У ГИБДД отнимут штрафы с камер. Что важно знать об этом
К 1 июня 2022 года в России должна была завершиться работа по внесению в законодательство изменений, позволяющих передать регионам часть полномочий от ГИБДД. Речь идет об администрировании правонарушений в области дорожного движения, которые зафиксированы дорожными камерами. Такое поручение Правительству России дал президент Владимир Путин еще в 2021 году.
Однако, как выяснил Autonews.ru, пока законопроект находится на рассмотрении в Госдуме. Об этом в ответ на запрос нашей редакции сообщили в пресс-службе МВД России.
«В настоящее время законопроект находится в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации», — сообщили в ведомстве. Также Autonews.ru направил запрос в пресс-службу Правительства России, однако ответа на момент публикации не поступило. В Минтрансе в ответ на запрос уточнили, что с вопросом стоит обращаться в ГИБДД.
Что будут делать регионы вместо инспекторов ГИБДД
Право выписывать постановления о штрафах или лишениях прав при личной остановке за инспекторами сохранят без каких-либо изменений. А вот возрастающую нагрузку в связи с увеличением дорожных камер и фиксаций ими нарушений будут снижать. Как заявили Autonews.ru в МВД России, передача полномочий позволит направить ресурсы Госавтоинспекции на решение других важных задач в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Как пояснили Autonews.ru в Ассоциации производителей дорожных камер «Око», предполагается, что обработкой фото- и видеоматериалов, полученных с комплексов фотовидеофиксации, будут заниматься организации или ведомства, назначенные региональными властями. Сотрудники этих структур и будут принимать решения о вынесении постановлений о штрафах за нарушения ПДД.
«Такая практика уже существует в некоторых регионах страны, например Московская административная дорожная инспекция (МАДИ) в Москве, сотрудники которой относятся к категории государственных гражданских служащих», — пояснили в «Око».
В Ассоциации признали, что у них нет пока данных о начале передачи полномочий от ГИБДД регионам. При этом там уточнили, что после этих событий в работе операторов фотовидеофиксации ничего не изменится.
«Операторы дорожных комплексов не принимают решения о вынесении постановлений о штрафах, а лишь передают фото- и видеоматериалы с комплексов фотовидеофиксации в соответствующее ведомство», — сказали в «Око».
При этом сами операторы законопроект поддержали. Там предположили, что запуск нововведения снизит нагрузку на сотрудников ГИБДД.
«Технологии фотовидеофиксации непрерывно развиваются, современные модели комплексов могут контролировать больше полос движения в обоих направлениях и распознавать больше составов нарушений ПДД. По последним данным столичного Департамента транспорта, в Москве комплексы фотовидеофиксации выявляют уже 59 видов нарушений правил дорожного движения. Следовательно, увеличивается количество фото- и видеоматериалов для рассмотрения», — объяснили в «Око».
По данным Autonews.ru, в первоначальной версии законопроект предполагал, что в компетенцию местных властей передадут 38 составов административных правонарушений, которые находились в ведении ГИБДД. В том числе:
- выезд на встречную полосу в запрещенных местах;
- несоблюдение разметки;
- проезд на запрещающий сигнал светофора;
- непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству или транспортному средству с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами;
- превышение скорости.
Какой будет финальная версия документа при начале рассмотрения в Госдуме, пока неизвестно.
Сколько постановлений сейчас приходит с камер
Необходимость передачи полномочий по обработке материалов с камер от ГИБДД регионам эксперты объяснили ростом количества самих камер на дорогах и, как следствие, увеличением фиксаций. В 2020 году количество постановлений, оформленных на основе данных от автоматических комплексов, выросло на 20% по сравнению с 2019 годом и превысило 145,5 млн. А в 2021 году с помощью дорожных видеокамер Госавтоинспекция выписала уже 160,7 млн постановлений на сумму 104,1 млрд руб.
