В ГИБДД отказались от новой таблички для поворота на красный: подробности
В Госавтоинспекции отказались от внедрения на дорогах новых табличек, разрешающих поворот направо на красный сигнал светофора. Речь идет о табличке «Уступи всем и можно направо». Как следует из письма на запрос Autonews.ru из МВД России (согласовывает все ответы ГИБДД), в ведомстве назвали эксперимент неудачным и возвращаться к нему не планируют.
Ранее такие дополнения на светофорах можно было увидеть в Москве и Подмосковье, а также в ряде регионов, включая Белгородскую область. Вместо нее ГИБДД предлагает альтернативы. Разбираемся, насколько полезна была табличка и есть ли шансы ее вернуть.
«Уступи всем и можно направо»: что за табличка
Специальные дополнительные таблички и нарисованные зеленые стрелки на светофорах устанавливали в России несколько последних лет в рамках тестирования. Такую стрелку придумали, чтобы при возможности правого поворота водители не ждали специального сигнала светофора, а сами, оценив ситуацию, пропускали пешеходов и поворачивали. Таким образом водители, по замыслу разработчиков, меньше стояли в пробках.
Основной смысл идеи — экономия, поскольку таблички из металла дешевле обычных электрических светофорных секций. При этом функцию по снижению пробок и ускорению движения потоков, по мнению авторов таблички из аналитического центра «Пробок.Net», такая стрелка выполняет не хуже классической электрической секции.
Как пояснил в беседе с Autonews.ru глава «Пробок.Net» Александр Шумский, установка табличек может быть полезна в небольших городах, бюджеты которых не позволяют вкладывать большие средства в модернизацию дорожного устройства. Из-за недостатка ресурсов в регионах нередко используют старые светофоры без дополнительных секций, а водителям приходится простаивать в ожидании общего зеленого сигнала светофора для их потока.
«Сама электрическая секция для светофора в виде зеленой стрелки стоит около 6–7 тыс. руб., при этом к ней нужна вторая, страховочная, — рассказал Шумский. — А самые большие расходы связаны с установкой контроллеров для светофоров, которые отслеживают работу устройств, движение потоков и переключают светофоры в нужный момент. Самые простые стоят по 300–500 тыс. руб., а если у них есть возможность подключаться к городской интеллектуальной транспортной системе (ИТС), цены доходят до нескольких миллионов рублей. И все закупки нужно делать очень долго: проводить тендеры, согласования».
При этом, по словам Шумского, себестоимость альтернативной таблички составляет около 300 руб.
«В некоторых небольших городах, например Владимире, на складах вообще нет дополнительного оборудования и этих секций для светофоров. В итоге там просто стоят обычные устройства. А там, где таблички протестировали, специалисты сразу же отметили моментальный эффект. При этом никаких сложностей у водителей с восприятием информации нет — подписи можно быстро прочитать и понять, как действовать: пропустить людей и спокойно повернуть», — сообщил Шумский.
Какой эффект на дорогах от такой таблички
В «Пробок.Net» с 2013 года пытаются добиться необходимых для этого изменений в ПДД. Позже идея была поддержана теперь уже бывшим первым вице-премьером Игорем Шуваловым. Однако после его ухода в 2018 году из аппарата правительства, а заодно и с поста главы правительственной комиссии по безопасности дорожного движения идея забуксовала. В ГИБДД назвали ее противоречащей Венской конвенции о безопасности движения. Согласно этому документу основные ПДД во всех странах-участницах должны быть унифицированы.
Единственное, чего за все время добились авторы идеи, — это возможности дать регионам самим экспериментировать с табличками, не дожидаясь решений по изменению ПДД.
Это стало возможным благодаря специальному ГОСТу, позволяющему локально тестировать нововведения, не опасаясь санкций со стороны ГИБДД.
По такому принципу в России запускали теперь уже привычную «вафельницу» — желтую разметку, упрощающую вынесение штрафов с камер за выезд на загруженный перекресток и создание помех перпендикулярному потоку транспорта. Еще один пример — диагональные пешеходные переходы. В итоге эксперименты, по мнению авторов изменений, завершились удачно.
«Согласно нашим измерениям, на экспериментальных участках на 50% выросла интенсивность движения, пробки стали ниже, за все время не произошло ни одного ДТП», — рассказал Шумский.
Из ЦОДД Москвы при этом оценки поступили критические: «Установка табличек «Уступи всем и можно направо» реализуется исключительно в городах с низким значением транзитного потока, когда подавляющее большинство водителей знакомо со сложившейся организацией дорожного движения», — сообщали после окончания тестирования корреспонденту Autonews.ru в пресс-службе ЦОДД.
Таким образом, на крупных перекрестках в Москве они становятся неуместны. Возможно, говорили в ЦОДД, идея будет реализована в регионах.
В 2022 году центр вновь решил вернуться к идее и попыткам распространить нововведение в регионах. Один из важнейших аргументов — все та же дешевизна на фоне значительного подорожания различного вида оборудования в России.
«Есть классические решения задачи, та же стрелка на светофоре. Но мы получаем запросы из регионов именно на такие недорогие решения. Такие таблички недавно городские власти установили в Екатеринбурге, но сотрудники ГИБДД их быстро сняли. Такие же таблички установили и в Магнитогорске: в местной ГИБДД эффект от табличек назвали положительным», — рассказал Шумский.
Что говорят в ГИБДД про таблички с поворотом
Как следует из ответа ГИБДД, по результатам проведенных в Москве, Белгородской и Московской областях экспериментов основные показатели состояния безопасности дорожного движения на выбранных перекрестках не изменились.
«Одновременно заметного влияния на пропускную способность также не произошло. Кроме того, для разрешения правого поворота имеется возможность использования стандартных способов организации дорожного движения. Например, дооснащение светофоров постоянно горящей дополнительной правоповоротной секцией», — сообщили в ГИБДД.
Там добавили, что такая позиция соотносится с мнением Минтранса России и МВД России.
«Вопрос о внесении изменений в нормативные правовые акты и национальные стандарты, действующие в области безопасности дорожного движения, рассмотрен на заседании Технического комитета по стандартизации «Безопасность дорожного движения» ТК 278, на котором применение таблички признано нецелесообразным и неэффективным», — заявили в ГИБДД.
Также в ГИБДД отметили, что действующие ГОСТы позволяют устанавливать информационные световые секции, прямо под светофором: речь идет о так называемых «белых человечках» — стрелках с изображением пешехода лунного цвета. По такому разрешающему сигналу можно поворачивать после того, как водитель пропустит пешеходов, которые следуют на разрешающий сигнал светофора.
«Дополнительных требований к участникам дорожного движения такие секции не устанавливают, а напоминают водителям об обязанности уступить дорогу пешеходам и применяются в качестве дополнительного источника информации», — заявили в ГИБДД.
Как напомнили в ГИБДД, Минтранс России закончил работу над проектом постановления правительства, которым ПДД дополняются возможностью новых секций: а именно информационной световой секцией в виде силуэта пешехода и стрелки с мигающим сигналом бело-лунного цвета. Как ранее уже писал Autonews.ru, эти изменения включены в проект в рамках актуализации ПДД в соответствии с изменениями, внесенными ранее в ГОСТ Р 52289-2019 и ГОСТ Р 52290, регулирующие правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств.