Машины опять будут делать без ЭРА-ГЛОНАСС: что это значит для водителей
Срок действия моратория на обязательную установку системы ЭРА-ГЛОНАСС на новые локализованные в России автомобили истечет 30 июня 2022 года: как выяснил Autonews.ru, участники отрасли ожидают продления возможности производить автомобили без системы (с ее последующей установкой).
Разбираемся, что это означает для автомобилистов и как устанавливать систему ЭРА-ГЛОНАСС, если изначально дилер продал новую машину без нее.
Почему автомобили сейчас выпускают без ЭРА-ГЛОНАСС
Система вызова экстренных служб ЭРА-ГЛОНАСС стала обязательной для установки продаваемых в России новых автомобилей в 2017 году. Однако на фоне сложностей из-за мирового дефицита полупроводников и электрокомпонентов правительство разрешило с 22 сентября 2021 года производить и продавать автомобили без системы. Но с важной оговоркой: все машины должны быть дооснащены системой ЭРА-ГЛОНАCС до конца 2022 года. Иначе производителей оштрафуют.
На фоне событий на Украине Национальный автомобильный союз (НАС) направил в правительство и в Минпромторг обращение с предложением вовсе отменить ЭРА-ГЛОНАCС. В Минтрансе эту идею не поддержали, о чем ранее писал Autonews.ru.
Как в свою очередь рассказали Autonews.ru в Минпромторге, возможностью выпускать машины без ЭРА-ГЛОНАСС в 2021 году воспользовались, к примеру, отечественный АвтоВАЗ и концерн Geely, который производит машины в Республике Беларусь. Как в свою очередь рассказали в пресс-службе АО ГЛОНАСС, делали без систему и автомобили КамАЗ, а вот зарубежные автопроизводители до сих пор не применяли мораторий на установку системы.
При этом, Минпромторг в ответ на предложения НАС также дал понять, что от использования ЭРА-ГЛОНАСС не откажется, но некоторые дополнительные послабления все-таки планируют (документы имеются в распоряжении Autonews.ru).
«Согласно плану первоочередных мероприятий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления, одобренного на заседании Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций, состоявшемся 15 марта, предусмотрена разработка решения Евразийской экономической комиссии, предусматривающего приостановку некоторых требований технического регламента ТР ТС 018/2011», — говорится в ответе для НАС от Минпромторга.
Там также указали, что разрабатываемые мероприятия будут в том числе способствовать снижению дефицита устройств «ЭРА-ГЛОНАСС».
Почему оснащение системой ЭРА-ГЛОНАСС могут опять перенести
По словам опрошенных Autonews.ru дилеров, Минпромторг перенесет сроки возврата обязательной установки системы с учетом обострившейся геополитической обстановки и нарушения логистических цепочек. Об этом Autonews.ru, в частности, заявил директор департамента послепродажного обслуживания ГК «АвтоСпецЦентр» Игорь Серебряков.
«Пока решение о возможности продажи автомобилей без установки системы ЭРА-ГЛОНАСС продлено до конца 2022 года, и это эффективная мера поддержки, как для производителей автомобилей на территории ЕАЭС, так и для дилеров», — сказал Серебряков.
По словам дилеров, в среднем услуга установки ЭРА-ГЛОНАСС обходится в 5 000 руб. для автомобилей массового сегмента и 7 000 руб. для премиума. Как отметил эксперт, стоимость самого оборудования в 2022 году выросла: около 70 000 руб. стоит терминал ЭРА и устройство вызова экстренных оперативных служб, 3 500 руб. стоит активация устройства и 25 000 руб. за свидетельство о безопасности — СБКТС (если автомобиль импортный, — ред.).
Что делать водителям, которые купили машины без ЭРА-ГЛОНАСС в 2021-2022 годах
До 31 декабря 2022 года автопроизводители обязаны дооснастить машины системой ЭРА-ГЛОНАСС. Сколько автомобилей нуждаются в доустановке системы пока неизвестно: чиновники опубликуют эти данные после 30 июня. Эта процедура будет проходить по тем же правилам, что и отзывные сервисные кампании. За них в России отвечает Росстандарт. При доустановке системы автовладельцы и дилеры дополнительных расходов не понесут — за все заплатит производитель.
Как в свою очередь добавил заместитель генерального директора по послепродажному обслуживанию ГК АВТОDOM Антон Кичигин, при продаже машины без системы, дилер подписывает с клиентом дополнительное соглашение к договору купли-продажи автомобиля. Там указано отсутствие блока и зафиксировано обязательство клиента явиться на установку оборудования.
«По мере поступления блоков ЭРА-ГЛОНАСС дилеры будут приглашать автомобилистов в сервисные центры для дооснащения. Эксплуатация автомобиля без данного оборудования после 31 декабря 2022 года будет считаться нарушением. За неисполнение согласованной отзывной кампании предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст. 14.46.2 КоАП РФ и грозит штраф от 5000 руб. до 1 млн руб.», — сказал представитель дилерской компании.
Почему эксперты хотят отменить ЭРА-ГЛОНАСС
В НАС заявили, что сохранение системы ЭРА-ГЛОНАСС в виде обязательной ведет к их удорожанию в текущих условиях острого дефицита электрокомпонентов и микрочипов.
«Эти коробочки стоят из-за дефицита очень дорого, эти расходы перекладывают на плечи покупателей. Кроме того, систему нужно устанавливать на все импортные автомобили — в условиях дефицита машин это дополнительный фактор для повышения цен и на вторичном рынке. Сейчас много машин ввозят из Республики Беларусь и все они без системы, соответственно, покупатели должны искать эту коробочку и переплачивать за нее из-за дефицита», — заявил Шапарин.
В свою очередь в пресс-службе АО ГЛОНАСС сообщили, что ЭРА-ГЛОНАСС и созданная позже eCall основаны на едином техническом регулировании. В ЭРА-ГЛОНАСС зарегистрировано более 8,6 млн автомобилей, общее количество поступивших вызовов — 20 млн. Контакт-центр системы обеспечивает обработку вызовов, которые поступают чаще пяти секунд: система сокращает время реагирования при авариях и иных происшествиях на автомобильных дорогах. На сегодняшний день ЭРА-ГЛОНАСС сопряжена с «Системой-112» в 79 из 85 регионов России.