«Франкенштейны» Острова Свободы. Самые странные машины из объявлений Кубы
Более чем полвека автомобильный мир Кубы жил практически в полной изоляции от остальной планеты. После революции 1959 года свободная торговля была остановлена, а жители республики остались с несколькими десятками тысяч классических «американцев», к которым периодически присоединялись автомобили, присланные из стран соцлагеря, Франции и, изредка, других государств.
Дефицит машин и запчастей заставил кубинцев импровизировать, в результате чего появились так называемые «франкенштейны». Мы-то знаем, что корректно говорить «чудовища Франкенштейна», но на Кубе к подобным машинам приклеилось именно такое прозвище — без пяти минут официально.
Сегодня ситуация понемногу меняется, формально на Острове Свободы открыта свободная торговля как новыми, так и подержанными автомобилями. Но основу парка по-прежнему составляют престарелые модели, не раз препарированные местными механиками.
Время от времени они всплывают на сайте с объявлениями о продаже — три года назад на Кубе появился и такой! Autonews.ru изучил архивы и отобрал самые интересные и странные лоты. И да, не пугайтесь качества фотографий: с современными камерофонами на Кубе, очевидно, тоже напряженка.
«Москвичи» с сюрпризом
Продукции АЗЛК на Кубе много — в основном это седаны 2140, хотя встречаются и более современные хэтчбеки серии 2141. Последние, по местным меркам, еще относительно свежи (подумаешь, 30 лет), а вот до «сороковых» уже дотянулись руки местных кулибиных.
Сразу два исследованных экземпляра снаружи выглядят вполне узнаваемо. Зато изменения во внутреннем мире поражают. Например, серый «Москвич», согласно описанию, получил переднюю панель от Geely 2015 года, электрические стеклоподъемники, мониторы в подголовниках передних сидений и кондиционер от Toyota Yaris. У белого седана интерьер взят от какой-то старой Kia (хотя продавец утверждает, что это Audi A4), а под капотом трудится тандем из двигателя Peugeot и трансмиссии Nissan.
Но самый диковинный экспонат продавец вообще отказался называть «Москвичом»: по его версии это представитель давно почившей американской марки Nash! Возможно, какого-нибудь иностранца и получилось бы обмануть передней и задней частями, действительно стилизованными под малолитражку Nash Metropolitan, но «тело» работы АЗЛК безошибочно узнает каждый житель бывшего СССР.
Внутри у этого чуда приборный щиток от вазовской «пятерки», вмонтированный в то, что выглядит, как полностью деревянная передняя панель ручной работы. Рычаг трансмиссии, кстати, тоже торчит по-жигулевски, а таскает все это дело, согласно объявлению, дизельный мотор от Peugeot. Ах да, наклейка на лобовом стекле — одна сплошная ошибка: и название Nash написано неправильно, и 1948 год не имеет отношения ни к «Метрополитану», ни к «Москвичу», ни даже к «Жигулям».
Частично наш Nash
Настоящий Nash Metropolitan на страницах кубинских объявлений тоже замечен. Сама машинка, кстати, прелюбопытная: настоящий представитель класса супермини, предлагавший достойный функционал при минимальных затратах на покупку, обслуживание и топливо. Одна беда — в Америке конца 1950-х он потерялся среди огромных хромированных дредноутов и нашел меньше ста тысяч покупателей за девять лет.
Судьба у экземпляра из объявления тоже оказалась непростой. Задние фонари от классического «Жука», пластиковые бамперы неустановленного происхождения, шильдики VW и BMW? Неродные кресла — лишь верхушка айсберга. А главное, что «родных» мотора 1.5 и трехступенчатой трансмиссии тут уже нет: вместо них трудятся агрегаты от «Жигулей».
Писикорре, синьоры!
На Кубе pisicorre — это такой отдельный тип автомобилей, которые вроде бы легковушки, но на самом деле обладают вместительностью микроавтобуса. Используются они как для туристического извоза, так и в качестве маршруток. Получаются такие модели путем безжалостного кромсания американской классики — изначально большой, просторной и прочной. Остается надеяться, что сохранить эти машины в аутентичном состоянии не было никаких шансов, поэтому рукастые кубинцы продлили им жизнь вот таким суровым способом.
