Эпоха, 09 сен 2022, 19:05

Как поменялся автомобильный мир при королеве Великобритании Елизавете II

От архаичных «телег» на спицованных колесах до автономных электромобилей. Как в жизнь английской королевы уместилась почти вся автомобильная история
Читать в полной версии
Фото: Getty Images

Королева Елизавета II всю жизнь интересовалась автомобилями и частенько появлялась за рулем даже в весьма почтенном возрасте. Среди ее любимых моделей были Land Rover, Jaguar и Bentley, хотя встречались и куда более демократичные Vauxhall и Rover. Впрочем, разбирать автопарк Ее Величества совсем не так интересно, как проследить тот путь, который проделал весь автомобильный мир за 96 лет от рождения королевы до ее смерти.

1926 год

21 апреля в семье принца Альберта и леди Елизаветы Боуз-Лайон рождается первенец — девочка, которой суждено стать королевой Великобритании. К тому времени автомобильная промышленность Соединенного Королевства уже занимает лидирующие позиции на планете. Ответом на вопрос «Какой автомобиль самый лучший в мире?» для многих становится Rolls-Royce (роскошный Phantom первого поколения пошел в серию за год до рождения Елизаветы), а над гоночными трассами гремит имя Bentley.

Rolls-Royce Phantom (Фото: autowp.ru)

Совсем еще юный суточный марафон в Ле-Мане (он лишь на три года старше королевы) уже видел победу Bentley 3 Litre в 1924-м, а с 1927-го британские «гоночные грузовики» становятся непобедимой силой на кольце Сартэ. Bentley Boys, как называли пилотов темно-зеленых машин, выигрывают четыре марафона подряд, и один из этих триумфов оказывается на счету модели Blower, оснащенной диковинным для того времени приводным нагнетателем.

Только представьте: 240 л.с., максимальная скорость более 220 км/ч — и все это на архаичном рамном шасси, не так далеко ушедшем по конструкции от телеги. Следующий период доминирования британской техники в Ле-Мане наступит только в 1950-х с приходом Jaguar, но образ классических Bentley, мчащихся по прямой Мюльсан, оставил в истории не меньший след.

Bentley Blower (Фото: autowp.ru)

1947 год

20 ноября в Вестминстерском аббатстве проходит свадьба молодой принцессы Елизаветы с принцем Филиппом Маунтбеттеном. Этому счастливому союзу суждено будет продержаться более 70 лет — до тех пор, пока супругов не разлучит смерть. А пока в жизни Елизаветы начинается новая глава — как и в истории автомобилестроения.

ГАЗ М-20 «Победа» (Фото: autowp.ru)

Одни компании пытаются удержаться на плаву в послевоенный кризис, выпуская устаревшие модели конструкции 1930-х годов, но другие уже предлагают нечто иное. За год до свадьбы принцессы появляется ГАЗ М-20 «Победа» — один из первых в мире серийных автомобилей с так называемым понтонным (да к тому же несущим) кузовом, где пороги и крылья были вписаны в общую форму, а не являлись отдельными элементами. Очень скоро такая архитектура станет стандартной почти для всех машин на планете.

11 мая 1947-го, за полгода до церемонии бракосочетания в Вестминстере, молодой итальянский гонщик и конструктор представляет первый спортивный автомобиль, названный собственным именем. Речь идет о Ferrari 125 S — эффектной и очень быстрой машине, которая к концу года успела выиграть шесть из 14 гонок. Отсюда началась головокружительная история команды Энцо Феррари, а двигатель Colombo V12, пережив невероятное количество модификаций и доработок, оставался в строю аж до конца 1980-х.

К слову, год спустя, в 1948-м, дебютирует еще одна знаковая машина имени своего создателя — Porsche 356 — и тогда же в британском Солихалле соберут первые экземпляры одного из любимейших автомобилей Ее Величества — Land Rover.

Ferrari 125 S (Фото: autowp.ru)

1952 год

6 февраля, когда Елизавета и Филипп находились на отдыхе в Кении, мир облетела новость о смерти короля Георга VI. 26-летняя принцесса взошла на престол, хотя церемония коронации состоялась лишь летом 1953 года. И только посмотрите, какие славные имена зажигаются на автомобильном небосклоне именно в это время: Cadillac Eldorado, Chevrolet Bel Air и Corvette, Aston Martin DB2, AC Ace (тот самый родстер, который потом превратится в Shelby Cobra).

Мир входит в золотой век автомобилестроения: хрома на роскошных американских моделях становится все больше, хвостовые плавники растут выше, мощности и скорости достигают немыслимых значений, а экология и расход топлива волнуют еще далеко не всех.

