Конспекты, 27 июн 2022, 17:04

Датчик коленвала: что это и как его проверить

Ваша поездка может сорваться из-за неисправности датчика положения коленчатого вала. Как понять, что этот сенсор захандрил и что делать в такой ситуации?
Читать в полной версии

Сочетать высокую отдачу с экономичностью современным двигателям внутреннего сгорания помогает их развитая «нервная система», состоящая из множества датчиков. Все они важны, но датчик положения коленчатого вала все-таки важнее остальных. Почему?

Что такое датчик коленвала

Датчик положения коленвала (ДПКВ) — это устройство, которое при включенном зажигании постоянно информирует электронный блок управления (ЭБУ) бензинового или дизельного двигателя о:

— положении коленвала;

— скорости вращения коленвала.

ДПКВ необходим для синхронизации систем зажигания и впрыска топлива. Рассогласованность в их работе, вызванная неисправностью ДПКВ, может привести к тому, что двигатель не заведется или заглохнет. В этом отличие ДПКВ от множества других датчиков, сбои в работе которых не имеют столь неприятных последствий.

Принципы действия датчиков коленвала

В зависимости от модели двигателя в ДПКВ используется тот или иной принцип действия. Различают:

  • индуктивные (магнитные) датчики. Как следует из названия, эти устройства основаны на эффекте электромагнитной индукции. Он проявляется в возбуждении переменного электрического тока в обмотке намагниченного сердечника датчика в момент прохождения рядом с ним любого из множества зубцов задающего диска, закрепленного на шкиве коленвала или маховике. Этот сигнал считывается ЭБУ двигателя. Индуктивный датчик прост по конструкции и не требует подключения к внешнему источнику питания;
  • датчики Холла. Используют эффект, открытый в конце XIX века американским физиком Эдвином Холлом. Как и в предыдущем случае, вращающийся задающий диск генерирует на выходе ДПКВ переменный ток, который поступает в ЭБУ. Датчики Холла сложнее по конструкции, чем индукционные, требуют подключения к источнику питания, но обладают бОльшей точностью. Сегодня это наиболее распространенный тип ДПКВ;
  • оптические датчики. В этом случае генерация сигнала для ЭБУ двигателя происходит при затенении зубцом задающего диска светодиодного источника света, являющегося элементом датчика.
Виды ДПКВ (Фото: elm3.ru)

Начать отсчет оборотов коленвала позволяют имеющиеся на задающем диске один (реже два) участка с пропуском пары зубцов.

Место установки ДПКВ

ДПКВ могут устанавливаться:

— у шкива коленвала;

— в блоке ДВС;

— в корпусе коробки передач.

Признаки неисправности датчика коленвала

Проявления неисправности ДПКВ очевидны и неприятны. Вот эти «черные метки».

  1. Затрудненный пуск двигателя особенно в сырую погоду. При этом повторный запуск выполняется без проблем.
  2. Плавающие обороты двигателя как при остановке, так и в движении.
  3. Детонация в цилиндрах при высоких нагрузках, проявляющаяся в повышенной вибрации двигателя.
  4. Явное снижение мощности.
  5. При работающем стартере двигатель не заводится, а стрелка тахометра при этом неподвижна.
  6. Двигатель внезапно глохнет.
  7. На панели приборов загорается индикатор Check engine.

Стоит учесть, что такие симптомы недомогания могут проявляться периодически, а их причиной не обязательно является дефект ДПКВ. Прояснить ситуацию позволит компьютерная диагностика ДВС.

Устройство индуктивного ДПКВ (Фото: mlngame.ru)

Причины неисправности датчика коленвала

Индукционные ДПКВ и датчики, использующие эффект Холла, достаточно живучи. Причинами их выхода из строя или сбоев в работе, как правило, являются:

— механические повреждения при выполнении ремонтных работ в моторном отсеке;

— попадание посторонних предметов между зубцами задающего диска и датчиком;

— окисление недостаточно загерметизированных контактов датчика.

