Обгон на перекрестке: когда разрешен, правила, штрафы
Любой обгон — очень ответственный маневр, а обгон на перекрестке — вдвойне. Что необходимо учитывать в такой ситуации?
Что такое обгон
Обгон — это «опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части)». В том же пункте 1.2 главы 1 ПДД опережение определяется как «движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства».
Несложно понять, что обгон — вариант опережения обязательно связанный с временным выездом на «встречку». Иными словами, не каждое опережение является обгоном, но обгон — всегда опережение.
Когда запрещен обгон на перекрестке
Действия водителя при обгоне регламентирует глава 11 ПДД. Из ее пунктов 11.2 и 11.4 мы узнаем, что обгон запрещен, в частности:
- На регулируемых перекрестках. Здесь без вариантов.
- На нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной. Последняя оговорка открывает окно возможностей, но об этом чуть ниже.
- Если транспортное средство (ТС), движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия.
- Если ТС, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево.
- Если следующее за вашим автомобилем ТС начало обгон.
- В конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.
Получается, в подавляющем большинстве ситуаций обгон на перекрестке запрещен, но тем не менее не всегда.
Когда разрешен обгон на перекрестке
Возвращаемся к пункту 11.4 ПДД. Из него следует, что обгон на перекрестке не является нарушением, если:
- Перекресток нерегулируемый. На нем нет ни регулировщика, ни светофора, а если есть, то он выключен или работает в режиме мигающего желтого сигнала (пункт 13.3 главы 13 ПДД).
- При движении по главной дороге. Она, согласно пункту 1.2 главы 1 ПДД, обозначается знаками: 2.1, 2.3.1-2.3.7 или 5.1, но в последнем случае, поскольку речь идет об автомагистрали, выезд на «встречку» практически невозможен.
- Главная дорога на нерегулируемом перекрестке не меняет направление. В противном случае, о чем предупреждает табличка 8.13 с различными схемами движения в дополнение к знаку главной дороги 2.1, согласно пункту 13.10 главы 13 ПДД, водители, подъезжающие к перекрестку по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог, а на равнозначных дорогах обгон на перекрестке запрещен. Можно сказать и иначе: если вы начали обгон на перекрестке, находясь на главной дороге, а завершили на второстепенной, то это нарушение.
- При совершении обгона не происходит пересечение сплошной линии разметки 1.1 или линии разметки 1.11 со стороны сплошной.
- Видимость в направлении движения не ограничивается: рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.
Штрафы за обгон на перекрестке
За все нарушения правил проезда перекрестков (в том числе наезд на сплошную линию разметки или ее пересечение) часть 4 статьи 12.15 КоАП предусматривает:
1. За первое нарушение наложение административного штрафа в размере 5 000 руб. или лишение права управления ТС на срок от четырех до шести месяцев. 2. За повторное: административный штраф в размере 5000 руб. или лишение права управления ТС на срок один год, если нарушение зафиксировано не дорожными камерами, а сотрудником ГИБДД. Подробнее о том, как не лишиться прав при выезде на встречную полосу, читайте в материале «Выезд на встречку: когда лишат прав, а когда — нет».
Как безопасно совершить обгон на перекрестке
В этой ситуации действуют общие правила маневрирования (пункт 8.1 главы 8 ПДД) и выполнения обгона (пункт 11.1 главы 11 ПДД). Готовясь к обгону на перекрестке, водитель обязан:
- Включить левый поворотник.
- Убедиться, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии.
- Убедиться, что в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.