Репортаж, 14 июн 2022, 15:35

Китайские машины готовятся к наступлению. Репортаж с завода Haval в Туле

Корреспондент Autonews пробрался на российский завод Haval, чтобы проверить: действительно ли у «китайцев» нет проблем с поставками, или же они блефуют
Читать в полной версии
Фото: Autonews.ru

Завод Haval возле города Узловая в Тульской области не построили. Его отгрохали. Сразу же при съезде с шоссе красуется большая желтая табличка: «Конец дороги общего пользования. Проезд запрещен!». И еще вторая, там что-то про камеры наблюдения по всей территории. Так вот, от этих табличек надо проехать еще километра три — и только тогда перед вами возникнет серый монолит с логотипом Haval, стоящий посреди чистого поля. Масштабы, признаться, впечатляют.

Фото: Autonews.ru

А еще поражает то, насколько здесь активно кипит жизнь — хотя в этом, по идее, не должно быть ничего удивительного. Обычная фабрика: парковка перед проходной забита машинами сотрудников, туда-сюда ездят автовозы, ждут финального гудка корпоративные автобусы, а сквозь стены хорошо слышно, как дышит и пульсирует организм производства.

Но после летаргического сна калужских заводов Volkswagen и Peugeot-Citroen, после опустевшей территории бывшего Renault в Москве кажется, будто попал в другую реальность. Точнее, вернулся в прошлую — нормальную.

В этой серии репортажей мы своими глазами проверяем слухи, циркулирующие по рынку: действительно ли все заводы стоят, каковы в реальности запасы новых машин и обоснованно ли официальные представительства и дилеры взвинчивают цены до небес. До сих пор все это подтверждалось, разве что громадная партия Kia калининградской сборки преподнесла сюрприз — но, возможно, она будет последней в обозримом будущем.

О приостановке производства, поставок и вообще какой-либо активности сейчас не говорят только китайские компании — и кажется, что в этом должна найтись хоть доля блефа. Ну, не может быть все настолько благостно, когда вся остальная индустрия трещит и рушится! Однако многотысячное полчище одинаковых «Джолионов», обнаруженное в Подмосковье пару недель назад, дало первый звоночек: похоже, все серьезно. А визит в Тульскую область лишь развеял остатки сомнений.

Площадки готовой продукции забиты! Стройными рядами стоят рамные внедорожники Haval H9, пикапы Great Wall Poer, кроссоверы F7/F7x, те самые «Джолионы» и новейшие геликоподобные Haval Dargo, официально представленные буквально на днях. Привычно оценить вместимость этих парковок по спутниковым снимкам затруднительно: просто потому, что актуальных снимков еще нет ни у «Яндекса», ни у Google.

Фото: Autonews.ru

Территория по-прежнему застраивается, активно прокладываются дороги, а одна большая площадка, полностью запаркованная автомобилями, из космоса пока вообще не заснята. Для понимания масштабов мы обвели эту площадку на скриншоте, а суммарную вместимость оцениваем примерно в 4-5 тыс. машин. Впрочем, в этой ситуации точность подсчета не имеет большого значения, и вот почему.

На фотографиях вы видите не абсолютный запас автомобилей Haval в России, а лишь зарисовку «в моменте». С конвейера сюда постоянно выкатываются собранные машины, чтобы вскоре погрузиться на автовозы и отправиться либо прямо к дилерам, либо в гигантские распределительные терминалы, которые мы показывали в одном из предыдущих репортажей. И важен именно объем этого потока — который, по словам сотрудников завода, составляет 200-250 автомобилей в день.

Фото: Autonews.ru

Наши источники не уточнили, идет ли речь только о буднях, или же отгрузки происходят на протяжении всей недели. Но даже при самых скромных подсчетах получается более 4 тыс. экземпляров в месяц, а при оптимистичных — более 7 тыс. Это дает совокупный годовой тираж от 50 до 80 тыс. единиц. Для сравнения, в 2021 году в России было продано 51 338 «Ниссанов» и 86 108 «Фольксвагенов». Сам же Haval смог реализовать 39 126 автомобилей. Иными словами, при определенных раскладах китайцы смогут продемонстрировать двукратный рост по итогам этого года.

Еще любопытнее ситуация выглядит, если сравнивать темпы производства Haval с актуальной динамикой рынка и положением других марок. Например, с января по май в России было продано 67 тыс. автомобилей Lada, 42 тыс. Kia и 37 тыс. Hyundai — в настоящий момент производство и поставки у этих компаний остановлены, не считая «упрощенной» Lada Granta без ABS и подушек безопасности. Но предположим, что имеющихся запасов должно хватить, чтобы к концу года не пропустить Haval вперед. А вот у остальных шансов маловато.

У Renault к концу мая было продано 26 тыс. автомобилей, компания полностью ушла из России, а уже собранных экземпляров едва ли накопится хотя бы столько же. Skoda и Volkswagen продали по 14 тыс. машин, а в запасе у них едва ли наберется 20-25 тыс. Polo и Rapid вместе взятых. Эти лифтбеки формировали основной объем продаж, до конца года производство точно не будет возобновлено, да и поставок других моделей не ожидается. Оптимистично предположим, что максимально возможный результат для VW и Skoda к концу года — от 30 до 35 тыс. машин на бренд. Скорее всего, будет меньше.

У остальных компаний показатели еще ниже, но ключевой момент здесь заключается даже не в этом: пока что никто не может сказать, когда возобновятся поставки, в каких объемах — и произойдет ли это вообще. Да, шокирующий обвал рынка в последние месяцы затронул и «китайцев»: в мае продажи Geely сократились на 55%, а Haval потерял 72%. Но у подавляющего большинства конкурентов эти цифры превышают 80 и даже 90 процентов! И когда покупатели отойдут от шока и снова решатся покупать новые автомобили, особого выбора у них не будет: Китай или ничего.

Похоже, что не будет и логистических проблем, способных замедлить этот маховик. «Ни одного простоя конвейера у нас пока не было, разве что всех могут отправить в оплачиваемый отпуск в случае перевыполнения плана, — рассказывает собеседник, работающий на заводе Haval. — Пока что все бесперебойно, да и комплектующих в достатке. Видите вон те контейнеры? Они полностью забиты запчастями».

Не увидеть контейнеры сложно. Они сгруппированы сразу в нескольких частях территории, собраны в блоки по четыре этажа, а счет идет на сотни, если не на тысячи. И надо понимать, что в каждой из таких «коробок» — не полуразобранные машины, а именно отдельные узлы вроде двигателей, трансмиссий и электроники. А штамповка и сварка кузовных панелей ведется прямо на заводе.

Выводы из всего этого следуют неутешительные. Китайские бренды (и речь здесь не только про Haval, но и про всех остальных) сейчас единственные, кто способен заполнить пустоту на российском рынке. Если ничего не изменится, то смена парадигмы кажется неизбежной — и остается только сказать спасибо, что происходит она сейчас, а не 7-10 лет назад, когда автомобили из Поднебесной были откровенным хламом.

Фото: Autonews.ru