Оптические датчики — более нежные устройства. Попадание на них пыли, жидкостей, грязи — все это может вызвать сбой в работе ДПКВ.

Как проверить работоспособность датчика коленвала

Не обязательно обладать высокой квалификацией, чтобы определить, в каком состоянии находится ДПКВ. Однако имеется и оборотная сторона медали: все достаточно простые методы проверки требуют демонтажа датчика. К сожалению, он не всегда расположен на виду, к тому же он может быть прихвачен ржавчиной.

Доступные методы проверки ДПКВ

Перед демонтажем ДПКВ надо проверить зазор между его сердечником и зубцом задающего диска. В норме он не должен превышать 1,5 мм. Уменьшить слишком большой зазор можно с помощью шайб, подложенных под датчик. Не помогло? Тогда снимаем ДПКВ, не забыв поставить метки, которые подскажут, как он был установлен, и переходим к плану Б, который предполагает несколько вариантов действий.

  • Визуальная проверка датчика на наличие внешних повреждений и ржавчины на контактах. Последние нередко достаточно очистить бензином или спиртом, чтобы ДПКВ «выздоровел».
  • Переключить мультиметр в режим омметра, чтобы проверить сопротивление обмотки ДПКВ. Если этот показатель выходит за рамки нормы в 550–750 Ом (свериться с инструкцией по конкретной модели не повредит), датчик подлежит замене. Увы, этот способ не позволяет с полной уверенностью поставить диагноз ДПКВ.
  • В случае с датчиками, использующими эффект Холла, омметром проверяется сигнал заземления, а вольтметром — опорное напряжение (чаще всего его величина должна быть 5 В).
  • Заменить датчик на заведомо исправный. Это самый радикальный и самый действенный из доступных способ проверки. Если после такой «рокировки» ДВС заработает нормально, значит, подозрения в отношении снятого ДПКВ подтвердились.
Проверка ДПКВ мультиметром (Фото: geely-club.com)

Полупрофессиональный метод проверки ДПКВ

Полупрофессиональный метод диагностики ДПКВ тоже требует демонтажа датчика. Кроме того, тут уже не обойтись без набора аппаратуры. С помощью мультиметра с функцией измерения индуктивности или мегаомметра, сетевого трансформатора, измерителя индуктивности и вольтметра проверяют три показателя работы ДПКВ.

  • Величину сопротивления обмотки датчика (см. выше).
  • Индуктивность обмотки. Существенное отклонение от величины 200–400 мГн — показание к замене датчика.
  • Сопротивление изоляции проводов катушки. При напряжении 500 В нормой считается показатель в диапазоне 0,5–20 Мом. Выход за эти рамки сигнализирует о нарушении изоляции катушки.

Профессиональный метод проверки ДПКВ

С уверенностью сделать заключение о состоянии ДПКВ без его демонтажа можно лишь с использованием специальной программы и цифрового осциллографа, который подключается к катушке датчика. Затем перед ДПКВ надо помахать металлическим предметом, например отверткой или ключом. Если на экране прибора не появляется осциллограмма, сенсор подлежит замене.

Стоит отметить, что все вышеперечисленные способы проверки ДПКВ применимы к любому двигателю с электронным управлением впрыском.

Проверка ДПКВ осциллографом (Фото: youtube.com)

Замена датчика коленвала

В интернете немало роликов, авторы которых доказывают, что двигатель автомобиля можно завести при неисправном ДПКВ. Кто-то предлагает дождаться, пока мотор остынет, и потом включать стартер. Кто-то советует обмотать датчик тонкой медной эмалированной проволокой и подключить ее концы к электрическому разъему. Кто-то советует возить с собой новый ДПКВ на случай замены.

Но надо помнить, что моторные отсеки современных автомобилей настолько «нафаршированы» оборудованием, что добраться до ДПКВ без подъемника сложно. По счастью, столь важный датчик не «умирает» скоропостижно, а предупреждает о своем нездоровье. Надо обращать внимание на такие сигналы. Между тем цена ДПКВ, по крайней мере для массовых моделей, вполне подъемная: 1500–3500 руб.