«Шок» и «Бахус»: разбираемся во всех спецоперациях ГИБДД
ГИБДД с регулярностью проводит на дорогах всевозможные массовые рейды и спецоперации. Причем каждая из них носит зашифрованное название и направлена, как утверждают в ведомстве, на снижение аварийности. Autonews.ru разобрался в целях этих мероприятий и выяснил, кто из водителей находится в «зоне риска».
«Бахус», «Тоннель» и «Ночь»
Чаще всего в российских регионах проводятся спецоперации по розыску нетрезвых водителей. В некоторых областях и городах сплошные проверки автомобилистов на состояние алкогольного опьянения идут практически каждые выходные. В ходе таких операций на определенном участке дороги дежурят несколько полицейских экипажей, которые останавливают все машины. И если от водителя пахнет алкоголем, то ему предлагают пройти проверку на трезвость.
В зависимости от региона таких профилактические мероприятия носят разные названия. Среди самых распространенных: «Бахус», «Тоннель» и «Ночь». На данный момент за езду в нетрезвом состоянии водителей наказывают лишением прав на срок 1,5-2 года, а также штрафом в размере 30 тыс. руб. За повторное нарушение в течение года наказание становится уголовным, а водителю грозит лишение прав на 3 года, штраф до 300 тыс. руб. и лишение свободы до двух лет.
«Безопасный обгон»
В ГИБДД неоднократно предупреждали водителей о серьезных последствиях выезда на встречку. Например, глава ведомства Михаил Черников не так давно заявил, что такой маневр является одним из главных нарушений, влияющих на смертность на дорогах. Для борьбы с нарушителями ГИБДД используют все доступные способы, например, особые рейды. В ряде регионов такая операция носит название «Безопасный обгон».
Согласно ПДД, выездом на встречную полосу считается пересечение сплошной полосы любой частью автомобиля. Штраф за встречку составляет 5000 руб., велик шанс также остаться без прав на 4–6 месяцев. А при повторном нарушении — на год.
«Должник»
В ходе этой операции инспекторы ДПС ведут розыск водителей, которые не торопятся с оплатой дорожных штрафов. Для розыска должников используют камеры наблюдения. Также в ряде регионов в арсенале полицейских есть специальный комплекс «Дорожный пристав»: устройство в автоматическом режиме сканирует номера машин в транспортном потоке и «пробивает» их по базам данных.
👉 Охота на должников. Несколько историй от ГИБДД о злостных нарушителях
В России, согласно законодательству, у автомобилиста есть 10 дней на обжалование постановления и 60 дней на оплату штрафа. Должникам грозит арест имущества, а также отказ в праве выезда за границу. Кроме того, нарушителям могут отказать в выдаче резидентного разрешения на бесплатную парковку.
«Спецсигнал»
Согласно правилам, водители обязаны пропускать на дороге автомобили со специальными звуковыми и световыми сигналами и не создавать им помех при движении. Для борьбы с такими нарушителями сотрудники ГИБДД проводят спецоперацию «Спецсигнал»: патрульный автомобиль сопровождает машины экстренных служб и следит, что бы водители пропускали транспортное средство. При этом инспекторы могут применять скрытое патрулирование, двигаясь на автомобиле без специальной цветографической схемы.
Штраф за отказ пропускать автомобили экстренных служб составляет 3-5 тыс. руб. Кроме того, нарушитель может расстаться с правами на срок от 3 месяцев до 1 года. Наказание может быть серьезнее, если непропуск машины экстренной службы обернулся трагическим последствиям. Например, задержка на дороге скорой помощи может привести к тяжкому вреду для пациента. В таком случае предусмотрено лишение свободы на срок до 2 лет. Кроме того, нарушителя могут оправить на принудительные работы на срок до 2 лет и выписать штраф 80 тыс. руб. Если же действия нарушителя повлекли смерть пациента, то виновника могут приговорить к лишению свободы на срок до 4 лет.
«Шок»
В ходе спецоперации под названием «Шок» инспекторы ГИБДД не только ловят нарушителей, но и показывают им видеозаписи реальных ДТП. Цель таких мероприятий — погрузить участников в стрессовую ситуацию и дать возможность осознать, что с ними может произойти аналогичная трагедия в случае, если они не перестанут игнорировать ПДД.
Все видеозаписи с авариями маркированы возрастной отметкой «18+». В самой ГИБДД признают, что такой способ «воспитания» нарушителей является одним из самых жестких, но при этом и действенным для профилактики правонарушений.
«Тонировка»
ГИБДД на протяжении долгого времени ведет борьбу с «глухой»тонировкой на стеклах автомобилей. С названием рейдовых мероприятий в ГИБДД решили не мудрить и назвали их просто «Тонировка». В ведомстве неоднократно предупреждали водителей, что пленка ухудшает обзорность, особенно в темное время суток. В условиях плохой видимости — из-за осадков, пасмурной погоды или ночью — проще заметить людей, если стекла автомобиля не затонированы. Днем тонировка тоже опасна: при ярком свете на ней появляются блики, и предметы, находящиеся в салоне, отсвечивают. Это также мешает водителю видеть дорогу
Сегодня тонировка регулируется по ГОСТ 33997-2016. Согласно стандартам, стекла должны иметь светопропускание не менее 70%. Если инспекторы зафиксируют меньшую светопропускаемость, то автовладельцев могут оштрафовать на 500 руб. Помимо этого, им предписывают устранить нарушение, и если попасться с тонировкой еще раз, то за это грозчт уже более суровые меры — вплоть до ареста за неповиновение законному требованию сотрудника полиции.
«Пешеход»
Иногда в ходе спецопераций особое внимание уделяют и пешеходам, которые игнорируют ПДД. Для поисков нарушителей полицейские проводят рейдовые мероприятия «Пешеход». По данным ГИБДД, самым распространенным нарушением ПДД среди пешеходов является переход проезжей части в неположенном месте. Кстати, именно по этой причине происходит большинство ДТП с их участием.
👉 ГИБДД составила портрет типичного нарушителя-пешехода
Штраф за это нарушение составляет 500 руб. Кроме этого в антирейтинг нарушений входят: переход дороги на запрещающий сигнал светофора, неожиданный выход на дорогу, а также движение по проезжей части.
«Технеисправность»
Спецоперации по поиску неисправных автомобилей регулярно проводится в российских регионах, ведь передвижение на таких машинах запрещено. Согласно ч.1 ст. 12.5. КоАП «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена…» грозит предупреждением или штрафом в 500 руб.
Но за управление транспортным средством с заведомо неисправной тормозной системой или рулевым управлением предусмотрена более жесткая ответственность. Помимо штрафа в 500 руб., инспекторы могут задержать автомобиль. Согласно ст. 27.13 КоАП машина будет отправлена на стоянку до устранения причины задержания. В таком случае водитель должен забрать свой автомобиль на эвакуаторе и починить.