«Платить больше придется всем»: ОСАГО точно подорожает (расчет)
Центробанк предложил значительно расширить коридор базового тарифа ОСАГО для большинства категорий автовладельцев. Регулятор хочет раздвинуть границы базовой ставки на 26% вверх и вниз. Такие планы в ведомстве объяснили ростом стоимости запчастей и необходимостью страховщиков учитывать эти риски.
Для легковых автомобилей минимальную базовую ставку планируют понизить с 2224 до 1646 руб., а максимальную повысить с 5980 до 7535 руб. Для расчетов по такси минимальную базовую ставку запланировано снизить с 2014 до 1490 руб., а максимальную поднять с 12 505 тыс. до 15 756 тыс. руб. Как уточнили в Центробанке, ставки страховщики будут устанавливать индивидуально для каждого водителя.
Как пояснили в Центробанке, необходимость корректировки базовых тарифов подтверждена актуарными расчетами. Самые «бьющиеся» при авариях детали подорожали в среднем на 28,7%, следует из обновленных справочников стоимости запчастей Российского союза автостраховщиков (РСА). Исходя из этих справочников рассчитывается и размер страхового возмещения по ОСАГО.
«В условиях резкого подорожания запчастей новые тарифы позволят страховщикам удерживать цены для аккуратных водителей за счет повышения стоимости страховки для аварийных», — заявили в Центробанке.
Ранее страховщики уже предупредили о росте средней выплаты по ОСАГО в мае 2022 года по сравнению с маем 2021 года: она действительно заметно увеличилась — но не на 26%, а на 13% — с 66 328 до 74 806 руб. (+8,5 тыс. руб.).
Эксперты уверены: ОСАГО подорожает для всех
На то, что размер базовой ставки, которую устанавливают страховщики для водителей, изначально не зависит от аварийности, указал эксперт в области автострахования Сергей Беляков. По его словам, безаварийные водители действительно будут платить меньше, но расчеты все равно будут отталкиваться от изначальной базовой ставки.
«Тарифы вырастут для всех. Дело в том, что страховщики в праве устанавливать в своих компаниях любой базовый тариф. Одна компания может сделать 6900 руб., другая — установить сразу максимальный, 7535 руб. Когда есть возможность на что-то поднять цены, они, конечно, это сделают. Тот факт, аварийный водитель или нет, не играет роли при определении базового тарифа — для этого существуют отдельные коэффициенты аварийности, на которые умножают эту базовую ставку», — заявил Беляков.
С этим мнением согласился и юрист в области страхования Илья Афанасьев. «После расширения тарифного коридора ОСАГО подорожает для всех», — заявил эксперт.
В свою очередь, представитель Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин назвал расширение тарифа негативной новостью для водителей. По его словам, даже самые аккуратные водители не смогут требовать установить им минимальную базовую ставку.
«Ставки будут устанавливать сами страховщики — это их право. Когда вводили коридор, изначально предполагалось, что с помощью этого коридора страховщики будут конкурировать между собой, предлагая более заманчивые цены клиентам. Но в итоге мы пришли к тому, что цены у них более-менее совпадают и базовые тарифы приближены к максимальным», — сказал Шапарин.
Кроме того, эксперт заявил, что «у страховщиков достаточно резервов, чтобы совершать выплаты в текущих условиях».
В свою очередь, руководитель проектного офиса страховой вертикали «Банки.ру» Александр Макаров в беседе с Autonews.ru указал на важный нюанс для будущих расчетов. Как уточнил эксперт, у тех водителей, которые попадают в ДТП, поправочные коэффициенты, применяемые к базовой ставке, как правило, больше единицы. А базовую ставку для них страховые компании выбирают как раз по максимальной границе коридора. Согласно такой логике, в первую очередь ОСАГО будет быстрее дорожать именно для менее аккуратных автомобилистов.
«ОСАГО станет дороже для молодых водителей и водителей с небольшим стажем, владельцев машин с мощным двигателем, тех, кто живет в регионах, считающихся ЦБ более рисковыми. А также для тех, кто часто попадает в ДТП. Дешевле ОСАГО может стать для безаварийных водителей с большим стажем вождения, владельцев автомобилей среднего ценового сегмента», — считает Макаров.
