 MT, 143 л.c.), Москва. Без аварий. Второй водитель — супруга, 25 лет, стаж 5 лет, без аварий.
Как уточнил эксперт, в расчете стоимости ОСАГО коэффициент бонус-малус и коэффициент стажа (КВС) зависят от водителей, вписанных в полис. По обоим этим коэффициентам берется наихудший. Поэтому в данном случае премия будет такая, как если бы в полис была вписана только более молодая супруга с меньшим стажем вождения.
Таким образом стоимость такого полиса до изменения составляла бы от 4721 до 12 694 руб. А после изменений — от 3494 до 15 995 руб. Аналогичная ситуация, только 35-летний мужчина допустил две аварии. В данном случае опять используется КБМ первого водителя как более аварийного. Стоимость такого полиса до изменения составляла бы от 7081 до 19 041 руб. А после изменений — от 5241 до 23 993 руб. В свою очередь, в компании «Абсолют Страхование» провели расчет для такси. Мужнина, 35 лет, стаж 10 лет, автомобиль Kia Rio с мотором 1,6, 138 л.с., работает в такси, открытый полис ОСАГО без ограничений количества водителей. Автомобиль принадлежит физлицу, и эксплуатируют его в Москве. Водитель в аварии не попадал.
Старые ставки: 12 505 руб. × 1,8 × 1,17 × 1 × 2,32 × 1,4 = 85 538 руб.
Новые: 15 756 руб. × 1,8 × 1,17 × 1 × 2,32 × 1,4 = 107 775 руб.
Юрист и эксперт в области рынка автозапчастей Алексей Поляков в беседе с Autonews.ru выразил уверенность, что на фоне изменений цена полиса вырастет, а выплаты будут постепенно снижаться. «Базовый тариф можно будет увеличить на 26%, а выплаты страховщики могут постепенно снижать, ведь вскоре при расчете цены ремонта начнут использовать больше аналогов. В итоге выплат не будет хватать даже для качественного проведения среднего ремонта, и потерпевшая сторона будет судиться с виновником. При этом не факт, что деньги у него найдутся», — считает Поляков.
В свою очередь, глава Национального автомобильного союза Антон Шапарин уверен, что цены на запчасти в справочниках значительно занижены и проведенная индексация все равно не отражает рыночной ситуации. В итоге выходит, что потерпевший получает меньшую выплату, которой не всегда хватает на ремонт. «Получается, что рост цен объяснили подорожанием запчастей, но реальные цифры в справочниках мы не видим. При этом стоит напомнить, что и стоимость работ по ремонту в справочниках значительно занижена. Например, в Москве для Hyundai это 860 руб., для Lada – 710 руб. В то время как средняя цена нормо-часа на СТО в столице — 2,5 тыс. руб.», — сказал Шапарин.
Почему выросли территориальные коэффициенты
Новое указание ЦБ не только расширяет тарифный коридор, но и меняет некоторые территориальные коэффициенты, на которые в том числе умножают базовую ставку для расчетов. Например, в Кызыле (Тыва) и Краснокаменске (Забайкальский край). Страховщики объяснили это токсичностью данных регионов, где у страховщиков отсуживают значительные суммы с помощью автоюристов.
«Есть «жадные» регионы, в которых с помощью судов и автоюристов по ОСАГО от страховщиков получают выплаты в несколько раз больше реального ущерба. Часть регионов на этом специализируется. Именно поэтому отменить коэффициент территории не получается», — заявил директор департамента обязательных видов страхования «АльфаСтрахование» Денис Макаров.
Когда заработают новые тарифы по ОСАГО
Как пояснили страховщики, новые тарифы заработают прямо с 13 сентября для всех новых клиентов и для тех, кто обратится для продления полиса. По действующим договорам ставки уже не изменятся.