Помимо чудовищных надстроек на месте багажника, эти остатки Chevrolet и Cadillac получили бамперы системы «что валялось в канаве, то и поставили», фонари непонятно от чего и, конечно же, лишились аутентичной техники. Шестицилиндровые дизели Nissan и Mitsubishi, дифференциал Buick, трансмиссия Mercedes-Benz, подвеска Iveco…
В общем, кубинские мастера действительно умеют совместить несовместимые детали и заставить их работать. А еще умиляет комментарий продавца синей машины: «Осторожно, она сертифицирована как восьмиместная, но вмещает до 15 человек. Или любой груз. Работать может где угодно — в городе, на бездорожье, в полях, как захотите».
Тяжелая пассажирская техника
На ступень выше pisicorre находятся пассажирские монстры, построенные на базе грузовиков — что-то вроде кубинского ответа советским «КаВЗ». Доноры бывают разные: в эту подборку попали как Dodge 1954 года, так и наш родной «ЗИЛ-130». Разумеется, внешность доработана так, как позволяли фантазии и запчасти — прямоугольные фары на красном грузовике выглядят так, будто сняты со старого Rolls-Royce. Хотя такого, конечно, быть не может. Или? ..
Как бы то ни было, основной креатив создателей ушел на пассажирские отсеки. Dodge, к примеру, старательно изображает лондонский автобус, хотя исполнено все максимально просто: окна без стекол, откидные занавески — и, понятно, никакого кондиционера. А вот «ЗИЛ» оборудован климатической системой Mitsubishi, да вдобавок в салоне стоят комфортабельные автобусные кресла на 20 человек. Отправились бы на таком на экскурсию?
Мечта любого пацана
Куба — страна, где время остановилось. Причем сразу на нескольких этапах. Помните стритрейсерскую романтику двадцатилетней давности? Безумные тюнинговые обвесы, попугайские расцветки, «гоночные» наклейки, сабвуферы которые разрывают барабанные перепонки… Мы давно из этого выросли, а кубинцы — еще нет!
Посмотрите на эту парочку. Тольяттинская «восьмерка» и древний Volkswagen Jetta будто приехали прямиком с чемпионата Мытищ по стритрейсингу на приз ночного клуба «Гавана». С одной поправкой: живут они в Гаване настоящей. К чести владельцев надо сказать, что выглядят машины бодро и, если верить объявлениям, пребывают в отличном техническом состоянии.
Когда руки делают, а глаза потом не боятся
Есть на Острове Свободы и примеры удачного народного творчества. Например, кто-то взял вполне современный (ну как, 20-летний) микроавтобус Mercedes-Benz Vito и стилизовал его под классический американский Ford. Странно? Но согласитесь, что-то в этом есть! Тем более что машина работает в такси и катает туристов, которым только и подавай винтажную романтику. Техника в отличном состоянии, все документы и сертификаты имеются, а в нагрузку еще идет и набор запчастей. Отлично же!
Или вот настоящая… Ну ладно, не совсем настоящая Ferrari F355. Технически это среднемоторное купе Pontiac Fiero из конца 1980-х, которое очень популярно у кастомайзеров — ведь в основе здесь пространственная рама, на которую навешиваются пластиковые кузовные панели практически любой формы. И здесь эта форма на удивление удачная: как в общих пропорциях, так и в деталях. Конечно, узкая колея намекает, что с этой Ferrari что-то не совсем так, но десяти метров машина смотрится донельзя эффектно. Особенно на Кубе.
Что. Ты. Такое?
Признаемся честно: именно этот экземпляр заставил нас засесть за всю подборку. Продавец так и пишет: «Можете не верить, но это правда Saab 93 1959 года». Что же, в характерном горбатом силуэте действительно узнаются мотивы классического «шведа», но уже по решетке радиатора от Seat и фарам от Kia можно заподозрить неладное. Много неладного. А теперь читаем описание.
Панель пола, двигатель и трансмиссия здесь на самом деле от советской «копейки». Кузовные панели пластиковые («зато не сгниет!»), двери сняты с какой-то Audi (вероятно, A3), оттуда же позаимствованы сиденья, а салон щеголяет обилием дополнительных датчиков, тойотовским рулем и логотипом TRD — спортивного подразделения Toyota. Стоит ли говорить, что от «Сааба» здесь не осталось вообще ничего? Зато в спинки задних сидений вмонтированы здоровенные динамики. И на этом у нас, пожалуй, все.