По данным ГИБДД, в 2020 году на дорогах работало 15 тыс. стационарных и 3,6 тыс. передвижных комплексов автоматической фиксации нарушений ПДД. В 2021 году в одном из интервью глава ГИБДД Михаил Черников сообщал, что общее количество комплексов по всей России выросло до 23 тыс. единиц. И в дальнейшем их станет только больше: по планам Минтранса, в рамках программы Безопасные и качественные автомобильные дороги (БКАД) к 2030 году количество камер должно вырасти на 250% по сравнению с показателями 2017 года. На это, согласно проекту, будет направлено 28,7 млрд руб.
Зачем нужна передача полномочий
Составы нарушений, которые может фиксировать один комплекс, постоянно расширяются. Одна камера может зафиксировать превышение скорости, проезд по обочине или «выделенке», проезд на красный свет, непристегнутый ремень, разговор по телефону и пр. Поэтому все полученные фиксации, как обращают внимание опрошенные Autonews.ru эксперты, нужно будет обрабатывать все большему количеству служащих. Кроме того, как считает представитель компании «Технологии распознавания» Сергей Кусов, обработка фотоматериалов напрямую к функциям инспекторов ГИБДД не относится.
«Работа с данными с камер — не прямая задача инспекторов ГИБДД, — считает Кусов. — Их работа — фиксация самих нарушений, работа с водителями. А обработка данных в ЦАФАП — скорее офисная работа. Сейчас с камер идут потоки фотофиксаций, поэтому работу с этими данными запросто можно делегировать субподрядчикам, штатским лицам, которые не входят в структуру ГИБДД. И работа это несложная: сравнить, что нет ошибок, совпадают госномера и марка автомобиля, оценка ситуации — что происходит на картинке. Если это штраф за скорость — то это вообще очень легко».
Эксперт считает, что в случае прямой ответственности гражданских лиц за качество обработки, ошибок при отсмотре фиксаций станет меньше.
«У таких сотрудников обычная зарплата, которая никак не будет влиять на количество оформленных постановлений. Сама система защищена от злоупотреблений и никаких лишних штрафов дорисовать не получится. При этом, если у служащего будет риск потерять рабочее место, если у него пойдут ошибки, это будет стимулировать его повышать качество обработки постановлений», — объяснил участник отрасли.
При этом, как предположил Кусов, подписывать все решения об оформлении постановлений все равно должен ответственный сотрудник ГИБДД.
Что изменится для водителей
О том, что передача полномочий по вынесению постановлений о правонарушениях в регионы потребует изменений в КоАП, рассказал в беседе с Autonews.ru ведущий специалист Европейской юридической службы Орест Мацала.
Юрист отметил, что такая практика в России уже применяется. Например, действует соглашение между МВД России и Правительством Москвы в части федеральных полномочий по вынесению административных постановлений за нарушение ПДД.
«Сам механизм передачи прост. Определяется перечень полномочий, которыми наделяют регион. Регион в свою очередь обозначает уполномоченный орган на обработку сведений с камер автоматической фиксации правонарушений с правом последующего вынесения постановлений об административном правонарушении. Как будет называться этот орган, роли никакой не играет», — объяснил Мацала.
При этом юрист считает, что каждый регион должен быть совершенно независим и никакого надзорного «командного центра» не потребуется. Что касается автомобилистов, то, по мнению юриста, для них в части обжалования ничего не изменится.
«Водители также смогут обжаловать свои штрафы. Нужно будет направлять обращения начальнику того лица, которое вынесло постановление о штрафе, либо сразу в суд. В связи с этим практической необходимости в каком-либо едином центре нет. Разве что на первом этапе можно создать информационно-консультативный орган, который будет консультировать региональных специалистов о порядке и правилах обработки информации и вынесения постановления. В последующем отпадет необходимость и в нем», — сказал Мацала.
Результатом такой передачи полномочий, по его мнению, станет снижение нагрузки с инспекторов ГИБДД и более оперативная обработка материалов, поступающих с камер автоматической фиксации. Также он считает, что повысится и качество обработки материалов.
«Если в рамках регионального уполномоченного органа будет функционировать квалифицированный персонал, знающий тонкости каждого вверенного ему состава правонарушений вместе с более строгими требованиями к камерам автоматической фиксации правонарушений, то мы получим повышение качества такой работы и снижение количества необоснованного привлечения к ответственности владельцев автомобилей», — заключил юрист.