Что происходит на автомобильных заводах в Калуге. Репортаж Autonews
Мы продолжаем цикл репортажей, призванных добавить деталей к хаотичной картине российского автомобильного рынка. В прошлой серии корреспондент Autonews.ru побывал на крупнейших логистических площадках Подмосковья, обнаружив там десятки тысяч новых Haval и Geely, а также крупную поставку Kia калининградской сборки.
Теперь в центре внимания оказались автомобильные заводы Калужской области. В первую очередь речь идет о площадке Volkswagen Group, хотя от визита на фабрику «ПСМА Рус», выпускающую Peugeot, Citroen, Opel и Mitsubishi, мы отказываться не стали.
Задача проста: посмотреть, сколько машин осталось на складах готовой продукции, пообщаться с сотрудниками и попытаться спрогнозировать сценарий на ближайшие несколько месяцев. В перспективе из этих кусочков мозаики должна сложиться общая картина, которая подтвердит или опровергнет заявления официальных дилеров и представительств.
Volkswagen и Skoda: последние запасы до конца года
Перед главной проходной завода «Фольксваген Груп Рус» припарковано несколько десятков машин, на которых приехали сотрудники. Можно подумать, что за забором идет активная жизнь, но производство полностью остановлено — весь задействованный персонал занимается поддержанием оборудования в надлежащем состоянии. В конце мая стало известно, что сборка не возобновится в обозримом будущем, и местные эту информацию подтверждают.
«До конца года точно простаиваем, тут просто нечего и не из чего собирать, — комментирует один из собеседников. — Многие уже нашли работу по совместительству: 2/3 оклада, которые нам продолжают платить, это хорошо. Но ведь у многих дети, ипотека, надо как-то с этим разбираться. При этом настроения в целом позитивные: кого-то продолжают возить в Москву на обучение и аттестацию — значит, компания вкладывается в людей и верит, что все в итоге наладится. Нет ощущения, будто нас собираются закрыть и бросить».
А что с запасами? Спутниковые снимки показывают, что на складах готовой продукции может одновременно храниться приблизительно 10-12 тыс. автомобилей. Сейчас эта территория заполнена где-то на треть: на карте мы обвели те части, где стоят машины, и для понимания масштабов их легко соотнести с фотографиями.
Как мы считали автомобили
Детализация спутниковых снимков на картах Яндекса и Google позволяет посчитать количество автомобилей в одном ряду, затем умножить этот результат на число рядов в каком-либо секторе и экстраполировать результат по всей площади. Затем мы берем актуальную ситуацию, которую видели своими глазами, и соотносим реально заполненные площади со спутниковыми снимками. Это не гарантирует абсолютно точный результат, но возможное отклонение не превышает 10-15%, то есть оценить общую картину можно вполне достоверно.
Самая «густонаселенная» площадка почти целиком состоит из Volkswagen Polo и Skoda Rapid — их здесь суммарно около 2,5 тыс. Не очень похоже на дефицит? Но давайте посмотрим шире. На официальном сайте Volkswagen раздел «Автомобили в наличии» предлагает 1336 экземпляров Polo (да, мы сосчитали). Это те машины, которые физически есть у дилеров по всей стране. Давайте оптимистично предположим, что еще столько же — в пути, на разных этапах логистики. Схожая картина должна быть и у Skoda Rapid: два лифтбека-близнеца исторически демонстрируют близкие результаты продаж.
При самых позитивных раскладах получается так: 2,5 тыс. у дилеров, столько же в пути и еще столько же на заводе. Если мы правы, то в России есть около 7,5-8 тыс. «Поло» и «Рапидов», которые еще можно продать. При этом, согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), с января по май этого года было продано 14 835 лифтбеков обоих брендов, из них 841 — только в мае.
То есть имеющихся автомобилей еле-еле хватит для поддержания даже такого темпа: дилерам придется «размазывать» остатки как минимум до конца года. И если вдруг конвейер заработает прямо в январе, то от начала производства до выдачи машин клиентам тоже пройдет не меньше месяца.
