Volkswagen закроет завод в Нижнем Новгороде: сколько получат сотрудники
Volkswagen Group Rus в ближайшее время полностью прекратит производство автомобилей в Нижнем Новгороде и уйдет с площадок ГАЗа. Информацию об этом подтвердили Autonews.ru в пресс-службе Volkswagen Group Rus. Как сообщили в компании, процедура закрытия стартует 5 июля. По данным источника Autonews.ru, все работники должны в ближайшее время ознакомиться с приказом о закрытии предприятия и уже 5 октября предприятие будет полностью ликвидировано.
«Учитывая общий высокий уровень неопределенности и невозможность спрогнозировать потенциальное возобновление производства в Нижнем Новгороде, Volkswagen Group Rus приняла решение начать официальную процедуру закрытия своего собственного офиса в Нижнем Новгороде 5 июля 2022 года», — сказали в пресс-службе.
В свою очередь, источник Autonews.ru на заводе назвал официальную формулировку, которая будет указана в извещении персонала относительно грядущего закрытия.
«Отсутствие комплектующих, производимых в Евросоюзе, и отсутствие отечественных аналогов, нарушение логистических цепочек и невозможность прогнозировать сроки и условия возобновления работы обособленного подразделения Volkswagen Group Rus Нижнем Новгороде — такую информацию от предприятия мы получили», — отметил источник.
По его словам, по правилам у сотрудников есть время на ознакомление с приказом о прекращении работы до 5 августа, после чего 5 октября предприятие закроют.
«Группа ГАЗ от такого решения тоже понесет убытки, но, скорее всего, они смогут переориентировать освободившиеся мощности под госзаказы», — полагает источник.
Какие автомобили собирали в Нижнем Новгороде
Производственные мощности Volkswagen Group Rus в Нижнем Новгороде позволяют выпускать около 125 тыс. автомобилей в год. Соглашение о контрактной сборке с группой ГАЗ было подписано в 2011 году. В феврале 2021 года предприятие отметило производство 400-тысячного автомобиля методом полного цикла. До недавнего времени там производили модели Volkswagen Taos, Skoda Kodiaq, Skoda Karoq и Skoda Octavia. 3 марта Volkswagen Group Rus закрыла завод «до дальнейшего уведомления», а персонал перевела в режим простоя.
Сотрудники получат в среднем по 600 тыс. руб.
В пресс-службе компании пояснили, что процедура закрытия офиса полностью соответствует российскому трудовому законодательству, а все права работников будут соблюдены.
«В начале июня большинство сотрудников Volkswagen Group Rus в Нижнем Новгороде приняли предложение добровольно покинуть компанию. В настоящий момент количество сотрудников, которых затронет процесс закрытия офиса, составляет примерно 60 человек», — сказали в компании.
Там добавили, что речь идет не о производственном персонале ГАЗа, а только о собственных сотрудниках Volkswagen Group Rus. При этом, по данным профсоюза, в Нижнем Новгороде сейчас трудоустроены 210 человек. Из них порядка 68–70 человек не согласились на предложение уйти добровольно. Из них половина — члены профсоюза.
По данным Autonews.ru, Volkswagen Group Rus начала процедуру добровольного сокращения в Нижнем Новгороде несколько недель назад. Немецкая сторона предложила выплатить всем желающим уйти шесть полноценных средних зарплат с учетом различных бонусов и надбавок, а не голых окладов.
Как рассказал Autonews.ru председатель Межрегионального профсоюза «Рабочая ассоциация» (МПРА) Дмитрий Трудовой, средняя заработная плата обычных рабочих на сборке составляет 60 тыс. руб., на сварке — 75 тыс. руб., у контролеров по качеству — 85 тыс. руб. Но все это — с учетом различных премий. Таким образом, по его оценкам, согласившиеся сотрудники единовременно могут получить на руки в среднем около 600 тыс. руб.
По словам близкого к заводу источника, добровольно согласились уйти не все. По его информации, предложенная сумма отступных оказалась примерно такой же, какую можно получить в соответствии с обычными правилами сокращения.
«У сокращенных сотрудников будет особый статус, так как их вынужденно сократили. Это очень важно для тех, у кого есть ипотеки и кредиты. За счет этого они могут получить страховку от страховой компании, отсрочку по выплатам. Можно даже объявить и процедуру банкротства и получить отсрочку по кредитам, — пояснил источник. — А если добровольно увольняться, никаких преимуществ ждать не стоит, ведь ты добровольно ушел».
В свою очередь, Трудовой подтвердил, что большинство сотрудников все-таки согласились уйти добровольно.
«Те, кто согласились, подумали, что лучше получить крупную сумму сразу, чем размазывать ее на полгода. Но это известная практика. Когда закрывался Ford, люди получили на руки сразу около 1 млн руб. А здесь получается около 600 тыс. руб. Но это шальные деньги, и кончаются они быстро. Сейчас уже кто-то поехал в Турцию, Египет. Так месяц пройдет — и все. А потом жить будет не на что. А нужно думать об ипотеках, автокредитах», — отметил Трудовой.
По словам Трудового, найти новую работу в Нижнем Новгороде сейчас можно, но с такой средней зарплатой, как на VW, — «крайне сложно».
«Проходившие практику сотрудники ГАЗа рассказывали, что у них средний оклад — 28 тыс. руб. Конечно, есть разные премии, но платят их по-разному», — отметил Трудовой.
Получится ли перенести производство в Калугу
Один из источников Autonews.ru связал отказ Volkswagen от работы на площадке ГАЗа с попаданием в санкционный список США главы ГК «ГАЗ» Олега Дерипаски. «В формулировках ссылаются на санкции, однако она подходит и к другим подразделениям компании в Калуге. Поэтому дело в первую очередь в персональных санкциях», — считает источник.
По его словам, сейчас предприятие в Калуге до сих пор находится в режиме простоя и сотрудники получают 2/3 оклада.
«Согласно последним данным, нам дано указание стоять минимум до сентября. Также мы получили на руки производственную программу, которая показывает, что в январе завод постепенно начинает запускаться, а в феврале (при самом оптимистичном прогнозе) завод начнет работать. Но это только если санкции будут сняты», — подчеркнул источник.
По его словам, сейчас, помимо логистических проблем, предприятие не может начать производство еще и потому, что не готово импортировать необходимые иностранные комплектующие из Европы, чтобы такие операции не были расценены как попытки обойти санкции в отношении России. При этом, как утверждает источник, Volkswagen вынужден отправлять обратно различные невостребованные сейчас запчасти обратно в Европу — в Словакию.
При этом, как уверен близкий к заводу источник, при снятии санкций и возможном запуске предприятия VW придется искать дополнительную площадку либо дополнительно инвестировать в расширение производства в Калуге. Дело в том, что на тех производственных мощностях, что есть здесь сейчас, невозможно запустить весь модельный ряд.
«В Калуге и раньше были проблемы с прохождением на конвейере Tiguan. Дело в том, что некоторые процессы невозможно ускорить: с помощью лазерной сварки, которую осуществляют роботы, кузова варятся с определенной скоростью. И ускорить этот процесс невозможно. Быстрее он не сварит. Если перенести в Калугу еще и модели из Нижнего Новгорода, это тоже придется варить через роботов, и конвейер не справится. В Калуге даже специально делали маленькую ночную смену людей, чтобы они наваривали боковины», — рассуждает источник.
Напомним, что 3 марта Volkswagen Group Rus закрыла завод «до дальнейшего уведомления», а сотрудников перевела в режим простоя.