Как поменялся автомобильный мир при королеве Великобритании Елизавете II
Королева Елизавета II всю жизнь интересовалась автомобилями и частенько появлялась за рулем даже в весьма почтенном возрасте. Среди ее любимых моделей были Land Rover, Jaguar и Bentley, хотя встречались и куда более демократичные Vauxhall и Rover. Впрочем, разбирать автопарк Ее Величества совсем не так интересно, как проследить тот путь, который проделал весь автомобильный мир за 96 лет от рождения королевы до ее смерти.
1926 год
21 апреля в семье принца Альберта и леди Елизаветы Боуз-Лайон рождается первенец — девочка, которой суждено стать королевой Великобритании. К тому времени автомобильная промышленность Соединенного Королевства уже занимает лидирующие позиции на планете. Ответом на вопрос «Какой автомобиль самый лучший в мире?» для многих становится Rolls-Royce (роскошный Phantom первого поколения пошел в серию за год до рождения Елизаветы), а над гоночными трассами гремит имя Bentley.
Совсем еще юный суточный марафон в Ле-Мане (он лишь на три года старше королевы) уже видел победу Bentley 3 Litre в 1924-м, а с 1927-го британские «гоночные грузовики» становятся непобедимой силой на кольце Сартэ. Bentley Boys, как называли пилотов темно-зеленых машин, выигрывают четыре марафона подряд, и один из этих триумфов оказывается на счету модели Blower, оснащенной диковинным для того времени приводным нагнетателем.
Только представьте: 240 л.с., максимальная скорость более 220 км/ч — и все это на архаичном рамном шасси, не так далеко ушедшем по конструкции от телеги. Следующий период доминирования британской техники в Ле-Мане наступит только в 1950-х с приходом Jaguar, но образ классических Bentley, мчащихся по прямой Мюльсан, оставил в истории не меньший след.
1947 год
20 ноября в Вестминстерском аббатстве проходит свадьба молодой принцессы Елизаветы с принцем Филиппом Маунтбеттеном. Этому счастливому союзу суждено будет продержаться более 70 лет — до тех пор, пока супругов не разлучит смерть. А пока в жизни Елизаветы начинается новая глава — как и в истории автомобилестроения.
Одни компании пытаются удержаться на плаву в послевоенный кризис, выпуская устаревшие модели конструкции 1930-х годов, но другие уже предлагают нечто иное. За год до свадьбы принцессы появляется ГАЗ М-20 «Победа» — один из первых в мире серийных автомобилей с так называемым понтонным (да к тому же несущим) кузовом, где пороги и крылья были вписаны в общую форму, а не являлись отдельными элементами. Очень скоро такая архитектура станет стандартной почти для всех машин на планете.
11 мая 1947-го, за полгода до церемонии бракосочетания в Вестминстере, молодой итальянский гонщик и конструктор представляет первый спортивный автомобиль, названный собственным именем. Речь идет о Ferrari 125 S — эффектной и очень быстрой машине, которая к концу года успела выиграть шесть из 14 гонок. Отсюда началась головокружительная история команды Энцо Феррари, а двигатель Colombo V12, пережив невероятное количество модификаций и доработок, оставался в строю аж до конца 1980-х.
К слову, год спустя, в 1948-м, дебютирует еще одна знаковая машина имени своего создателя — Porsche 356 — и тогда же в британском Солихалле соберут первые экземпляры одного из любимейших автомобилей Ее Величества — Land Rover.
1952 год
6 февраля, когда Елизавета и Филипп находились на отдыхе в Кении, мир облетела новость о смерти короля Георга VI. 26-летняя принцесса взошла на престол, хотя церемония коронации состоялась лишь летом 1953 года. И только посмотрите, какие славные имена зажигаются на автомобильном небосклоне именно в это время: Cadillac Eldorado, Chevrolet Bel Air и Corvette, Aston Martin DB2, AC Ace (тот самый родстер, который потом превратится в Shelby Cobra).
Мир входит в золотой век автомобилестроения: хрома на роскошных американских моделях становится все больше, хвостовые плавники растут выше, мощности и скорости достигают немыслимых значений, а экология и расход топлива волнуют еще далеко не всех.
В это же время начинается расцвет доступных автомобилей, которые позволяют пересесть на четыре колеса миллионам простых покупателей. Подобно Ford T в начале века, народными любимцами становятся Volkswagen Beetle и Citroen 2CV, в Италии появляется смешной микромобиль Iso Isetta (чуть позже ему будет суждено спасти от банкротства компанию BMW).