Сами страховщики прогнозируют, что в среднем премия, то есть стоимость полиса, вырастет примерно на 10%. Об этом Autonews.ru заявил директор департамента андеррайтинга и управления продуктами страховой компании «Согласие» Павел Нефедов.
«Цена запчастей выросла на 29–30%. В связи с этим расширение коридора видится абсолютно разумным и правильным действием, без которого убыточность ОСАГО сильно превысила бы уже в будущем году установленные значения, — сказал Нефедов. — При этом коридор также уходит и вниз, что позволит хорошим безубыточным клиентам давать еще большие скидки. Однако, безусловно, мы прогнозируем рост средней премии до 10%».
Руководитель проекта разработки и развития продуктов по автострахованию компании «Абсолют Страхование» Алексей Тюрников в беседе с Autonews.ru отметил, что обновленный коридор ставок ЦБ даст возможность «продавать полисы кому-то дешевле, а кому-то дороже». Тем не менее, по его словам, сложившаяся экономическая ситуация, «скорее всего, приведет к подорожанию ОСАГО для большинства водителей».
В свою очередь, руководитель центра управления страховым портфелем по ОСАГО Страхового дома ВСК Татьяна Кудрявцева прогнозирует рост стоимости полиса для высокоаварийных водителей с небольшим стажем.
«В первую очередь страховые компании заинтересованы в сохранении прежних условий для водителей с хорошей страховой историей. Предлагаемые ЦБ изменения позволят страхователям получить справедливую компенсацию при ДТП и будут способствовать безаварийной езде», — сказала Кудрявцева.
Как считать ОСАГО по-новому
Ориентировочный расчет стоимости полиса ОСАГО для разных категорий автомобилистов сейчас и после обсуждаемых изменений по просьбе Autonews.ru провел Алексей Тюрников из компании «Абсолют Страхование».
Мужчина, 35 лет, стаж 10 лет, один в полисе ОСАГО, автомобиль Kia Rio с мотором 1,6, 138 л.с., ни разу не попадал в ДТП по своей вине, регион использования автомобиля — Башкирия.
«В этом регионе не все страховщики сейчас работают на максимальной ставке, и нет оснований считать, что она сильно изменится после вступления в силу указаний ЦБ», — отметил Тюрников.
Текущий расчет: базовый тариф 5980 руб. х Кт 1,64 х КБМ 0,74 х Км 1,4 х Квс 0,94 = 9550,64 руб.
Расчет после изменений (если страховщик установит максимальный тариф): 7535 руб. х 1,64 х 0,74 х 1,4 х 0,94 = 12 034,13 руб.
Аналогичный расчет с одним ДТП по вине водителя:
- до изменений: 11 744,71 руб.;
- после изменений: 14 798,73 руб.
Аналогичный расчет с двумя ДТП по вине водителя:
- до изменений: 22 715,04 руб.;
- после изменений: 28 621,72 руб.
В свою очередь, Александр Макаров по просьбе Autonews.ru посчитал цены на ОСАГО для автомобиля, который зарегистрирован на физлицо, но работает в такси.
Мужнина, 35 лет, стаж 10 лет, автомобиль Kia Rio с мотором 1,6, 138 л.с., работает в такси, открытый полис ОСАГО без ограничений количества водителей. Автомобиль принадлежит физлицу, и эксплуатируют его в Москве. Водитель в аварии не попадал.
- Старые ставки: 12 505 руб. х 1,8 х 1,17 х 1 х 2,32 х 1,4 = 85 538 руб.
- Новые: 15 756 руб. х 1,8 х 1,17 х 1 х 2,32 х 1,4 = 107 775 руб.
Аварийные водители будут платить еще больше
Напомним, что с 1 апреля 2022 года автомобилисты уже столкнулись с изменениями при расчете стоимости ОСАГО. Дело в расширении границ КБМ — этот коэффициент зависит от того, попадал водитель в ДТП или нет. Чем он меньше, тем лучше: на него умножают базовую цену ОСАГО для определения стоимости страховки. Как рассказали в Российском союзе автостраховщиков, минимальный КБМ для аккуратных водителей снизился с 0,5 до 0,46%. Аварийным же водителям нужно платить больше: максимальный коэффициент, который применяется к автовладельцам составил 3,92 (был 2,45).