«С таким курсом предложений станет больше». Что будет с ценами на бу авто
В условиях высоких цен и дефицита новых машин российские водители все чаще обращают внимание на рынок подержанных автомобилей. Autonews.ru с помощью экспертов и профессиональных автоподборщиков разобрался, что сейчас происходит на вторичном рынке, как обстоят дела со спросом и что будет с ценами в дальнейшем.
Высокие цены и падение спроса
Как рассказал эксперт по подбору автомобилей и автор YouTube-канала AvtoRevizorro Кирилл Чернов, ситуация со спросом на рынке подержанных машин находится в критической стадии. По словам эксперта, б/у автомобили не интересуют россиян на данный момент. Единственное исключение — водители, у которых есть необходимость в машине, а они неожиданно остались «без колес». Одна из причин такого тренда — высокие цены на вторичке.
«Сейчас на рынке сложилась интересная ситуация. Если открыть сайт с объявлениями о продаже подержанных авто, то мы увидим просто фантастически высокие цены. После их просмотра у потенциального продавца возникает уверенность, что он сможет реализовать свой автомобиль как минимум не за меньшую сумму. Но по факту он получает ноль звонков от покупателей, а машина надолго зависает в разделе продаж», — объяснил Чернов.
Эксперт подчеркнул, что чаще всего реальная стоимость машины оказывается почти в два раза меньше, чем за нее изначально хочет получить продавец. Впрочем, даже кардинальное снижения стоимости не дает продавцу никаких гарантий на быструю реализацию машины.
«На данный момент на рынке мы имеем кучу предложений по неадекватным ценам. Понять, что стоимость машин сильно завышена, достаточно легко. Для этого нужно просто перевести эту сумму в иностранную валюту по нынешнему курсу. В результате оказывается, что, например, BMW X7 могут продавать более чем за €300 тыс. За рубежом за эти деньги можно Bentley купить», — резюмировал эксперт.
Отмена утилизационного сбора и льготы на растаможку
Вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин считает, что на фоне острого дефицита новых автомобилей на отечественном рынке многие россияне обратили внимание на вторичку. При этом, по его словам, цены на подержанные машины также выросли.
«Однако число предложений не увеличивается. Причем эта тенденция, скорее всего, сохранится, так как автомобилей в страну практически не завозится. Какой-то поток машин к нам есть благодаря различным схемам. Правильным решением для властей на данный момент стала бы отмена утилизационного сбора и введение льгот на растаможку», — заявил эксперт.
Напомним, чтобы поставить на учет привезенный из-за рубежа автомобиль, необходимо заплатить утилизационный сбор: 3400–5200 руб. в зависимости от возраста машины.
«Адекватных предложений все же хватает»
При этом Кирилл Чернов отметил, что даже сейчас можно встретить объявления по продаже подержанной иномарки за адекватные деньги. Чаще всего это бывает, когда продавцу нужны средства. При этом он добавил, что стоимость таких машин может быть даже ниже цен, которые были в начале 2022 года.
👉 Эти модели нельзя покупать на вторичке: черный список от автоподборщика
По словам Чернова, на вторичке стали появляться объявления о продаже редких машин, которые ранее до массовых площадок вряд ли бы дошли. Более того, «эксклюзивные» модели сейчас предлагаются по цене обычных машин. В качестве примера эксперт привел несколько объявлений по продаже BMW-Alpina и редких модификаций Porschе.
Аналогичное мнение высказал менеджер крупного подмосковного автосалона. Сотрудник дилерского центра уверил Autonews, что компания серьезно снизила цены по сравнению с концом весны, правда, спрос при этом сильно не увеличился.
«На данный момент мы можем предложить целый ряд интересных вариантов, среди которых есть и премиум. Причем за эти деньги на рынке новых автомобилей максимум на что вы сможете рассчитывать — это недорогие корейские или отечественные седаны. Цены мы снизили еще в начале лета, правда, не могу сказать, что это сильно повлияло на спрос, который по-прежнему низок», — резюмировал менеджер шоурума.
Цены на вторичке могут упасть, а машин из-за границы станет больше
Руководитель экспертного центра «Пробок.нет» Александр Шумский ожидает, что цены на автомобили в России должны снизиться уже в 2022 году. Причем коснется это как рынка новых машин, так и вторички.
«На вторичке ситуация будет идентична рынку новых автомобилей. Там и там многое зависит от дефицита машин, который сейчас имеет место. Однако есть положительные прогнозы на его скорое преодоление благодаря новым схемам, над которыми работают как частники, так и торговые компании», — пояснил Александр Шумский.
Кирилл Чернов не стал делать прогнозов по изменению цен на рынке подержанных машин, но признал, что в ближайшее время количество подержанных машин из-за рубежа должно увеличиться. По его словам, несмотря на логистические трудности, такие машины уже активно возят из Европы и США.
«Да, нынешний курс способствует покупке автомобиля в других странах. Однако к цене сразу следует приплюсовать расход на ее доставку, оформление документов и другие сложности, связанные с перегоном. В итоге автомобиль из Европы обойдется покупателю примерно в ту сумму, если бы сейчас курс евро был 80 руб.», — подчеркнул эксперт.
Ситуация может измениться к лучшему в случае восстановления логистических цепочек. В таком случае, по словам Чернова, при нынешнем курсе машины из Европы сильно подешевеют и станут выгодным приобретением.
Какие авто сейчас покупают на вторичке
Самой популярной иномаркой на российском рынке подержанных автомобилей во втором квартале 2022 года стал Ford Focus. Как отмечают аналитики «Авито.Авто» (соответствующее исследование было ими предоставлено Autonews.ru), на долю этой модели пришлось 2,2% от всех продаж автомобилей с пробегом. Второе место занимает Hyundai Solaris, а третье — Kia Rio. На четвертой и пятой строчке — Volkswagen Polo и Toyota Camry.
Как рассказал представитель одной крупной компании по продаже подержанных машин, сейчас все больше покупателей, выбирая автомобиль на вторичном рынке, обращают внимание на стоимость обслуживания. По его словам, это связано со стремительным ростом цен на запчасти.
«Скажем так, у нас популярностью пользуются доступные модели, неприхотливые в ремонте, на которые даже сейчас можно найти детали, и не потратить на это большие деньги. Однако тут к выбору машины стоит подходить с большой осторожностью. На сайте объявлений таких машин много. Однако львиная доля из них — бывший таксопарк. У этих машин не осталось ресурса, и их покупка обернется большими проблемами для водителя. Поэтому в этом случае лучше обращаться в автосалон или попросить помощи у автоподборщиков», — рассказал менеджер торговой компании.
Аналогичное мнение высказал его коллега из подмосковного автосалона. Он подчеркнул, что клиентов последнее время интересуют «недорогие седаны». Точные модели при этом называть отказался. «Совсем недавно популярностью пользовались подержанные автомобили премиальных марок. Теперь тренд изменился. Думаю, это связано со стоимостью обслуживания», — заключил он.