Дилеры, 22 апр 2022, 16:27

«Интерес к машинам резко обрубило». Что ждет автодилеров в 2022 году

Снижение цен, переход на вторичку, виртуальные шоу-румы, сокращение персонала и другие способы, которые могут спасти российские дилерские центры — в материале Autonews.ru
Читать в полной версии
Фото: Shutterstock

Многочисленные санкции нанесли серьезный удар по российскому авторынку. Ряд зарубежных компаний приостановили деятельность в нашей стране, шоу-румы стали стремительно пустеть, а цены на новые машины резко пошли вверх. В результате продажи автомобилей в России в марте упали сразу на 62,9%. В такой ситуации многим компаниям грозит закрытие, а другим придется серьезно поменять подход к торговле.

Отсутствие автомобилей и запреты поставок

По мнению руководителя аналитического агентства «Автостат» Сергея Целикова, число дилеров в этом году будет сокращаться на фоне приостановки деятельности целого ряда зарубежных автопроизводителей. Речь идет о Volkswagen, Skoda, Renault, Mercedes-Benz, BMW, Mitsubishi, концерне Stellantis (выпускал в Калуге Peugeot, Citroen и Opel) и пр. В случае полного ухода некоторых брендов с нашего рынка (первым из них может стать General Motors), ситуация с автосалонами станет и вовсе патовой.

«Собственники встанут перед выбором — либо закрываться, либо перепрофилировать деятельность. Можно продолжать заниматься сервисом и автомобилями с пробегом. Главная проблема дилеров — отсутствие поставок новых машин. Сейчас по основному числу марок их нет вообще и перспективы очень туманны. Если все так пойдет и дальше, то рынок сократится более чем в два раза», — подчеркнул эксперт.

Руководитель экспертного центра «Пробок.нет» Александр Шумский считает, что в первую очередь проблемы ждут дилеров премиальных марок. Это связано с запретом Евросоюза, США и Японии на экспорт в Россию и Белоруссию предметов роскоши, в том числе дорогих автомобилей. Например, под запрет могут попасть большинство моделей BMW, Mercedes-Benz, Lexus и пр.

«Безусловно, какие-то модели они продавать смогут. Например, у Mercedes-Benz в России могут остаться модели A-Class и B-Class. Однако для их реализации вряд ли понадобится такое количество автосалонов и менеджеров», — заметил эксперт.

В двух крупных дилерских центрах Mercedes-Benz в Москве признали наличие запрета на поставки большинства моделей. При этом сотрудники компаний уверили, что пока машины в наличии есть.

Фото: Shutterstock

«Автомобили в шоу-руме и на складах присутствуют. Поэтому мы работаем и ждем клиентов. Однако с покупкой стоит поторопиться, потому что из-за запрета непонятно, когда ждать следующих поставок, и будут ли они вообще. О дальнейших перспективах компании я говорить не могу, но пока никаких указаний сверху не поступало», — объяснила менеджер одного из автосалонов немецкого бренда.

Спасет ли дилеров снижение цен

Но даже наличие автомобилей может не спасти дилеров от закрытия. Все дело в снижении покупательской способности, которая связана с резким скачком цен на машины, а также подорожанием запчастей и обслуживания. По словам Александра Шумского, в такой ситуации люди просто не готовы покупать машины.

«Я думаю в ближайшие год-два новые дилеры вообще в России появляться не будут. Количество существующих компаний сократится на 20-25%», — поделился прогнозом эксперт.

Эксперт по подбору автомобилей и автор YouTube-канала AvtoRevizorro Кирилл Чернов, отметил снижение спроса на новые машины в России. По мнению специалиста, это связано с огромной дилерской наценкой на автомобили. Впрочем, некоторые торговые компании уже начали снижать цены на машины.

«В середине марта интерес к машинам резко обрубило. И сейчас видно, что многих продавцов это привело в себя, и они начали снижать наценки — отдают популярные модели по рекомендованным ценам или с минимальными накрутками», — рассказал эксперт.

Некоторые из опрошенных Autonews.ru дилеров подтвердили, что за последнее время они снизили цены на машины, а также ввели существенные скидки. Впрочем ожидать возвращения стоимости автомобилей на уровень близкий к началу года пока не стоит.

«Снижение цен вряд ли сможет как-то кардинально изменить ситуацию. Имеющиеся у нас машины рано или поздно найдут своих покупателей. Если поставок не будет, разумеется, мы вынуждены будем закрыться. Уже сейчас объем работы сократился в разы», — объяснил источник в одном из крупных автосалонов по продаже европейских машин.

