«Готовы заявить в ФАС»: в ГЛОНАСС ответили на жалобы о ценах и дефиците
На жалобы автомобилистов, связанные с покупкой устройства вызова экстренных оперативных служб в ряде регионов, отреагировали в АО «ГЛОНАСС». Ранее водители и представители испытательных лабораторий рассказали, что цены за обязательную кнопку ЭРА-ГЛОНАСС выросли с 5-6 тыс. руб. до 80-100 тыс. (без нее невозможно поставить на учет в ГИБДД ввезенную из-за рубежа частным образом машину).
О своем опыте ввоза автомобиля Chevrolet по такой схеме рассказала нам автомобилистка из Краснодарского края. По ее словам, после растаможки машины она обратилась к официальным продавцам ЭРА-ГЛОНАСС, которые специализируются на продаже устройств. И везде получила отказ. За разъяснениями автомобилистка обращалась в Минпромторг и в Минтранс — от обоих министерств пришли формальные ответы (имеются в распоряжении Autonews.ru).
«Чтобы зарегистрировать машину в ГИБДД, необходима ЭРА-ГЛОНАСС. Я обзвонила большинство офисов в регионе, и мне говорят, что кнопки нет и чтобы я даже не надеялась, — рассказала собственница ввезенной машины. — В одном из офисов мне сообщили, что, возможно, через два-три месяца кнопки будут. Для физлиц официальная цена составляет 20 тыс. руб. Еще около 5 тыс. руб. попросят за установку и 3 тыс. руб. за активацию. Но на деле это ничего не значит — систему просто не купить. И в итоге машина стоит во дворе».
Autonews.ru обратился за комментариями в пресс-службу АО «ГЛОНАСС». И там ответили, что вопросы стоимости системы вызова экстренных служб (СВЭС) не относятся к компетенции АО «ГЛОНАСС».
«АО «ГЛОНАСС» не является производителем и поставщиком СВЭС, не осуществляет регулирование цен на указанное оборудование и работу по оснащению транспортных средств», — сказали в компании.
Из этого заявления можно сделать вывод, что вопросы цены следует адресовать именно к дистрибьюторам. При этом в АО «ГЛОНАСС» заверили, что при наличии массовых обращений от автовладельцев готовы инициировать запрос в ФАС. «На данный момент мы не фиксируем массовых обращений по этому вопросу», — сказали в АО «ГЛОНАСС».
Что касается жалоб водителей на проблемы с доступностью кнопок, то АО «ГЛОНАСС» их категорически опровергли. «Информация об отсутствии СВЭС у компаний-партнеров не соответствует действительности. Только в начале июня ими было реализовано около тысячи таких устройств», — заявили в АО «ГЛОНАСС».
Компании-производители: кнопки есть, но не везде
После заявления АО «ГЛОНАСС» корреспондент Autonews.ru обзвонил компании из официального списка партнеров. Часть компаний признались, что некоторое время назад действительно испытывали проблемы с поставками. Но теперь ситуация наладилась.
«Стоимость кнопки 40 тыс. рублей. Мы находимся во Владивостоке, для приобретения необходимо прислать паспорт с пропиской, данные на автомобиль, оплачиваете счет, вызываете курьера к нам и забираете кнопку с документами», — сообщили официальный дилер АО «ГЛОНАСС» в Приморском крае Volton.net.
Сотрудник еще одного официального представителя «Глонасс ДВ» Сергей Суховеев заверил корреспондента Autonews.ru, что проблем с поставками у них нет и частникам продать кнопку они могут.
«Мы производители сертифицированных кнопок МАЯК-О1, делаем СБКТС, торгуем и на Дальнем Востоке и в Новосибирске у нас есть производство. Дефицита у нас не наблюдается. Мы заключили контракты на покупку комплектующие, прошли пересертификацию, чтобы продавать их на вторичке. Поставка комплектующих идет, все в порядке. Можем продать частникам и юрлицам. Стоит устройство от 40 тыс. до 50 тыс. руб. До нового года конечно все было дешевле, но теперь цены выросли. Ничего не поделать, такие поставщики», — сказал Суховеев.
А вот в «Прима Снаб Авто» из Владивостока сообщили, что пока комплексов для продажи у них нет. «На данный момент терминалов нет в наличии, поступление ожидаем в начале июля, но пока точная дата неизвестна», — сообщили в компании.
В московском офисе компании SF Cars заявили, что купить кнопку отдельно у них не получится. Только с сопутствующим пакетом услуг.
«У нас пакет услуг — ЭРА-ГЛОНАСС, СБКТС, ЭПТС — стоит от 86 тыс. руб. Чтобы ответить точнее, потребуется изучить документы и фотоматериалы по автомобилю», — сказали в компании.
