Дефицит автомобилей в России: репортаж с площадок с новыми машинами
По правде говоря, идея этого репортажа была диаметрально противоположной. На фоне дефицита новых автомобилей в России, из-за которого дилеры «прикручивают» астрономические суммы к официальным прайс-листам, мы решили посмотреть на этот дефицит своими глазами.
Ездить по автосалонам сейчас бессмысленно: машин в витринах хватает, чтобы не рисовать клиентам совсем уж безрадостные картины. Другое дело — таможенные терминалы и распределительные центры, откуда машины доставляются дилерам. Там-то сейчас точно должно быть шаром покати, верно? Вот за фотографиями абсолютно пустых гигантских парковок мы и отправились — но обнаружили их забитыми до отказа.
Как мы оценивали количество автомобилей
Каждая из площадок видна со спутниковых снимков на картах «Яндекса» и Google. Старые снимки датированы 2021 и 2020 годами, но принципиальная конфигурация парковок не поменялась. Методика подсчета проста, но достаточно точна: берем количество автомобилей, стоящих в одном ряду на снимке, далее считаем ряды в определенном сегменте территории и экстраполируем результат по всей площади. Это приблизительные прикидки с отклонением не более 10-15%, то есть общую картину можно представить довольно точно. Сами же площадки хорошо просматриваются из конца в конец: хорошо видно, что сейчас они забиты полностью или почти полностью.
Прежде чем перейти к деталям, необходимо сделать важную оговорку. На фотографиях — не хранилища, а именно логистические хабы, через которые идет постоянный поток грузов. Они не принадлежат конкретным автомобильным концернам, поэтому их наполнение может (и должно) заметно меняться за несколько недель или даже дней: пришла партия, разобралась по автовозам — принимайте следующую.
Однако примерные подсчеты показывают, что прямо сейчас в четырех подмосковных терминалах сосредоточено около 30 тыс. автомобилей — притом, что по всей стране за минувший апрель было продано 32 706 машин. И это мы не считаем склады в других регионах России, а также запасы в распоряжении конечных дилеров. Иными словами, хорошая новость заключается в том, что ужасающего дефицита пока не наблюдается. Плохая — не наблюдается и особого выбора.
Geely вместо Mercedes-Benz
Первая из посещенных площадок в основном используется холдингом «Авилон» и логистическим подразделением Mercedes-Benz. Когда-то здесь можно было увидеть сотни и тысячи премиальных автомобилей в заводской упаковке — причем не только с трехлучевой звездой. Некоторое количество «Мерседесов» остается и сейчас, но они — лишь капля в огромном китайском море.
Абсолютное большинство площади оккупировано кроссоверами Geely — больше всего здесь компактных Coolray, но хватает и старших «Атласов». Посмотрите на спутниковый снимок: красным выделена территория, полностью занятая «китайцами», зеленым — автомобилями других брендов.
По приблизительной оценке, речь идет как минимум о трех тысячах новых Geely, ждущих отгрузки дилерам. Это половина от всего объема автомобилей, которые компания смогла реализовать в России с января по апрель 2022 года, то есть этой партии должно хватить как минимум на пару месяцев. Даже без учета дилерских складов. А если рынок продолжит рекордное падение, то на площадке сейчас стоит чуть ли не годовой запас Geely: в апреле бренд смог реализовать только 433 автомобиля.
Списанный каршеринг вместо калейдоскопа марок
Второй объект когда-то был основным складом крупного мультибрендового холдинга Major Auto, а теперь площадка вместимостью около 8 тыс. машин забита списанным каршерингом «Яндекс.Драйва». В основном это бюджетные «Поло», «Рапиды» и «Солярисы», хотя попадаются и премиальные Genesis G70. Среди всего этого виднеется несколько обгорелых остовов, а похвально бдительная охрана сама рассекает по территории на каршеринговом Volkswagen.
Вперемешку с обклеенными автомобилями общего пользования стоят девственно белые Renault Logan и Sandero. Непонятно, ждет ли их та же участь, или эти экземпляры предназначены для поставок клиентам. Также встречаются редкие вкрапления новых кроссоверов Chery, которые в парке «Яндекса» пока не замечены. В целом, все это больше напоминает автомобильное кладбище, чем действующий терминал — и усиливают впечатление десятки больших автовозов, простаивающих без дела.