«С Китаем проблем нет»

Как считает Александр Шумский, серьезных проблем в нынешней ситуации смогут избежать дилерские центры китайских брендов. Однако, по мнению экспертов, на фоне снижения покупательской способности их вряд ли станет больше.

«Нынешние автосалоны останутся. Не исключаю, что некоторые дилерские центры даже могут увеличить количество сотрудников. Однако открытия новых шоу-румов ожидать не стоит», — подчеркнул Шумский.

Аналогичного мнения придерживается и Сергей Целиков. По его словам, именно китайские автомобили сейчас пользуются «наибольшим интересом» в России. В такой ситуации некоторые из существующих дилерских центров других марок могут начать работу с брендами из Поднебесной.

👉 5 китайских машин, которые не ломаются: какие модели покупать на вторичке

В одном из крупных дилерских центров Haval с таким оптимистичным для них прогнозом согласились. Как рассказал сотрудник торговой компании, вся модельная линейка бренда присутствует в автосалоне, а на складах имеется достаточный запас машин.

«С Китаем сейчас никаких проблем нет. Плюс, не забываете, что у нас свой завод в Тульской области, который продолжает работу. По спросу в последний месяц мы немного просели, но я думаю это временные затруднения. Модельная линейка Haval будет расширяться, например, скоро мы предложим клиентам Dargo. Поэтому я допускаю расширение дилерских сетей и штата сотрудников компании в ближайшем будущем», — подчеркнул он.

У компании Geely дела идут не так хорошо из-за проблем с логистическими цепочками. Однако представители дилерских компаний заверили, что это не скажется на работе автосалонов.

«Есть определенные сложности с поставками, но это носит временный характер. Никаких сокращений или закрытия шоу-румов не планируется», — объяснил сотрудник одной из торговых компаний.

Онлайн-продажи

В сложившейся ситуации некоторые эксперты делают ставку на активное развитие онлайн-продаж. Впрочем, такую точку зрения разделяют не все. Например, большинство опрошенных представителей автосалонов уверены, что такая система в России в ближайшее время не заработает.

«Как вы себе представляете покупку машины за несколько миллионов рублей в онлайн-формате? В России многие опасаются даже недорогую бытовую технику или одежду через интернет заказывать. Очень сомневаюсь, что кто-то захочет рисковать. Обычно перед приобретением авто проводится небольшой тест-драйв, а также детальный осмотр машины. Как все это делать в виртуальном пространстве? Мне не понятно», — заявил менеджер крупного автосалона на севере столицы.

Фото: Autonews.ru

Александр Шумский также предположил, что такая услуга будет пользоваться низкой популярностью у отечественных автомобилистов. Эксперт напомнил, что у целого ряда компаний уже есть виртуальные шоу-румы, однако востребованным этот сервис у клиентов так и не стал.

«При этом надо понимать, что онлайн-продажи все равно обязывают компанию иметь штат сотрудников. Например, понадобятся менеджеры, которые привезут машину и заключат договор, операторы колл-центров или технические специалисты и так далее. То есть фактически речь идет только лишь об отказе от шоу-рума», — резюмировал эксперт.

Сервисное обслуживание

Абсолютно все опрошенные менеджеры автосалонов уверены, что сервисное обслуживание машин сохраниться в полном объеме. Причем, это касается и тех брендов, которые приостановили свою деятельность в России.

«Уход с рынка — это заявление, но как будет дальше, мы пока не знаем. General Motors еще два месяца назад прислал нам уведомление, что хочет уйти, но мы продолжали работать. В целом сейчас все автобренды в похожем положении. Кто-то на грани ухода, но машины в любом случае обслуживать будут. Также и Opel уходил, но машины было, чем чинить», — рассказал менеджер в автосалоне Chevrolet.

Компания Renault навсегда покидать российский рынок не собирается, но свою деятельность в нашей стране временно заморозила. При этом автосалоны продолжают торговать французскими машинами, а в сервисных центрах идет обслуживание.

«Производство на московском заводе компании приостановлено, когда оно возобновится сказать сложно. Однако сервисное обслуживание машин останется, это 100%. Детали в наличии есть, так что переживать нет повода», — заверил представитель дилерского центра Renault на юге Москвы.

Поддержал своего коллегу и сотрудник одного из автосалонов Volkswagen. По его словам, сокращения сервисные отделы не затронут. «Клиентов в любом случае никто не бросит», — подчеркнул он.