Как ни парадоксально, на этом фоне продавцы не спешат взвинчивать цены. Месяц назад представительство Volkswagen опубликовало обновленный прайс-лист, где Polo подорожал сразу на 37-58% — РРЦ базовой версии теперь составляет 1 620 900 руб. При этом в наличии у дилеров до сих пор есть несколько машин стоимостью 1,3-1,6 млн руб., и это с учетом дополнительного оборудования! В одном из салонов нам пояснили, что эти экземпляры были закуплены еще по старой стоимости, а руководство решило не извлекать из них дополнительную выгоду.
Тем не менее, дальнейших скидок ожидать не стоит. По мере истощения запасов дилерам придется замедлять продажи, а следовательно — повышать цены. И вот еще один вывод, который следует из наших подсчетов и наблюдений: итоговые тиражи Polo и Rapid к концу года вряд ли превысят 25 тыс. экземпляров. Для сравнения, в 2021 году было продано более 88 тыс. машин.
При этом кроссовер Haval Jolion с января по май разошелся тиражом в 4,4 тыс., и еще не менее 5 тыс. экземпляров было замечено в подмосковном логистическом терминале. Плюс дилерские склады, плюс тульский завод Haval… Кажется, у этого «китайца» есть шанс опередить два российских бестселлера вместе взятых.
Что еще удалось увидеть? Кроссоверы Volkswagen Tiguan, которые также выпускались в Калуге, практически иссякли: речь идет о 20-30 экземплярах. Зато на краю парковки нашлось 150-200 Skoda Kodiaq и даже несколько крупных Audi — Q7, Q8 и A6. Разумеется, собраны они не здесь, а приехали по железной дороге для переброски в близлежащие регионы.
Общее же впечатление сформировалось такое. Возможности «напечатать» новые автомобили у концерна Volkswagen не будет как минимум до конца года, но имеющихся запасов должно хватить, чтобы не обрушить статистику продаж «в ноль». И похоже, что компания твердо намерена оставаться в России столько, сколько это будет возможно. Но тут, как и со всеми последними событиями, следует сделать ремарку: если вдруг не случится что-нибудь неожиданное.
Peugeot, Citroen, Opel, Mitsubishi: тишина и неопределенность
Визит на вторую сборочную площадку в Калужской области носил скорее факультативный характер, ведь с января по май совокупные продажи всех четырех марок, расквартированных там, составили 9992 автомобиля — это меньше 4% от общего объема рынка. Причем 6984 экземпляра пришлось на кроссоверы и внедорожники Mitsubishi, а статистика по Peugeot, Citroen и Opel ведется с учетом коммерческой техники.
Вот и скромный склад вместимостью около 2,5 тыс. машин не балует разнообразием. Основное пространство занимают французские «каблучки» и микроавтобусы всех мастей, есть сотни три внедорожников Mitsubishi Pajero Sport, щепотка кроссоверов Outlander, да одинокий седан Citroen C4. Всего, на глазок, готовыми машинами здесь занята примерно половина общей площади.
Тишина и возле главной проходной. Автомобилей сотрудников здесь припарковано в несколько раз меньше, чем на «Фольксвагене», сотрудники появляются редко, а общаются неохотно. 30 апреля фабрику отправили в «плановый» простой, который должен был состояться позже по ходу года. Заканчивается он 6 июня, но в российском представительстве Peugeot нам твердо заявили, что производство не начнется в ближайшее время. Можно предположить, что выход персонала на работу будут раз за разом откладывать.
«Люди очень хотят работать, — поделился с корреспондентом Autonews.ru один из сотрудников завода. — Надеемся, что скоро вернемся на свои места и что-нибудь начнем собирать, но пока никому ничего не говорят, информации крайне мало. Но если производство возобновится, то это скорее будут вэны и коммерческие модели, а вот Mitsubishi — вряд ли».
Главным же сюрпризом стало появление новенького Peugeot 308, который вышел в финал конкурса «Европейский автомобиль года». Видимо, его ввезли сюда чисто из интереса: никаких намеков на возможность продаж в России французы не давали, предыдущий 308 покинул наш рынок еще в 2018 году, а с нынешним ценообразованием новинка стоила бы как два чугунных моста. Увы, познакомиться с «единорогом» поближе не удалось. Белый хэтчбек на калужских номерах выкатился с территории завода, а его водитель в ответ на просьбу выделить пару минут просто нажал на газ и скрылся за перегибом дороги.