«Цены вырастут на 70%». Осенью техосмотр резко подорожает
Осенью 2022 года в России изменятся цены на проведение техосмотра. Как выяснил Autonews.ru, изначально обновление методики расчета стоимости услуги для каждого региона было запланировано на 1 сентября 2022 года, теперь сроки немного скорректированы. Тем не менее, как обещают близкие к обсуждению и разработке источники, заработает схема уже в ближайшее время. Разбираемся, сколько придется отдать за проверку в зависимости от региона и каким водителям сейчас нужна диагностическая карта.
Как будут считать цену техосмотра
Операторы пунктов техосмотра настаивают на повышении стоимости проверки последние несколько лет, они уверяют, что при текущих тарифах оказывать госуслугу им невыгодно. Дело в том, что менять цены самостоятельно операторы права не имеют — тарифы в каждом субъекте устанавливают региональные власти. К примеру, в Москве это 720 руб., в Ленинградской области — 940 руб., в Краснодарском крае — 651 руб. Очередным поводом для изменения цен стала реформа системы техосмотра. Так, в 2022 году обязательное оформление диагностических карт для частных собственников легковых автомобилей практически упразднили, за исключением нескольких случаев.
В Союзе операторов техосмотра, а также в Гильдии операторов технического осмотра при Московской торгово-промышленной палате предлагали установить тариф в зависимости от стоимости нормо-часа на услуги СТО в каждом регионе. В Москве это, к примеру, около 2,5–3 тыс. руб. Кроме того, операторы просили проиндексировать цены с учетом инфляции — далеко не все регионы обновляли тарифы ежегодно с учетом этого показателя, в итоге получилось так, что в Москве техосмотр стоит дешевле, чем в Санкт-Петербурге.
Эти предложения не раз обсуждали на встречах с Федеральной антимонопольной службой (ФАС), которая занимается разработкой методики. В итоге в апреле 2022 года ФАС представила новый план расчета цены на услугу. Он прошел общественные обсуждения 14 апреля, а в июле получил оценку от Минэкономразвития России.
Согласно обновленному проекту приказа ФАС, расчет предельного размера платы за проведение техосмотра на 2023 и 2024 годы будут считать следующим образом: установленный ранее тариф проиндексируют с учетом накопленного уровня инфляции (на год, предшествующий году расчета).
- L1-L2 — мопеды, мотовелосипеды
- L3-L5 — мотоциклы, мотороллеры, трициклы
- L6-L7 — квадрициклы
- M1 — автомобили легковые
- M2-M3 — автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства
- N1-N3 — грузовые автомобили
- O1-O4 — прицепы
В целом же, как указано в приказе ФАС, «предельный размер платы за проведение техосмотра должен обеспечивать возмещение экономически обоснованных и документально подтвержденных расходов на проведение техосмотра и получение прибыли, необходимой для развития и финансирования расходов на проведение техосмотра».
Эту предельную, то есть максимальную стоимость техосмотра для каждого региона будут рассчитывать отдельно. Как указано в документе, «на территории каждого субъекта устанавливается единый предельный размер платы для каждой категории транспортного средства. Исключение составят те субъекты, где установлены районные коэффициенты и надбавки к заработной плате. Тогда предельный размер платы за проведение техосмотра будут рассчитывать с учетом указанных коэффициентов».
Согласно методике, определять максимальную цену будут на основе денных от каждого оператора техосмотра. Так, каждый участник отрасли должен будет по разработанной ФАС формуле с использованием прописанных в методике параметров предоставить в ведомство подробные расчеты о своей деятельности, включая объем проводимых оператором работ, доходов и расходов. Проанализировав эти данные, ФАС сможет определить конкретные максимальные параметры по цене для каждого субъекта.
Расчет предельного размера платы за проведение техосмотра будет складываться в том числе из данных о:
- доходах и расходах пункта техосмотра;
- стоимости фактических расходов на проведение техосмотра;
- расходах на оплату труда;
- об аренде помещений;
- коммунальных услугах;
- об амортизации;
- налогах и сборах, включая земельный и транспортный налоги.
Предельный размер платы за проведение ТО рассчитывается на основании:
- бухгалтерской, статистической и налоговой отчетности;
- учетной политики оператора с организацией раздельного учета доходов и расходов от проведения технического осмотра транспортных средств от доходов и расходов по другим видам деятельности;
- расходам, относимых на проведение технического осмотра транспортных средств, по статьям расходов;
- расчета прибыли, необходимой для развития и финансирования расходов на проведение технического осмотра транспортных средств;
- расчета предельного размера платы за проведение техосмотра с приложением обосновывающих материалов;
- дополнительные материалы на усмотрение оператора.
На основании собранных данных каждый регион разработает собственную ставку для работы операторов, представивших сведения и документы. Эти ставки, согласно формулам, будут умножать на время проведения самой проверки, а также на коэффициент загрузки операторов, зарегистрированных и аккредитованных в субъекте.
При этом менять стоимость техосмотра можно будет каждый год. «Расчет предельного размера платы за проведение ТО принимается на период, равный календарному году», — указано в приказе ФАС.
Как объяснил в беседе с Autonews.ru председатель Союза операторов технического осмотра Максим Бурдюгов, сразу же тарифы менять не будут: сначала властям нужно собрать данные от пунктов и провести расчеты для определения ставок. Индексация произойдет только с учетом показателей инфляции за последние годы.
«При разработке своей методики ФАС взяла за основу методики Федеральной службы по тарифам. Получается, что цены, как и прежде, будут определять региональные экономические комиссии, и значительного изменения в стоимости техосмотра я не ожидаю. Также я затрудняюсь ответить, как в ФАС будут определять, какая именно цена рентабельна для каждого пункта», — сказал Бурдюгов.
В свою очередь, в Гильдии операторов технического осмотра при Московской торгово-промышленной палате заявили, что в Москве тарифы на техосмотр не меняли около десяти лет. По оценкам гильдии, с учетом инфляции тарифы на техосмотр в столице должны вырасти в среднем на 70%.
При этом эксперт Бурдюгов пояснил, что пункты техосмотра уже нашли пути обхода жесткой привязки к тарифам и без новых методик.
«Пункты пробивают водителям обязательные чеки с одобренными суммами — например, 550 руб. А остальную стоимость «добивают» дополнительными услугами. Таким образом, в Московской области за услугу берут 1,5–2 тыс. руб. В Москве — 2–2,5 тыс. руб.», — заключил Бурдюгов.
Кому нужен техосмотр
Техосмотр как обязательную процедуру, в том числе для водителей-частников, сохранили для нескольких ситуаций. Диагностическую карту придется получать:
- в случае постановки на государственный учет транспортного средства, с года изготовления которого прошло более четырех лет, включая год его изготовления;
- в случае совершения регистрационных действий, связанных со сменой владельца транспортного средства, с года изготовления которого прошло более четырех лет, включая год его изготовления;
- в случае совершения регистрационных действий, связанных с изменением конструкции и/или заменой основного компонента транспортного средства;
- для коммерческого транспорта, который принадлежит юрлицам (такси, автобусы и грузовики);
- также диагностическая карта нужна при выезде за границу на автомобиле.
Машины с поддельным техосмотром начали снимать с регистрации в ГИБДД
«Значительно выросла цена запчастей». Чем будут чинить машины каршеринга
Автомобилисты начали получать штрафы за мотоциклы: странная ошибка камер