Еще через несколько лет Fiat освоит культовый 500, а советский «Москвич» совершит огромный рывок вперед и представит модель 402, у которой не будет почти ничего общего с предшественниками, разработанными еще до войны. Наконец, в 1955 году на автосалоне в Париже будет представлен немыслимый по тем временам Citroen DS с инопланетным дизайном и гидропневматической подвеской. К апрелю 1956 года, когда в Виндзорском замке состоится встреча Елизаветы II и Никиты Хрущева, автомобильный мир окончательно перестанет мыслить прежними категориями.
1964 год
У королевы Елизаветы рождается уже четвертый ребенок — принц Эдвард. Позади смерть Уинстона Черчилля, встречи с президентской четой Кеннеди и Юрием Гагариным, вернувшимся из космоса, впереди — вручение орденов Британской империи популярным молодым музыкантам из The Beatles. По всему миру набирает обороты движение хиппи, а автомобильная индустрия снова переживает трансформацию.
Именно в 1964 году на киноэкраны выходит «Голдфингер», где Джеймс Бонд в исполнении Шона Коннери разъезжает на Aston Martin DB5 с кучей шпионских гаджетов — значение этого тандема для имиджа британского автопрома переоценить невозможно. В СССР тем временем начинается производство «Москвича-408», который произведет за рубежом схожий эффект — очень скоро экспортные поставки начнут составлять более 50% от всего, что производит завод АЗЛК.
Но в мировом и историческом масштабе еще заметнее другие имена: Ford Mustang, Porsche 911, Pontiac GTO, Dodge Charger — все они появились именно в 1964 году, чтобы создать совершенно новые автомобильные классы или переписать правила игры. Отметим, что как раз в этот период начинается первая серьезная работа над аэродинамикой в автоспорте, компания NSU выпускает модель Spider с невиданным доселе роторно-поршневым двигателем Ванкеля, а в Советском Союзе создают прототип такси ВНИИТЭ-ПТ — однообъемника со множеством инновационных решений, которые пойдут в массовое производство только через пару десятков лет.
1976 год
Королева Великобритании первой среди всех глав государств в истории отправляет электронное письмо — для этого Елизавете II понадобилась сеть ARPANET, ранний прототип современного интернета. Машины тоже становятся все более компьютеризированными: чего стоит только роскошный седан Aston Martin Lagonda с полностью цифровыми приборами — этот сухопутный «космолет» выехал на дороги за год до появления «Звездных войн»!
К середине 1970-х автомобильное оснащение во многом начинает напоминать то, к чему мы привыкли сегодня: кондиционеры и электрические стеклоподъемники становятся нормой, в ремнях безопасности появляются преднатяжители, идут первые эксперименты по внедрению систем ABS, трекшн-контроля и подушек безопасности, хотя по-настоящему массовыми и они начнут становиться только в следующем десятилетии.
Что же до глобальных изменений в автомобильном бизнесе, то вторая половина 1970-х — то самое время, когда мир начинает всерьез говорить о моделях из Японии. Топливный кризис 1974 года больно ударил по американским производителям крутых, но прожорливых дредноутов, зато компактные и экономичные «Сивики» с «Короллами» пришлись как нельзя кстати.
Нельзя не сказать и о революции в дизайне. 1970-е — это эпоха рубленых форм, плоских поверхностей и легендарных клиновидных суперкаров: Lamborghini Countach, Lancia Stratos, Lotus Esprit, Ferrari 308 GTB — все они оттуда. Повлияла эта мода и на облик Volkswagen Golf, вышедшего из-под пера Джорджетто Джуджаро в 1974 году, — думаем, о влиянии немецкого хетчбэка на историю автопрома лишний раз можно не говорить.
И еще две важнейшие машины, без которых рассказ просто не может быть полноценным. В 1976 году начинается производство «вечного» Mercedes-Benz W123. А год спустя на конвейер в Тольятти встает уникальный внедорожник «Нива» с несущим кузовом, ближайшим аналогом которого на тот момент является разве что первый Range Rover — тоже один из любимейших автомобилей британской королевы.
1989 год
Подходит к концу десятилетняя эпоха совместного правления двух главных женщин Великобритании: Елизавета II останется на престоле, а вот Маргарет Тэтчер покинет свой пост осенью 1990-го. А весной 1989-го британская королева примет в Виндзорском замке Михаила и Раису Горбачевых — тогда еще никто не верил в возможность распада СССР, но дух больших перемен уже витал в воздухе.
Автомобили же к концу 1980-х как раз завершали процесс огромной технологической трансформации — почти все, чем мы пользуемся сегодня, существовало уже тогда. Загибайте пальцы: адаптивные подвески, навигационные системы, сенсорные и проекционные дисплеи, полноуправляемые шасси, активные аэродинамические элементы — так или иначе они уже ставились на автомобили, пусть и были в диковинку.
Турбонаддув, совсем недавно считавшийся экстремальным приспособлением для болидов «Формулы-1», потихоньку становился обыденностью, семьи вовсю наслаждались преимуществами первых серийных минивэнов Renault Espace и Chrysler Voyager, полный привод стараниями Audi перестал быть уделом суровых внедорожников, и даже советские автомобилисты уже несколько лет катались на современных «восьмерках», наследие которых до сих пор живет в Lada Granta.
Просто посмотрите, какие машины дебютировали в 1989 году: сверхтехнологичный Lexus LS, устроивший панику в штаб-квартирах Mercedes-Benz и BMW; Opel Calibra с невероятно обтекаемым для того времени кузовом; Citroen XM — продолжатель династии футуристичных «французов», у которых так и не появилось прямых конкурентов; умопомрачительное купе BMW 8-й серии в кузове E31. Список можно продолжать долго, но вот суть: если мы скажем, что с тех пор в автопроме толком не появилось по-настоящему новых, революционных изобретений, то почти не покривим душой.
1997 год
Для британской королевской семьи это время навсегда будет связано с гибелью принцессы Дианы в одной из самых резонансных автокатастроф в истории. Каким бы большим, сложным и совершенным ни был Mercedes-Benz S-Class поколения W140, его способностей не хватило для того, чтобы уберечь Леди Ди.
Совпадение или нет, но за год до этого начинает работу ассоциация Euro NCAP, которая поставила своей целью радикально повысить уровень безопасности всех новых автомобилей, — и пожалуй, именно это стоит считать главным направлением от рубежа тысячелетия и дальше. Автомобили становились все быстрее и мощнее, полуфантастические гаджеты из 1980-х превращались в стандартное оснащение для малолитражек, но самое главное делалось именно в сфере безопасности: кузова — крепче, подушек — больше, страхующая электроника — в каждый автомобиль.
Из значимых автомобильных трендов конца 1990-х надо отметить начало расцвета кроссоверов — Toyota RAV4, Honda CR-V и прочие бьют рекорды продаж, как раз в 1997 году в игру вступает Mercedes-Benz со своим ML, чуть позже подтягивается и BMW X5. Чем все это закончилось, мы с вами прекрасно знаем.
Еще одна примета эпохи — мода на неоретро. Открывает ее безумный «серийный хот-род» Plymouth Prowler, за которым пойдут возрожденные Volkswagen Beetle и Mini, Chrysler PT Cruiser, Ford Mustang и прочие. Импульс оказался настолько мощным, что просто модным его уже и не назовешь — скорее это один из устоявшихся стилей, который будет жить еще долго.
2012 год
Елизавета II празднует бриллиантовый, 60-летний юбилей пребывания на престоле, а чуть позже — и 65-летнюю годовщину свадьбы. В это же время на открытии Олимпийских игр в Лондоне показывают ролик, где Ее Величество с Дэниелом Крейгом прыгают с парашютами на арену стадиона. Не по-настоящему, конечно, но премию за лучшую роль «девушки Джеймса Бонда» королева получила.
Вокруг уже совсем другой мир — таких вот дерзких трюков, общедоступного интернета и победивших соцсетей (к слову, Twitter королева освоила и пользовалась им в возрасте 90 лет). А еще это мир электромобилей. Как раз в 2012 году начинается серийный выпуск Tesla Model S, которая изменила ход истории. Из диковинной игрушки и малоперспективного эксперимента машина на батарейках сначала становится привычным участником дорожного движения, а теперь — и практически неотвратимым будущим.
Свою лепту в расцвет электрокаров внесли и активность экологов, и нашумевший «дизельгейт» 2015 года — а сейчас весь мир стоит на пороге неизвестности. Пандемия, глобальная напряженность, зреющий энергетический и экономический кризис — кто знает, что обо всем этом через десяток-другой лет напишут историки? Но есть подозрение, что все самое интересное в истории автомобилестроения Елизавета II успела застать.