«Новый директор уже приезжает в офис». Что происходит на «Москвиче»
О том, что бывший завод АЗЛК, а ныне «Рено Россия», снова становится «Москвичом», было объявлено 16 мая. По имеющейся информации, производство кроссоверов Renault Duster, Kaptur и Arkana здесь будет свернуто, но уже к концу года с конвейера должны сойти первые автомобили марки «Москвич».
Что это будут за машины, пока не ясно: столичные власти заявляют, что главным техническим партнером возрожденного бренда станет «КамАЗ», а упор будет сделан на автомобили для такси и каршеринга. Причем в перспективе появятся даже полностью электрические модели. По одной из версий, речь идет о крупноузловой сборке китайских JAC, но возможно партнерство и с другими производителями из Поднебесной. Корреспондент Autonews отправился на новый-старый завод «Москвич», чтобы пообщаться с людьми, которые там работают.
Производства нет, но пульс имеется
Огромная территория на Волгоградском проспекте выглядит почти безжизненной. Машины через главную проходную ездят от силы раз в десять минут, вокруг цехов тихо и безлюдно, пустуют уличные курилки. На площадках для готовой продукции, где совсем недавно стояли тысячи свежесобранных кроссоверов, сейчас можно устраивать гонки: лишь в одном уголке территории собралось около трех десятков автомобилей. Возможно, это экземпляры, недоукомплектованные из-за дефицита запчастей.
При этом перед дилерским центром «Авантайм» в двух шагах от завода плотно набились совершенно новые Renault без номеров. Какой-то запас у продавцов точно есть, а сами они уверяют, что обслуживанию машин ничто не угрожает, гарантийные обязательства будут выполнены в полном объеме, и вообще — «Renault никого не бросит». Сотрудники уверены, что дилерский центр не закроется, а вот как он будет называться, пока сами не знают. Власти объявляли, что сервисом проданных «Рено» станет заниматься Lada, потому что сама французская компания из России ушла.
Запчасти будут, новые модели — не факт
Несмотря на остановку производства, на складах бывшего предприятия Renault остались запчасти — только вот до сервисных центров и клиентских машин эти детали вряд ли доберутся. «Мы сейчас проводим инвентаризацию, а затем, скорее всего, утилизируем эти запасы, — рассказывает сотрудник заводского отдела логистики. — Продавать их никому нельзя, ведь везде стоит клеймо Renault, а никакого Renault у нас больше нет».
При этом катастрофических проблем с деталями, по словам собеседника, возникнуть не должно. «Фактический уровень локализации этих машин уже достигал 80, а то и 90 процентов. То есть поставщики компонентов просто продолжат делать то, что делали, только уже с другими логотипами. Однако от дефицита полупроводников все это не спасает — он как наступил в ковидную эпоху, так и держится».
Поделился сотрудник бывшего Renault и информацией о российских версиях Logan и Sandero нового поколения, чей дебют, предположительно, должен был состояться этим летом. Оказывается, работы над этим проектом затормозились из-за пандемии, и дальше нескольких собранных прототипов дело не продвинулось.
Учитывая долгие задержки рестайлинга Lada Vesta, это выглядит правдоподобно. Раз уж обновление давно освоенной модели так затянулось, то вывод совершенно новой, да тем более на незнакомой платформе CMF-B, в текущих реалиях дело очень непростое. Иными словами, новый «Логан» мы в ближайшей перспективе вряд ли увидим. Хотя списывать со счетов все сделанные наработки тоже не стоит.
Детальной информации нет ни у кого
«Мы сами читаем те же новости, что и вы, и ничего толком не знаем, — рассказывает еще один сотрудник предприятия. — Пока что не было никаких собраний или рассылок, увольнять вроде бы никого не собираются, конвейер стоит, как и стоял. Не факт, что оснастку перевезут в Тольятти: ветку для сборки Renault Duster там и так начали монтировать некоторое время назад, так что больших проблем с выпуском кроссовера под маркой Lada возникнуть не должно».
При этом, по словам заводчан, общие настроения далеки от упаднических. Директор новообразованного «Москвича» Дмитрий Пронин уже начал приезжать в свой офис и вникать в детали работы предприятия, а производственные и инженерные ресурсы должны позволить оперативно перейти на выпуск новых автомобилей.
«Все, конечно, будет зависеть от платформы, — рассказывает мужчина, представившийся простым сотрудником на производстве. — Если что-то уже знакомое, то перестроимся быстро. Если те же «китайцы», то освоим на первых порах крупноузловую сборку, а дальше разберемся. Опять же, «КамАЗ» со своими наработками поможет: делают же они электрические автобусы? Значит, можно взять их батарею, грубо говоря «отпилить» от нее кусок и установить, например, в китайский кузов. Получится уже вроде как наша разработка, новый «Москвич».
Слово «электромобиль» вообще звучит в разговорах чаще, чем ожидаешь. Одни сотрудники говорят, что перезапуск производства должен начаться чуть ли не с них, другие упоминают, что сама компания Renault уже давно вынашивала планы по переводу московского завода именно на электрокары — мол, именно для этого в Тольятти готовились к сборке «Дастеров».
Что будет дальше
Обобщая слова собеседников с официальной информацией, можно сделать примерно такие выводы. Процесс ухода Renault из России, судя по всему, удалось неплохо продумать. «АвтоВАЗу» достался практически готовый к выпуску Duster, налаженная сеть поставщиков деталей и наработки по новому «Логану» и платформе CMF-B. Все это можно адаптировать к текущим реалиям. Либо положить под сукно и продолжать делать хорошо знакомые модели.
При этом московский завод, видимо, обсуждали по остаточному принципу. Для Renault поддержка предприятия на дорогущей столичной земле и так была в тягость. Так что расставание с ним оказалось чуть ли не долгожданным. Ну, а о перспективах предложено было подумать уже новому руководству.
Есть ли у этого руководства четкие планы? Похоже, что прямо сейчас нет: сформирована общая концепция, под которую ищутся новые партнеры. И прежде, чем возрожденный «Москвич» расскажет о своей первой новой модели, нам всем предстоит услышать еще множество слухов — от реалистичных до самых безумных.
Вот вам, например, еще один: возле главной проходной «Москвича» несколько часов простоял китайский кроссовер Changan Uni-K, который официально еще нельзя купить в России. Совпадение?