«Раньше-то здесь было практически все, что можно встретить в салонах, — рассказывает общительный охранник. — Картина начала меняться в пандемийную эпоху, а теперь все, что появляется, везут напрямую к дилерам: смысл в площадке-накопителе отпал. С другой стороны, в 2014 году тут вообще практически не было машин, так что хоть какое-то разнообразие».
Kia на любой вкус и цвет
Спрятанный в подмосковных лесах таможенный терминал, совмещенный с железнодорожной веткой, имеет хитрую форму, которая осложняет подсчет вместимости. Но приблизительно можно прикинуть: здесь есть место для более 10 тыс. автомобилей. Прошлогодние спутниковые снимки показывают, что как минимум половина площади была свободна — а теперь вся территория, сколько хватает глаз, заполнена автомобилями Kia. Причем это не питерские Rio, а исключительно модели калининградской сборки.
Масштабы и разнообразие поражают. Помимо массовых Seltos, Ceed и K5, здесь в достатке кроссоверов Sportage нового поколения, на которые пока даже не объявлены цены. Есть как минимум десяток дефицитных минивэнов Carnival, крошечные Picanto, модные Soul и даже Stinger.
Снова обратимся к статистике: за первые четыре месяца 2022 года продажи Kia в России составили 38 262 экземпляра. Половину из них составили Rio, а все остальное пришлось как раз на автомобили калининградской сборки. Иными словами, прямо сейчас в Подмосковье находятся запасы, которые обеспечат дилеров как минимум на пару месяцев вперед.
Другой вопрос, что из-за недостатка запчастей производство на «Автоторе» приостановлено, никто не знает, когда будет следующая партия — и будет ли она вообще. Поэтому не стоит удивляться, если дилеры Kia объявят некоторые модели дефицитными и под этим предлогом взвинтят цены: пусть поставка и пришла, она имеет реальные шансы оказаться последней на неопределенный срок.
Haval: атака клонов
А вот кому проблемы с поставками не грозят, так это китайскому бренду Haval. На исполинской парковке вместимостью более 10 тыс. автомобилей мы обнаружили картину в духе то ли «Матрицы», то ли «Звездных войн»: бескрайние ряды одинаковых кроссоверов Jolion, которые в идеальном порядке выстроились на площади в пару гектаров.
Конечно, помимо них встретились и другие модели — например, более крупные Haval F7 или пикапы Poer от материнской компании Great Wall. Но именно «Джолионов» здесь стоит около 5 тыс. — то есть больше, чем было продано в России с начала года.
Картина, признаться, довольно тревожная — особенно если знать, какие автомобили обычно проходят через этот терминал. Еще недавно здесь такими же стройными рядами стояли Audi, BMW и прочие западные модели, но теперь от этого изобилия осталось лишь эхо. Можно найти пару десятков «Шкод», штучные Audi, сотню-другую свежих кроссоверов Chevrolet Trailblazer и, внезапно, одинокий Cadillac XT4. Остальное — «Джолион» на «Джолионе» и «Джолионом» погоняет.
Выводы
Как мы и условились в самом начале, эта картина — не высеченное в граните состояние российского рынка, а лишь локальная зарисовка подмосковных складов в конце мая. Вполне вероятно, что через какое-то время все поменяется до неузнаваемости: мы непременно съездим еще раз и проверим, чтобы отследить динамику.
И все же определенные тенденции прослеживаются уже сейчас. Разнообразие марок, которое так или иначе всегда было на подобных площадках, почти улетучилось — крупных поставок не замечено ни у кого, кроме Kia и «китайцев». Причем если дилеры корейского бренда могут опасаться дефицита калининградских машин и взвинчивать цены, то у Geely и Haval тылы, похоже, прикрыты. По логике вещей, где-то должны стоять аналогичные партии Hyundai и Chery — тогда «пасьянс» окончательно сойдется.
Что все это значит в практической плоскости? Оснований для накруток в случае китайских брендов не видно — подобные случаи можно расценивать как спекуляцию на панических настроениях. Но похоже, что истощившиеся запасы большинства привычных брендов — не блеф ради сверхприбылей, и каких-то скрытых резервов у представительств нет. Дилеры торгуют тем, что есть в наличии, и на снижение цен пойдут только в двух случаях: если изменится геополитическая обстановка, или же если будет принято решение о закрытии.
Поэтому если вы хотите купить конкретный автомобиль конкретной западной или японской марки, то есть смысл погрузиться в поиск самых выгодных вариантов прямо сейчас. Ведь не исключено, что дальше выбор может свестись к цвету и комплектации «Джолиона».