Что такое «шишига»: все факты о легендарном ГАЗ-66
ГАЗ-66 — дитя своего времени, но он его пережил. Как такое могло произойти?
Что такое «шишига»
«Шишига» или «шишок» — это прозвище, прикипевшее к советскому двухосному грузовику повышенной проходимости ГАЗ-66, который серийно выпускался с 1964 по 1999 год. У народного названия автомобиля два варианта объяснения:
- Шишига в русских сказаниях — существо, родственное кикиморе, обитающее у лесных рек и болот. ГАЗ-66 в таких условиях чувствовал себя как дома, да и достаточно брутальная внешность грузовика соответствовала представлениям о нечистой силе. Так что все по делу.
- Слово «шишига» созвучно с числом 66. Возможно.
ГАЗ-66 стал легендой отечественного автопрома не только в силу своего долгожительства, но также благодаря выдающимся способностям на бездорожье и узнаваемости, чему способствовала кабина характерного дизайна.
История создания «шишиги»
ГАЗ-66 создавался с учетом требований военных, которых предшественник «шишиги», также полноприводный ГАЗ-63, не устраивал по ряду причин. Среди них:
- недостаточно мощный 70-сильный двигатель;
- высокий центр тяжести, увеличивавший склонность грузовика к опрокидыванию;
- посредственная проходимость.
Помимо устранения недостатков ГАЗ-63, ставилась задача сделать новую модель максимально компактной при сохранении грузоподъемности в 2 т для облегчения переброски по воздуху.
Проектированием «шишиги» занимался инженерный коллектив Горьковского автозавода под руководством Александра Дмитриевича Просвирнина. К тому времени главный конструктор ГАЗа был удостоен медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и Сталинской премии за создание грузовика ГАЗ-51. Своим запоминающимся обликом «шишига» обязана дизайнерам ГАЗа Льву Михайловичу Еремееву и Борису Борисовичу Лебедеву.
Опытные экземпляры ГАЗ-66 вышли на испытания еще в 1957 году, но долгие семь лет грузовик не могли поставить на конвейер из-за отсутствия подходящего двигателя. В качестве временной меры до 1962 года малой серией выпускали бескапотный ГАЗ-62 с 85-сильным 3,5-литровым шестицилиндровым мотором еще довоенной разработки.
В конце 1950-х Заволжский моторный завод (ЗМЗ) начал производство полностью алюминиевого бензинового V8 для представительских ГАЗ-13 «Чайка» и спецверсий 21-й «Волги». На базе этого двигателя разработали версию серии ЗМЗ-53-66 с уменьшенным с 5,5 до 4,3 л рабочим объемом и мощностью 115 л.с., которой сразу же начали комплектовать ГАЗ-66. Первая серийная «шишига» сошла с конвейера в июле 1964 года. От предшественника, ГАЗ-63, новый грузовик выгодно отличался следующими параметрами.
- Существенно большей (32 против 21 л.с./т снаряженной массы) удельной мощностью. Максимальная скорость поднялась с 65 до 90 км/ч.
- Более низким центром тяжести. Смещение двигателя под кабину позволило получить развесовку по осям 50:50, что тоже улучшило управляемость грузовика. В результате чреватый опрокидыванием крен у «шишиги» возникал в повороте радиусом 25 м на 65 км/ч, тогда как у ГАЗ-63 — на 44 км/ч.
- Гораздо более высокой проходимостью. Это объяснялось не только увеличением клиренса с 270 до 315 мм. Помимо двухступенчатой раздаточной коробки, в трансмиссии ГАЗ-66 использовались передний и задний межколесные дифференциалы с блокировкой. Вместе с появившейся в 1966 году централизованной системой регулирования давления в шинах в зависимости от типа покрытия они позволяли «шишиге» с ее тяговитым двигателем (284 Нм при 2000–2500 об./мин. против 205 Нм при 1500–1700 об./мин. у ГАЗ-63) в сухую погоду брать на хорошем грунте 37-градусный, а на сыпучем — 22-градусный подъем, тогда как ГАЗ-63 срывался в пробуксовку на 28- и 4-градусном уклонах соответственно.
- Наличием гидроусилителя руля, что существенно упрощало управление.
- Увеличенной площадью грузовой платформы.
ГАЗ-66, нашедший применение и в народном хозяйстве, вскоре после своего рождения по праву удостоился золотых медалей выставок сельскохозяйственной техники в Москве и Лейпциге, а в 1969 году стал первым советским автомобилем, которому был присвоен Государственный знак качества.