В это же время начинается расцвет доступных автомобилей, которые позволяют пересесть на четыре колеса миллионам простых покупателей. Подобно Ford T в начале века, народными любимцами становятся Volkswagen Beetle и Citroen 2CV, в Италии появляется смешной микромобиль Iso Isetta (чуть позже ему будет суждено спасти от банкротства компанию BMW).

Еще через несколько лет Fiat освоит культовый 500, а советский «Москвич» совершит огромный рывок вперед и представит модель 402, у которой не будет почти ничего общего с предшественниками, разработанными еще до войны. Наконец, в 1955 году на автосалоне в Париже будет представлен немыслимый по тем временам Citroen DS с инопланетным дизайном и гидропневматической подвеской. К апрелю 1956 года, когда в Виндзорском замке состоится встреча Елизаветы II и Никиты Хрущева, автомобильный мир окончательно перестанет мыслить прежними категориями.

1964 год

У королевы Елизаветы рождается уже четвертый ребенок — принц Эдвард. Позади смерть Уинстона Черчилля, встречи с президентской четой Кеннеди и Юрием Гагариным, вернувшимся из космоса, впереди — вручение орденов Британской империи популярным молодым музыкантам из The Beatles. По всему миру набирает обороты движение хиппи, а автомобильная индустрия снова переживает трансформацию.

Aston Martin DB5 (Фото: Aston Martin)

Именно в 1964 году на киноэкраны выходит «Голдфингер», где Джеймс Бонд в исполнении Шона Коннери разъезжает на Aston Martin DB5 с кучей шпионских гаджетов — значение этого тандема для имиджа британского автопрома переоценить невозможно. В СССР тем временем начинается производство «Москвича-408», который произведет за рубежом схожий эффект — очень скоро экспортные поставки начнут составлять более 50% от всего, что производит завод АЗЛК.

Но в мировом и историческом масштабе еще заметнее другие имена: Ford Mustang, Porsche 911, Pontiac GTO, Dodge Charger — все они появились именно в 1964 году, чтобы создать совершенно новые автомобильные классы или переписать правила игры. Отметим, что как раз в этот период начинается первая серьезная работа над аэродинамикой в автоспорте, компания NSU выпускает модель Spider с невиданным доселе роторно-поршневым двигателем Ванкеля, а в Советском Союзе создают прототип такси ВНИИТЭ-ПТ — однообъемника со множеством инновационных решений, которые пойдут в массовое производство только через пару десятков лет.

1976 год

Королева Великобритании первой среди всех глав государств в истории отправляет электронное письмо — для этого Елизавете II понадобилась сеть ARPANET, ранний прототип современного интернета. Машины тоже становятся все более компьютеризированными: чего стоит только роскошный седан Aston Martin Lagonda с полностью цифровыми приборами — этот сухопутный «космолет» выехал на дороги за год до появления «Звездных войн»!

К середине 1970-х автомобильное оснащение во многом начинает напоминать то, к чему мы привыкли сегодня: кондиционеры и электрические стеклоподъемники становятся нормой, в ремнях безопасности появляются преднатяжители, идут первые эксперименты по внедрению систем ABS, трекшн-контроля и подушек безопасности, хотя по-настоящему массовыми и они начнут становиться только в следующем десятилетии.

Что же до глобальных изменений в автомобильном бизнесе, то вторая половина 1970-х — то самое время, когда мир начинает всерьез говорить о моделях из Японии. Топливный кризис 1974 года больно ударил по американским производителям крутых, но прожорливых дредноутов, зато компактные и экономичные «Сивики» с «Короллами» пришлись как нельзя кстати.

Нельзя не сказать и о революции в дизайне. 1970-е — это эпоха рубленых форм, плоских поверхностей и легендарных клиновидных суперкаров: Lamborghini Countach, Lancia Stratos, Lotus Esprit, Ferrari 308 GTB — все они оттуда. Повлияла эта мода и на облик Volkswagen Golf, вышедшего из-под пера Джорджетто Джуджаро в 1974 году, — думаем, о влиянии немецкого хетчбэка на историю автопрома лишний раз можно не говорить.

И еще две важнейшие машины, без которых рассказ просто не может быть полноценным. В 1976 году начинается производство «вечного» Mercedes-Benz W123. А год спустя на конвейер в Тольятти встает уникальный внедорожник «Нива» с несущим кузовом, ближайшим аналогом которого на тот момент является разве что первый Range Rover — тоже один из любимейших автомобилей британской королевы.

Mercedes-Benz W123 (Фото: Mercedes-Benz)

1989 год

Подходит к концу десятилетняя эпоха совместного правления двух главных женщин Великобритании: Елизавета II останется на престоле, а вот Маргарет Тэтчер покинет свой пост осенью 1990-го. А весной 1989-го британская королева примет в Виндзорском замке Михаила и Раису Горбачевых — тогда еще никто не верил в возможность распада СССР, но дух больших перемен уже витал в воздухе.