В ООО «РДЦ», которые занимаются распространением устройств в Вологде и Череповце отдельно копку продавать также отказались. Причем цена оказалась значительно выше, чем в Москве.
«Отдельно оборудование без работ мы не продаем. Услуга по растаможке машины — ГЛОНАСС, СБКТС, ЭПТС — «под ключ» стоит 104 тыс. руб.», — заявила менеджер компании.
В московской компании «СТ-Технолоджи», ООО «ЭРА-ГЛОНАСС Северо-Запад» из Санкт-Петербурга, ООО «СЦЭОС» из Новосибирска на письма с просьбой о продаже кнопки частному лицу от 23 июля и на повторные обращения не ответили.
В свою очередь столкнувшаяся с проблемами с покупкой кнопки в Краснодаре автомобилистка рассказала Autonews.ru о своем опыте общения с одной из местных компаний из официального списка поставщиков.
«Нам заявили, что работают только с юрлицами. Ориентировочная цена — 53 тыс. руб. Но это за старую кнопку ЕМГ-1 2017 года. Не уверена, что ее примут во всех лабораториях и оформят по ней СБКТС. В итоге пришлось заплатить другой компании в Ессентуках: заплатили 120 тыс. руб. за ЭПТС и СБКТС сделали, а кнопки нам позже пришлют», — заявила автомобилистка.
При этом, как напомнили в Минпромторге, согласно Техническому регламенту, при ввозе единичное транспортное средство должно соответствовать его требованиям. В том числе, иметь устройство вызова экстренных оперативных служб.
АО «ГЛОНАСС»: обращайтесь к официальным продавцам
В Минпромторге в ответ на запрос о проблемах с поставками и продажами кнопок для частных лиц заявили, что усилия по переходу на отечественную компонентную базу помогут нивелировать дефицит как на конвейерах, так и на вторичном рынке в конце 2022 или в начале 2023 года.
Там рассказали, что на сегодняшний день существует несколько производителей, которые поставляют на вторичный рынок устройства вызова экстренных оперативных служб.
«При этом часть из них во многом сфокусирована на поставках на конвейеры автопроизводителей, — отметили в Минпромторге. — Чтобы не остановить конвейеры автопроизводителей, производители УВЭОС сосредоточились на поставках автопроизводителям, что могло местами вызвать временный дефицит».
При самостоятельном ввозе автомобилей из-за границы в АО «ГЛОНАСС» посоветовали общаться к компаниям-партнерам для приобретения кнопки. Установку посоветовали провести в одной из мастерских (при этом отдельно кнопку без услуг продавать ряд компаний отказался).
В пресс-службе АО «Глонасс» напомнили, что создавшийся дефицит на рынке полупроводников – это мировая проблема, которая длится с конца 2020 года.
«Не только российские производители оборудования и автопроизводители столкнулись с ней. В настоящее время нехватка полупроводников и проблемы в цепочках их поставок отрицательно сказываются на всех игроках автомобильного рынка. Полупроводники необходимы не только для СВЭС, но и для других ключевых компонентов автомобилей, связанных с обеспечением их безопасности, в том числе антиблокировочной системы (АБС), блоков управления двигателем и тормозной системы», — сказали в АО «ГЛОНАСС».
Там добавили, что решение проблемы с производством СВЭС в России находится на контроле Минпромторга. Там напомнили, что на российском рынке имеются изделия отечественных производителей чипов.
Напомним, что сложности с ЭРА-ГЛОНАСС настигли водителей в России на фоне дефицита новых автомобилей и резкого роста цен. По этой причине многие переключились на ввоз машин из-за границы. Для некоторых категорий транспортных средств в правительстве сделали исключение: например, при ввозе автомобиля на Дальнем Востоке его можно зарегистрировать с дальнейшей доустановкой ЭРА-ГЛОНАСС до конца 2022 года.
Но при ввозе машин в другие регионы никаких льгот не предусмотрено. Такой подход генеральный директор аккредитованного испытательного центра «Услугиавто» Юрий Пархоменко назвал несправедливым. Аналогичное мнение высказал и глава Национального союза автопроизводителей (НАС) Антон Шапарин. По словам Пархоменко, при дефиците кнопок, цены на них на рынке без одной только установки регулярно взлетают до 100 тыс. рублей и выше — так происходило еще при начале проблем с поставками полупроводников. Шапарин также заявил, что кнопки из-за дефицита подорожали и цены колеблятся от 50 тыс. до 100 тыс. рублей. Основной проблемой он назвал зависимость от импортных составляющих.
На запрос Autonews.ru о том, получат ли такие льготы другие регионы, в пресс-службе Минпромторга не ответили.