Конспекты, 10 авг 2022, 16:00

Как правильно парковаться задним ходом: пошаговая инструкция

Парковка задним ходом? Только без паники! Не так все страшно, если следовать определенным алгоритмам
Читать в полной версии
Фото: Shutterstock

Парковка задним ходом входит не только в джентльменский набор умений автомобилиста, но и в перечень упражнений, выполняемых при сдаче экзамена на права. Достаточно веские причины, чтобы подробнее разобраться с тонкостями выполнения этого маневра.

Что такое парковка задним ходом

Парковка задним ходом — это заезд с включенной задней передачей на место остановки или стоянки автомобиля. Различают два основных типа парковки:

  1. Параллельная. Когда тот или иной борт вашего остановившегося автомобиля располагается параллельно границе проезжей части (бордюру/поребрику) на небольшом расстоянии от нее.
  2. Перпендикулярная. Когда остановившийся автомобиль стоит под прямым углом к границе проезжей части (бордюру/поребрику). При парковке задним ходом в направлении выезда будет смотреть передняя часть машины, что предпочтительнее с точки зрения безопасности, поскольку, начиная движение, водитель лучше контролирует ситуацию вокруг.

Рассмотрим эти ситуации более подробно. Но прежде несколько слов об осторожности при движении задним ходом. Она точно не будет лишней, поскольку обзор водителя в такой ситуации сильно ограничен. Так, в США ежегодно под колесами пятящихся авто погибает свыше 250 человек, а порядка 15 тыс. получают ранения. Так что будьте внимательны и по возможности пользуйтесь такими устройствами, как парктроники, камеры заднего вида или кругового обзора.

Камеры и парктроники сильно облегчают парковку задним ходом (Фото: Shutterstock)

Параллельная парковка задним ходом справа

Необходимость в параллельной парковке задним ходом возникает, если длина «кармана», в котором вы собираетесь встать, менее двух корпусов вашего автомобиля «с хвостиком». Для новичков разумным минимумом будет «карман» длиной в корпус автомобиля + 1 м. В любом случае глазомер вам в помощь, а еще правильно отрегулированные наружные зеркала. Порядок действий выглядит так.

  1. Двигаясь на небольшой скорости (при наличии нескольких полос движения следует занимать крайнюю правую), определить подходящее место для парковки. При этом боковой интервал до стоящих справа автомобилей должен быть порядка 0,6 м.
  2. Выбрав место, включить правый поворотник и остановиться таким образом, чтобы задняя ось вашего автомобиля была примерно на одной линии с обрезом заднего бампера машины справа.
  3. Опустить вниз правое внешнее зеркало, чтобы видеть в нем правое заднее колесо вашего автомобиля.
  4. Стоя на месте, выкрутить до упора вправо руль.
  5. Убедиться, что, начав движение задним ходом, вы не создадите помех другим участникам движения.
  6. Включить заднюю передачу.
  7. С вывернутыми вправо колесами на минимальной скорости двигаться назад до тех пор, пока в левом внешнем зеркале вы не увидите переднюю часть припаркованного сзади автомобиля полностью.
  8. После этого выставить колеса прямо и продолжить движение задним ходом, пока правый передний угол вашего авто не поравняется с левым задним углом впередистоящей машины.
  9. Вывернуть руль влево и по-прежнему на минимальной скорости продолжить движение назад, пока ваш автомобиль не окажется параллельно границе проезжей части (бордюру/поребрику). В этом вам поможет подстроенное правое внешнее зеркало.
  10. Выставив колеса прямо, остановиться и оценить ситуацию. Если глазомер, а также парктроник или камера обзора (при наличии) подскажут, что вы прижались слишком близко к стоящему сзади автомобилю, на прямых колесах проехать немного вперед и остановиться.
  11. Затянуть стояночный тормоз. Если двигатель автомобиля продолжает работать, включить нейтральную передачу, а на моделях с «автоматом» перевести селектор в положение «Р» (Parking).

На дорогах, где это разрешено, таким же способом выполняется парковка задним ходом слева — разумеется, с поправкой на зеркальность действий.

Перпендикулярная парковка задним ходом справа

Необходимость такого способа парковки также диктуется ограниченностью пространства для заезда передним ходом, а также соображениями безопасности выезда с места остановки/стоянки. Алгоритм действий в этой ситуации следующий:

  1. Двигаясь на небольшой скорости (при наличии нескольких полос движения следует занимать крайнюю правую), определить подходящее место для парковки. При этом боковой интервал до стоящих справа автомобилей должен быть порядка 0,6 м.
  2. Выбрав место, включить правый поворотник и остановиться таким образом, чтобы обрез заднего бампера вашего автомобиля был чуть впереди от линии того борта стоящей справа машины, который отстоит дальше от места предполагаемой парковки.
  3. Убедиться, что, начав движение задним ходом, вы не создадите помех другим участникам движения.
  4. Включить заднюю передачу.
  5. Выкрутив руль вправо и ориентируясь по зеркалам, на малой скорости начать движение.
  6. В момент, когда при заезде в «карман» ваш автомобиль окажется параллельно соседним, быстро выставить колеса прямо и продолжить движение.
  7. Максимально близко подъехать к границе проезжей части (бордюру/поребрику), не пересекая ее, поможет камера заднего вида, если она установлена на вашем авто. Если нет, помогут наружные зеркала, причем их можно даже не опускать вниз, чтобы контролировать положение задних колес. В большинстве случаев поможет лайфхак. Если отражающаяся в водительском зеркале ручка передней двери своим передним обрезом поравнялась с границей проезжей части (верхней частью бордюра/поребрика), самое время остановиться.
  8. Остановившись, затянуть стояночный тормоз. Если двигатель автомобиля продолжает работать, включить нейтральную передачу, а на моделях с «автоматом» перевести селектор в положение «Р» (Parking).
Подобная парковка обычно применяется на больших стоянках (Фото: «Академия водительского мастерства Александра Каминского»)

На дорогах, где это разрешено, таким же способом выполняется парковка задним ходом слева — разумеется, с поправкой на зеркальность действий.

Парковка задним ходом на автодроме

С апреля 2021 года изменился регламент сдачи экзаменов на получение водительского удостоверения в части, касающейся упражнения «Параллельная парковка задним ходом». Так, уменьшились размеры размеченного на специальной площадке «кармана» для парковки. Длина «кармана» сократилась с 8,6 до 7,5 м, ширина — с 2,8 до 2,5 м, а его границы теперь не отмечены стойками или конусами. Понятно, что это не упростило задачу экзаменуемого, но приблизило ситуацию к реальной. Наиболее распространенные ошибки при выполнении упражнения:

  1. Включение задней передачи три и более раз.
  2. Наезд на боковую границу упражнения два и более раз.
  3. Пересечение габаритами автомобиля или наезд колесом на переднюю или заднюю границу при маневрировании
  4. Пересечение проекцией габаритов автомобиля границ парковочного места после завершения маневра.

Каждая из этих ошибок оценена в три штрафных балла, общее число которых для прохождения экзамена не должно превышать четырех.

«Параллельная парковка задним ходом» является частью практического экзамена в ГИБДД (Фото: Shutterstock)