Автомобили же к концу 1980-х как раз завершали процесс огромной технологической трансформации — почти все, чем мы пользуемся сегодня, существовало уже тогда. Загибайте пальцы: адаптивные подвески, навигационные системы, сенсорные и проекционные дисплеи, полноуправляемые шасси, активные аэродинамические элементы — так или иначе они уже ставились на автомобили, пусть и были в диковинку.

Chrysler Voyager (Фото: Chrysler)

Турбонаддув, совсем недавно считавшийся экстремальным приспособлением для болидов «Формулы-1», потихоньку становился обыденностью, семьи вовсю наслаждались преимуществами первых серийных минивэнов Renault Espace и Chrysler Voyager, полный привод стараниями Audi перестал быть уделом суровых внедорожников, и даже советские автомобилисты уже несколько лет катались на современных «восьмерках», наследие которых до сих пор живет в Lada Granta.

Просто посмотрите, какие машины дебютировали в 1989 году: сверхтехнологичный Lexus LS, устроивший панику в штаб-квартирах Mercedes-Benz и BMW; Opel Calibra с невероятно обтекаемым для того времени кузовом; Citroen XM — продолжатель династии футуристичных «французов», у которых так и не появилось прямых конкурентов; умопомрачительное купе BMW 8-й серии в кузове E31. Список можно продолжать долго, но вот суть: если мы скажем, что с тех пор в автопроме толком не появилось по-настоящему новых, революционных изобретений, то почти не покривим душой.

1997 год

Для британской королевской семьи это время навсегда будет связано с гибелью принцессы Дианы в одной из самых резонансных автокатастроф в истории. Каким бы большим, сложным и совершенным ни был Mercedes-Benz S-Class поколения W140, его способностей не хватило для того, чтобы уберечь Леди Ди.

Фото: Mark Wilson / Global Look Press

Совпадение или нет, но за год до этого начинает работу ассоциация Euro NCAP, которая поставила своей целью радикально повысить уровень безопасности всех новых автомобилей, — и пожалуй, именно это стоит считать главным направлением от рубежа тысячелетия и дальше. Автомобили становились все быстрее и мощнее, полуфантастические гаджеты из 1980-х превращались в стандартное оснащение для малолитражек, но самое главное делалось именно в сфере безопасности: кузова — крепче, подушек — больше, страхующая электроника — в каждый автомобиль.

Из значимых автомобильных трендов конца 1990-х надо отметить начало расцвета кроссоверов — Toyota RAV4, Honda CR-V и прочие бьют рекорды продаж, как раз в 1997 году в игру вступает Mercedes-Benz со своим ML, чуть позже подтягивается и BMW X5. Чем все это закончилось, мы с вами прекрасно знаем.

Еще одна примета эпохи — мода на неоретро. Открывает ее безумный «серийный хот-род» Plymouth Prowler, за которым пойдут возрожденные Volkswagen Beetle и Mini, Chrysler PT Cruiser, Ford Mustang и прочие. Импульс оказался настолько мощным, что просто модным его уже и не назовешь — скорее это один из устоявшихся стилей, который будет жить еще долго.

2012 год

Елизавета II празднует бриллиантовый, 60-летний юбилей пребывания на престоле, а чуть позже — и 65-летнюю годовщину свадьбы. В это же время на открытии Олимпийских игр в Лондоне показывают ролик, где Ее Величество с Дэниелом Крейгом прыгают с парашютами на арену стадиона. Не по-настоящему, конечно, но премию за лучшую роль «девушки Джеймса Бонда» королева получила.

Вокруг уже совсем другой мир — таких вот дерзких трюков, общедоступного интернета и победивших соцсетей (к слову, Twitter королева освоила и пользовалась им в возрасте 90 лет). А еще это мир электромобилей. Как раз в 2012 году начинается серийный выпуск Tesla Model S, которая изменила ход истории. Из диковинной игрушки и малоперспективного эксперимента машина на батарейках сначала становится привычным участником дорожного движения, а теперь — и практически неотвратимым будущим.

Свою лепту в расцвет электрокаров внесли и активность экологов, и нашумевший «дизельгейт» 2015 года — а сейчас весь мир стоит на пороге неизвестности. Пандемия, глобальная напряженность, зреющий энергетический и экономический кризис — кто знает, что обо всем этом через десяток-другой лет напишут историки? Но есть подозрение, что все самое интересное в истории автомобилестроения Елизавета II успела застать.

Фото: Getty Images