Renault Russia переименуют в МАЗ «Москвич»
В России будет возрожден автомобильный бренд «Москвич». Об этом заявил мэр Москвы Сергей Собянин на фоне сделки по продаже полного пакета акций Renault Russia московским властям. Как выяснил Autonews.ru, само предприятие переименуют в Московский автомобильный завод (МАЗ) «Москвич». Об этом изданию сообщили источники на заводе.
Позже название предприятия было анонсировано при представлении его руководителя. Директором Московского автомобильного завода «Москвич» стал Дмитрий Пронин из столичного Дептранса.
Таким образом, сам бренд «Москвич», которым с 2015 года владеет Renault, также перейдет к вновь образованному российскому предприятию. Разбираемся, что могут начать производить под российским автобрендом.
Autonews.ru направил запросы в Renault Russia и правительство Москвы с просьбой подтвердить данные о переименовании предприятия и планируемом объеме производства. Однако ответа пока не получил.
Как Renault станет «Москвичом»
Компания Renault заявила о продаже всех своих российских активов правительству Москвы. Согласно соглашению, 100% акций предприятия Renault Russia, которые принадлежат Renault, будут переданы властям города. При этом 67,69% акций АвтоВАЗа, которыми владеет Renault, отдадут ФГУП НАМИ, который подконтролен российскому Минпромторгу. Оставшиеся акции будут принадлежать госкорпорации Ростех. Важно, что Renault сохранит возможность в течение 6 лет выкупить свои акции в АвтоВАЗе. О возврате предприятия Renault Russia в Москве при этом речи не идет, об этом чиновники заявили отдельно.
Мэр Москвы заявил, что принял решение забрать завод на баланс города и возобновить производство легковых автомобилей под историческим брендом «Москвич».
«Мы постараемся сохранить большую часть коллектива, непосредственно работающего на заводе, и у его смежников. Основным технологическим партнером возрожденного Московского автомобильного завода «Москвич» станет КАМАЗ. На первом этапе будет организовано производство классических автомобилей с двигателем внутреннего сгорания, а в перспективе — и электромобилей», — заявил Собянин.
По словам Собянина, новая история «Москвича» начнется уже в 2022 году. При этом Минпромторг ожидает, что производство автомобилей «Москвич» в столице начнется уже в этом году — об этом заявил глава департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга России Денис Пак. Директором нового предприятия стал Дмитрий Пронин, до этого он занимал пост замруководителя департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы.
Какими будут «Москвичи»
По данным Autonews.ru, мэрия Москвы еще несколько лет назад пыталась убедить Renault начать производство электрокаров в столице. К примеру, обсуждался запуск Renault Twizy. Электромобили предлагалось собирать под госзаказ: обсуждалась возможность использования такого транспорта в качестве такси и городского каршеринга. Однако возможные объемы производства и продаж на российском рынке компанию на момент переговоров не устраивали и проект не запустили.
Теперь же, как отмечают близкие к заводу источники Autonews.ru, к 2030 году на предприятии планируют наладить значительные объемы выпуска — более 400 тыс. электрокаров в год с помощью КАМАЗа.
Пока автомобильные эксперты и аналитики не берутся прогнозировать, какие именно машины будут выпускать под брендом «Москвич». При этом уже известно, что некоторые из моделей будут предназначены специально для такси и каршеринга столицы и области. Об этом сообщил заммэра Максим Ликсутов.
Автоэксперт Олег Мосеев считает, что если российские автомобили будут предлагать по привлекательным ценам, то спрос на них появится. Он считает, что покупатели автомобилей среднего ценового сегмента не имеют предубеждений относительно качества российских машин. Чему способствовало развитие отечественного АвтоВАЗа и запуск новых моделей.
«Если автомобили хотят производить уже в 2022 году, значит есть предварительные договоренности с партнерами. Потому что на разработку моделей с нуля уйдут годы. Руководители предприятия должны понимать, какие у них будут платформы, моторы и так далее. Говоря про электромобили, напомню, что КАМАЗ уже давно ведет свои разработки. Пока сложно оценить степень готовности проекта и то, насколько вообще модели готовы к запуску в серию. В целом сейчас производство электромобилей дорогостоящее занятие», — рассуждает Мосеев.
Эксперт допустил, что договоренности Renault с московским правительством предполагают, что на заводе останется все оборудование и инфраструктура.
«Наладка пуско-наладочных конечно займет время, но это не так долго. Поменять пресс-формы, перенастроить роботов. В этих процессах я не вижу значительных трудностей. Если автомобили будут хорошего качества, по нормальным ценам и с хорошим дизайном, то, думаю, что мы можем увидеть нормальные продажи», — говорит Олег Мосеев.
В свою очередь, руководитель Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин сомневается в успехе предприятия. В первую очередь он видит сложности в запуске самого производства, а также в имидже марки, который придется отстраивать заново.
«Марка «Москвич» запомнилась многим как ненадежная машина, создающая массу проблем. Я сам помню, как отец жарил на сковороде чугунные свечи для этой машины, потому что их надо было прокаливать. История первых моделей была связана с Opel, последних — с Renault. Сейчас для создания качественных автомобилей нужны надежные платформы, двигатели, инженеры и в целом качественные кадры. Поэтому я сомневаюсь, что в 2022 году мы увидим реальное производство. Возможно, это будет отверточная сборка из машинокомлектов», — рассуждает Шапарин.
Эксперт назвал два возможных, на его взгляд, пути развития предприятия.
«Например, завод может найти внешнего партнера-игрока, у которого есть собственные платформы и возможность поставлять запчасти к автомобилям, — отметил он. — Тогда на Москвиче можно наладить отверточную сборку после определенной пуско-наладки. Потому что одного КАМАЗа тут явно недостаточно. Пока сложно сказать, что это будет за партнер. Теоретически это может быть одна из китайских компаний. Но не уверен, что кто-то решится в ближайшее время на это партнерство».
Второй путь, по словам Шапарина — работа со внутренним партнером.
«Но тут есть сложности. Готовой платформы для легковых автомобилей и двигателей у КАМАЗа нет, у ГАЗа — тоже нет. У АвтоВАЗа есть такие возможности, но им надо загружать собственные производственные мощности. Что касается электромобилей, то у КАМАЗа был проект Кама, но он не имел продолжения. И эти разработки далеки от выхода на конвейер. Хотя, напомню, что «Москвич 2141» был в электрической версии. Кроме того, нужно будет найти китайских партнеров, готовых поставлять батареи», — отметил Шапарин.
Что ждет текущих владельцев Renault и покупателей
Некоторые модели Renault, как предполагается, будут выпускать на мощностях АвтоВАЗа, где ранее уже наладили производство части французских моделей. Уже точно известно, что АвтоВАЗ сможет делать кроссовер Renault Duster на своем заводе в Тольятти — но под брендом Lada. Об этом в эфире телеканала «Россия 24» сообщил Денис Пак. По его словам, об этом уже достигнута договоренность с Renault.
Что касается сервисного обслуживание Renault, то им также займется АвтоВАЗ. Об этом сообщил Минпромторг в своем официальном Telegram-канале.
👉 АвтоВАЗ займется обслуживанием машин Renault в России
Руководство Renault сообщило о приостановке деятельности в России и прекращении выпуска автомобилей на предприятии в Москве в конце марта. Вскоре после этого появилась информация, что французы рассматривают варианты с передачей своей доли в АвтоВАЗе местному инвестору.