Штрафов в Москве будет в разы больше: камеры станут видеть дальше
При фиксации нарушений ПДД дорожными камерами операторы начали увеличивать зоны контроля каждого отдельного комплекса. За счет этого наиболее современные камеры теперь смогут не только шире оценивать ситуацию с предполагаемым нарушением ПДД, но и будут фиксировать нарушения водителей на более протяженных отрезках пути.
О новом методе Autonews.ru рассказали в Центре организации дорожного движения (ЦОДД). «Чтобы неоднозначных постановлений больше не было, мы увеличили зону контроля комплекса фотовидеофиксации», — сообщили в ЦОДД. В свою очередь об апгрейде дорожных камер в регионах Autonews.ru рассказали и производители камер. Разбираемся, что изменится для водителей.
Камеры будут лучше видеть соблюдение разметки
Эксперт в области фото-видеофиксации и автор ГОСТов для дорожных камер Григорий Шухман проанализировал сообщение ЦОДД и уверен: основной смысл такого нововведения — это повышенный контроль для понимания траектории автомобилей на большей дистанции. В числе плюсов он назвал снижение количества штрафов за нарушение требований знаков или разметки, если водитель на самом деле выполнил маневр правильно, но прежние пределы работы камеры этого уже не видели.
«Например, раньше камера контролировала только начало перекрестка и «засчитывала» поворот налево из левого ряда. Но вот на дальней границе перекрестка, при разрешенном из этого ряда повороте только налево такой маневр камера могла оценить как проезд прямо. Потому что камера либо не видела машину в конце перекрестка, либо эта зона не использовалась в видеоаналитике из-за проблем с качеством съемки», — сказал Шухман.
Также он предупредил, что такие камеры станут неприятным сюрпризом для водителей, которые привыкли нарушать ПДД на хорошо знакомых участках. Ведь сблюдение ПДД одни и те же камеры начинают контролировать уже в расширенной зоне, нарушители будут попадать в зону контроля раньше.
Как камеры следят за автомобилями с помощью новых технологий
Обычно, нейросетевые технологии комплексов фотовидеофиксации идентифицируют автомобиль и следят за траекторией его движения по государственному регистрационному знаку, объяснили Autonews.ru в Ассоциации производителей дорожных камер «Око». Но теперь технологии пошли дальше. Например, камера следит за автомобилем, который поворачивает направо, но при самом маневре его госномер оказывается закрытым другим автомобилем, движущимся также направо. Тогда трассировка идет по самому автомобилю.
«Это стало возможным благодаря применению более современных технологий в комплексах фотовидеофиксации, — объяснили в «Око». — Это и более высокое разрешение камер, и увеличение длины обзора и зоны контроля, а также новые алгоритмы трассировки, привязанные не только к государственному регистрационному знаку, но и одновременно к автомобилю».
Там добавили, что такая технология фиксации нарушений ПДД в первую актуальна для применения на городских дорогах, где много перекрестков и возможностей для поворотов.
В свою очередь генеральный директор компании-разработчика дорожных камер «Астралаб» Сергей Ласкин назвал увеличение зоны контроля комплексов важным изменением для водителей.
«Чем у камеры больше зона контроля, тем выше вероятность поимки нарушителя. Этого эффекта также можно достичь за счет более высокой установки комплекса: чем он выше, тем больше видит и тем больше нарушителей сможет зафиксировать. В первую очередь это нововведение, связанное с инсталляцией. Кроме того, так камера еще будет меньше пачкаться, да и с точки зрения защиты от вандализма тоже удобнее», — считает Сергей Ласкин.
Один комплекс теперь видит больше нарушений
В качестве примера такой фиксации эксперт предложил ситуацию с проездом по выделенке для общественного транспорта. Еще одна ситуация — проезд по сплошной линии. Камеры для такого контроля, в частности, устанавливают на Третьем транспортном кольце в Москве для тех, кто сворачивает не из положенного крайнего ряда.
«У обычной камеры стандартная протяженность контроля — 30 метров для дороги в 2-4 полосы (зона, где точность фиксации позволяет не только увидеть машину, но и качественно распознать госномер, — ред.). Это не норматив, но, согласно практике, этой протяженности достаточно, чтобы считать номер. И если машина въедет на эту полосу через условные 40 метров, то камера уже не сможет зафиксировать это нарушение. Потому что комплекс может видеть сам участок, но устройству может не хватить информации для распознавания госномера. Некоторая доработка и поможет эту зону видимости расширить», — объяснил Ласкин.
По словам Ласкина, проводится такое улучшение с помощью технического обновления уже установленных действующих комплексов. Главное, чтобы они были современными. Так, на свежие устройства можно устанавливать не стандартные 5-мегапиксельные датчики, а 9- или 12-мегапиксельные.
«Этот ход позволяет контролировать не условные 30 метров протяженности, а уже 60. То есть зона контроля сразу становится в два раза больше. Для контроля соблюдения скоростного режима такое обновление не имеет значения, ведь фиксировать поведение водителя за 100 метров до знака не нужно — достаточно съемки сразу перед знаком и после. Но есть виды нарушений, в которых зона контроля имеет принципиальное значение. Например, при фиксации соблюдения правил проезда разметки. Получается, чем выше зона контроля, тем выше вероятность того, что вы поймаете нарушителя», — пояснил Ласкин.
По оценке эксперта, расширение зоны контроля камер также повышает качество и достоверность распознавания: чем дольше можно считывать госномер, тем больше за это время камера делает снимков. Кроме того, снижается вероятность загораживания автомобиля от «взгляда» камеры другими соседями по потоку.
👉 Новые штрафы с камер: попасть на деньги можно даже из-за пассажира
«Например, в пробке, когда машины едут плотно и конкретный автомобиль отследить труднее: чем выше зона контроля, тем выше вероятность того, что вы эту машину ухватите. Эта функция также важна для розыска — в том числе, для поиска угнанных машин. Это всегда лучше и достигается это не технологиями, а правильной установкой камеры. Для этого не нужно перенастраивать работу нейросети, а просто меняется один датчик на другой», — пояснил эксперт.
В свою очередь представитель компании «Технологии распознавания» Сергей Кусов также подтвердил, что в результате таких изменений одна камера может захватывать больше полос и направлений.
«Вот камера работает в одном направлении и фиксирует встречный поток на Кутузовском проспекте, — привел свой пример Кусов. — С расширением ее зоны видимости, камера начинает захватывать и дополнительные полосы — уходящий поток. То есть с одной камеры мы видим передние и задние номера, но разных потоков. Получается, что через некоторое расстояние можно установить такую же камеру, которая смотрит уже в другую сторону и закрыть ими всю улицу».
Таким образом, оптимизированный вид установки камер в паре с обновлением оптики, по словам участника отрасли, дает преимущество по контролю за количеством автомобилей. Однако он предупредил, что для обработки таких материалов требуются серверы с высокой мощностью — такие, которые работают в столичном ЦОДД.
«У операторов должен стоять мощный сервер для обработки фиксаций, потому что в зоне контроля может оказаться огромное количество автомобилей. И это значительная нагрузка на систему. Именно поэтому такая практика пока есть не везде — не у всех регионов есть технические возможности. Но зато одна камера может справляться с несколькими полосами, не надо вешать целую гирлянду», — подытожил Кусов.