Что такое упрощенные машины, и какие из них первыми появятся на дорогах
Росстандарт восстановил действие ряда национальных и межгосударственных норм, упрощающих требования к техническим характеристикам легковых автомобилей и других транспортных средств. Они вновь вступили в силу 21 мая 2022 года.
Как выяснил Autonews.ru, речь идет о стандартах, которые дадут возможность реализовать задачи, прописанные в постановлении правительства № 855 «Об утверждении правил применения обязательных требований в отношении отдельных колесных транспортных средств и проведения оценки их соответствия». В их числе:
- ГОСТ Р 50993-96 «Автотранспортные средства. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования. Требования к эффективности и безопасности»;
- ГОСТ Р 51206-2004 «Автотранспортные средства. Содержание загрязняющих веществ в воздухе пассажирского помещения и кабины. Нормы и методы испытаний»;
- ГОСТ Р 52302-2004 «Автотранспортные средства. Управляемость и устойчивость. Технические требования. Методы испытаний» и другие.
Теперь «в условиях санкционного давления недружественных государств и нарушения логистических цепочек», обязательные требования в отношении отдельных колесных транспортных средств и проведения оценки их соответствия стали значительно ниже. Ряд автокомпаний благодаря этому продолжат выпуск автомобилей. Чтобы воспользоваться льготой от государства, автокомпании должны соответствовать ряду требований.
Autonews.ru изучил все параметры и пришел к выводу, что сейчас под них подпадают пять крупных российских предприятий: АвтоВАЗ, КамАЗ, ГАЗ, УАЗ, УРАЛ. Эту информацию подтвердили знакомые с ситуацией источники.
Какие машины начнут выпускать по упрощенным требованиям
Как сообщили Autonews.ru в Минпромторге, на текущий момент разрешение на производство транспортных средств в соответствии с правилами, получили основные российские изготовители на следующие модели:
- основная линейка двухосных и трехосных транспортных средств и шасси КамАЗ;
- вся линейка транспортных средств марки УАЗ;
- автобусы ПАЗ 3205;
- автомобили и шасси ГАЗ 3302 (ГАЗель Бизнес, Соболь);
- автомобили Lada 2190 (Lada Granta).
Получение разрешения означает, что компании имеет право начать производить согласованные модели в любое время.
Чего не будет в упрощенных версиях автомобилей
Новые правила позволяют:
- производить автомобили без антиблокировочной системой тормозов;
- производить автомобили без системы контроля устойчивости (ESP и пр);
- устанавливать экологичные моторы класса ниже Евро-5;
- не устанавливать систему ЭРА-ГЛОНАСС.
Как уточнили в пресс-службе Минпромторга, правилами действительно предусмотрена возможность выпускать автомобили экологических классов ниже действующих: Евро-0, 1, 2, 3, 4. «Допускается выпуск в обращение транспортных средств всех экологических классов», — пояснили в ведомстве в ответ на запрос Autonews.ru.
Что касается системы ЭРА-ГЛОНАСС, то, как рассказали в Минпромторге, допускается не оснащать транспортные средства устройством вызова экстренных оперативных служб до 1 августа 2022 года. При этом в ведомстве не уточнили, потребуется ли для таких автомобилей дальнейшее дооснащение системой или нет.
А вот если у автопроизводителей и после 1 августа не появится возможности оснащать машины устройством вызова экстренных служб, тут ситуация понятнее. В таком случае можно продолжать выпуск таких транспортных средств без ЭРА-ГЛОНАСС, но уже с обязательным их дооснащением устройствами до 1 февраля 2023 года.
После истечения срока действия упрощенного режима автомобили можно будет по-прежнему свободно эксплуатировать. Никаких обязательных доработок в них делать не придется.
Зачем нужен возврат к прежним стандартам
Как сообщили Autonews.ru в Росстандарте, вступившие в силу правила связаны с уточнением отдельных технических характеристик транспортных средств, не влияющих на их безопасность.
«Для этого ведомством совместно с заинтересованными сторонами была проведена работы по анализу требований, заложенных в национальных и межгосударственных стандартах, в результате чего было принято решение о возможности временного восстановления действия ряда ранее отмененных норм», — сказали в пресс-службе.
В пресс-службе Минпромторга, в свою очередь, пояснили, что в сравнении с действующим техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» ТР ТС 018/2011, новые правила значительно расширяют возможности изготовителей по постановке на производство транспортных средств с изменениями конструкции, вызванными сложившейся ситуацией с перебоями в поставках комплектующих, а также необходимостью применения в производстве альтернативных комплектующих.