Технические характеристики «шишиги»
Длина/ширина/высота, мм | 5655х2322х2440 |
Колесная база, мм | 3300 |
Длина/ширина/высота бортовой платформы, мм | 3330х2050х340 |
Дорожный просвет, мм | 315 |
Глубина преодолеваемого брода, мм | 800-1000 |
Углы въезда/съезда, градус | 40/32 |
Тип двигателя | V8 бензиновый, карбюраторный |
Рабочий объем, см3 | 4254 |
Мощность, л.с./об./мин. | 115/3200 |
Крутящий момент, Нм/об./мин. | 284/2000-2500 |
Максимальная скорость, км/ч | 90 |
Разгон 0–60 км/ч, с | 30 |
Топливо | Бензин А-72, А-76, А-80 |
Объем бака, л | 2х105 |
Расход топлива, л/100 км | 20–30+ |
Коробка передач | Механическая 4-ступенчатая |
Привод | Полный подключаемый без межосевого дифференциала |
Снаряженная масса, кг | 3650 |
Максимальная масса, кг | 5940 |
Грузоподъемность, кг | 2000 |
Масса буксируемого прицепа, кг | 2000 |
Запас хода, км | 850 |
Модификации «шишиги»
За 35 лет на конвейере сменилось три поколения ГАЗ-66, имевших массу вариантов.
Первое поколение (1964–1968)
Стоит отметить:
- ГАЗ-66А отличался наличием передней 3,5-тонной лебедки;
- ГАЗ-66Б для ВДВ имел кабину со складным брезентовым верхом, откидной рамой лобового стекла и телескопической рулевой колонкой;
- шасси ГАЗ-66Ф под установку специальных армейских кузовов-фургонов.
Второе поколение (1966–1984)
Помимо измененной радиаторной решетки, грузовик получил централизованную систему регулирования давления в шинах. Создается гамма экспортных версий автомобиля.
Третье поколение (1985–1999)
Его отличительными чертами стали укрупненные передние надфарники и впервые появившиеся на боковинах кабины повторители поворотов.
- После модернизации 1985 и 1991 годов мощность бензинового V8 возросла до 120 и 125 л.с. соответственно.
- В 1995–1998 годах грузовик выпускался с 4,15-литровым четырехцилиндровым турбодизелем воздушного охлаждения (116 л.с./382 Нм). С ним грузоподъемность «шишиги» увеличивалась до 2,3 т.
На базе ГАЗ-66 создавали и экзотические опытные образцы вроде трехосной версии, варианта с гусеничным движителем вместо колес или автобуса с обтекаемым кузовом из стеклопластика и пенопласта, которые в случае подрыва ядерного боеприпаса должны были уменьшить эффект взрывной волны и радиации.
Но и серийный ГАЗ-66 зарекомендовал себя «специалистом широкого профиля».
В армии грузовик и его версии с кунгами использовались в качестве:
- буксировщика пушек и крупнокалиберных минометов;
- платформы для установки зенитных пушек;
- командного пункта;
- радиостанции;
- машины аэродромного обслуживания;
- заряжающей машины;
- бензовоза;
- санитарной машины.
На гражданке ГАЗ-66 освоил профессии:
- самосвала;
- вахтового автобуса;
- платформы для бурильной установки;
- автовышки;
- пожарной машины.
Конец эпохи «шишиги»
За три с половиной десятилетия производства ГАЗ-66 превратился в настоящую автоклассику, и сюжет финала жизни грузовика на конвейере оказался заимствован из классической литературы. Военные как породили «шишигу», так и убили ее. Точнее, это сделала война в Афганистане. Там быстро выяснилось, что при подрыве на мине шансы выжить у сидящих в кабине бескапотного грузовика близки к нулю. «За речкой», как говорили в 1980-х, ГАЗ-66 сменили «Уралы» и ЗИЛы, а уже после распада СССР прямой заменой «шишиге» стал капотный ГАЗ-3308 «Садко» грузоподъемностью 2,5 т.
«Сняв погоны», ГАЗ-66 в товарных объемах оказался не востребован и на гражданке по ряду причин:
- Чудеса эргономики, с которыми мирились во времена железного занавеса, с началом поставок зарубежной техники стали раздражать. Действительно, попробуйте переключать передачи рычагом, который находится чуть ли не за спиной водителя. Чтобы бедолага не бился при этом локтем о заднюю стенку кабины, в ней даже делали специальную выштамповку.
- Кожух V8, съедавший изрядную долю пространства в кабине, делал ее очень тесной даже для двоих человек, а третьему места просто не оставалось. Удивительно, но конструкторы ухитрились предусмотреть в «шишиге» место для подвески гамака!
- Тот же V8 в теплое время года превращал кабину ГАЗ-66 в настоящий мартеновский цех. Кондиционера, разумеется, не предусматривалось, а открывающиеся характерные форточки в стойках лобового стекла не помогали в жару.
- С переходом на рыночные отношения реальный расход бензина, пусть и низкооктанового, в 30 и более литров на 100 км стал неприемлем для большинства автохозяйств. А лицензионный немецкий турбодизель, появившийся на ГАЗ-66 в середине 1990-х, оказался нерентабельным в производстве.
В результате в июле 1999 года (ровно через 35 лет после начала серийного производства) с конвейера Горьковского автозавода сошла последняя «шишига». Всего выпустили 965 941 экземпляр легендарной модели.
Но не только огромный тираж — причина того, что ГАЗ-66 и сегодня не редкость на наших дорогах. Активное долголетие «шишиге» обеспечивают:
- простота и надежность конструкции;
- доступность запчастей;
- широкие возможности платформы. Так, многие туристические компании используют моторхоумы на базе ГАЗ-66 для выездов в труднодоступные места. «Шишига» не подведет. При ней всегда что? Правильно! Невероятная проходимость.