Как отличить упрощенные автомобили
Как уточнили в Росстандарте, при регистрации таких автомобилей на территории России и в странах-партнерах, в документах на технику будут внесены отметки о том, что машины изготовлены в особом порядке. В России этим документом выступает электронный паспорт транспортного средства (ЭПТС).
Куда можно будет ездить на таких автомобилях
Эксплуатация автомобилей, заключения по которым получены по новым правилам, будет возможна только на территории государства, изготовившего это транспортное средство, или же в условии взаимных двусторонних договоренностей. Сейчас такая принципиальная договоренность достигнута между Россией и Белоруссией.
Что нужно для начала производства упрощенных автомобилей
«Правила действуют до 1 февраля 2023 года», — рассказали в Росстандарте. Чтобы начать производство, автокомпании нужно получить заключение на определенную серию или малую партию транспортных средств. При этом если заключение было получено уже к концу этого срока, действовать оно будет еще один дополнительный год — то есть до февраля 2024 года.
«Все названные исключения позволят поддержать крупных производителей, которые пока не могут найти нужных компонентов. Параллельно производители могут производить и «обычные» автомобили», — заключили в Росстандарте.
Автомобили будут востребованы только при доступной цене
Упрощенные автомобили в России нужны, чтобы удовлетворить спрос со стороны водителей с базовыми потребностями, считают опрошенные Autonews.ru эксперты. О том, что главный вопрос будет в цене таких моделей, заявил автоэксперт и участник рынка Олег Мосеев.
«Легковые автомобили, даже упрощенные, сейчас очень нужны в России, особенно в регионах. Там, где людям просто важно иметь возможность доехать из точки А в точку Б, где наличие ряда функций не так принципиально, — сказал Олег Мосеев. — Вопрос цены. Если цена такого автомобиля будет приемлема и другой альтернативы не будет, то на рынке они будут востребованы. Вспомните, как в Россию в свое время вышел Renault Logan без большого количества опций. Но он был дешевый, вместительный и поэтому легко завоевал рынок».
Представитель Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин также признал, что в России существует дефицит легковых автомобилей, который необходимо закрывать.
«В России нужны любые автомобили, по итогам года дефицит может составить 800 тыс. новых легковых машин. Транспорт нужен еще и ведомствам, например, ГИБДД, а еще идет выбытие устаревающего автопарка, — сказал Шапарин Autonews.ru. — Однако эти менее безопасные автомобили нам будут продавать задорого. А если в них попасть в ДТП, то последствия будут опаснее. Например, Правила также допускают уменьшение количества подушек безопасности».
Говоря о возможности не устанавливать на автомобили систему ЭРА-ГЛОНАСС, Шапарин заявил, что в текущих условиях ее нужно сделать полностью необязательной для всех производителей. По его словам, стоит дефицитная система сейчас слишком дорого и воспринимается автопроизводителями как дополнительный налог.
Пока официальных цен на упрощенные автомобили нет. По неофициальным данным паблика «Нетипичный АвтоВАЗ» в социальной сети Вконтакте, упрощенная Lada Granta будет стоить от 640 до 840 тыс. руб.
«Полного описания вариантов исполнения этих автомобилей пока нет. Однако известно, что перечень не ограничится одной-двумя комплектациями и даже предусматривает версию Cross», — пишут в «Нетипичном АвтоВАЗе». Сейчас цены на новую Granta на официальном сайте Lada стартуют от 727 900 руб. Впрочем у дилеров стоимость машины обычно еще выше».
Что говорят российские автокомпании
Российские автокомпании поддержали запуск изменений. К примеру, на АвтоВАЗе Autonews.ru ранее сообщили, что такое решение позволит в условиях нехватки ряда импортных компонентов продолжить производство автомобилей, обеспечить загрузку конвейеров и занятость персонала.
«АвтоВАЗ, как крупнейший и самый высоколокализованный производитель легковых автомобилей в России, поддерживает принятие новых правил», — сказали в пресс-службе АвтоВАЗа.
В пресс-службе Группы ГАЗ Autonews.ru сообщили, что упрощенные требования техрегламента означают расширение возможностей на период разрыва технологических цепочек. «Производители заинтересованы в выпуске машин с высокими техническими параметрами, это более маржинальная продукция. И даже по тем модификациям, по которым необходимо временное снижение требований на период замены ряда компонентов, у нас будут обеспечиваться экологические параметры значительно выше, чем Евро-0. То есть, верхнюю планку по экологическим параметрам никто не отменяет», — сообщили в Группе ГАЗ.
В КамАЗе рассказали, что считают введение нового технического регламента с упрощенными требованиями своевременным решением. По словам представителя компании, это поможет не только сохранить и даже увеличить рабочие места на период замещения импортных комплектующих, но и потребителям получить более дешевые в эксплуатации и надежные машины.