Цену на техосмотр изменят в сентябре: как будут считать
Ожидаемую автомобилистами и операторами пунктов технического осмотра новую методику расчета стоимости техосмотра представила Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Согласно данным на портале regulation.gov.ru, документ успешно прошел процедуру общественных слушаний 14 апреля и в ближайшее время должен быть принят.
В настоящее время цена услуги фиксирована — предельную стоимость устанавливает каждый регион самостоятельно. Цена невысока и варьируется на уровне 500-1000 руб. К примеру, в Москве официально пройти услугу будет стоить 720 руб. — взять с автомобилиста больше официально пункт техосмотра права не имеет.
При этом, как жаловались операторы пунктов, с переводом проверки на добровольную основу за исключением ряда случаев, сделало оказание такой услуги по текущим ценам нерентабельной. Они потребовали у правительства «отпустить» цены и дать рынку самостоятельно сформировать оптимальную стоимость. Некоторые операторы предложили привязать цены к нормо-часу на ПТО в регионе. К примеру, в Москве это 2,5-3 тыс. руб. Часть этих предложений ФАС учла в ходе публичных обсуждений, однако у цены все равно будет предел.
Как будут определять цену на техосмотр
Как следует из проекта приказа ФАС «Об утверждении методики расчета предельного размера платы за проведение технического осмотра», с которым ознакомился Autonews.ru, в ведомстве пришли к выводу, что предельный размер платы за проведение техосмотра должен обеспечивать возмещение экономически обоснованных и документально подтвержденных расходов, связанных с оказанием услуги. И операторы должны получать прибыль, которой будет достаточно для развития их работы.
Пока точных ценовых ориентиров нет: в ФАС только создали полный перечень факторов, которые будут учитывать при определении стоимости услуги в каждом регионе.
Предельный размер платы за проведение техосмотра ФАС будет рассчитывать с учетом технологий, которые использует оператор при выполнении работ: фактические расходы на проведение каждой проверки будут учитывать в себестоимости услуги.
К примеру, у операторов это могут быть расходы на содержание помещения и оборудования, стоимость аренды, зарплата сотрудникам и так далее. Отсюда следует, что цены в каждом субъекте будут, как и сейчас, учитывать местную специфику. Информацию о своих расходах должны предоставить и обосновать сами операторы. Если это новый участник рынка, то расчеты в ФАС будут делать на основании планов оператора с учетом сравнительного анализа работы других предпринимателей.
«На территории субъекта Российской Федерации устанавливается единый предельный размер платы для каждой категории транспортного средства, за исключением субъектов, на территории которых установлены районные коэффициенты и надбавки к заработной плате. Предельный размер платы за проведение техосмотра будут рассчитывать с учетом указанных коэффициентов», — сказано в документе.
Что будут учитывать при определении цены техосмотра:
- зарплату сотрудников (нужно подтвердить бухгалтерской отчетностью и иные документы, отражающие систему оплаты труда);
- прибыль, необходимую для развития и финансирования расходов на проведение техосмотра;
- учетную политику оператора (регламентирует учет доходов и расходов по проведению техосмотра);
- расчет предельного размера платы за проведение техосмотра с приложением обосновывающих документов от самого оператора;
- справку о результатах финансово-хозяйственной деятельности оператора.
Также оператор может предоставить любые пояснения и дополнительные материалы. На основании собранных данных каждый регион разработает собственную ставку для работы операторов, представивших сведения и документы. Эти ставки, согласно формулам, которые пока еще находятся в стадии доработки, планируется умножать на время проведения самой проверки, а также на коэффициент загрузки операторов, зарегистрированных и аккредитованных в субъекте.
Как пояснили в ФАС, в формуле расчета предусмотрен коэффициент загрузки операторов технического осмотра, позволяющий варьировать стоимость услуги в зависимости от загрузки операторов.
«Если услуга проведения техосмотра труднодоступна, или же если загрузка пунктов будет высокой (коэффициент менее 1), а предельный размер платы — выше, это будет сигналом для входа на рынок новых операторов. Утверждаемый размер платы будет предельным. Следовательно, операторы смогут устанавливать меньший размер платы. А индексация с учетом накопленного уровня инфляции позволит сохранить для операторов экономическую целесообразность ведения хозяйственной деятельности», — заявили в ФАС
Цену на техосмотр будут обновлять каждый год
Как следует из документов, цену на услугу планируется обновлять каждый год — также на основе данных от операторов. В 2023 и 2024 годах предельную возможную цену на техосмотр в ФАС планирует проиндексировать с учетом прогнозного показателя инфляции, то есть с учетом индекса потребительских цен.
Начиная с 2025 года, в случае если свои расчеты предоставит не более половины всех участников отрасли, цену на техосмотр будут также просто индексировать с учетом роста инфляции.
Сколько будет в итоге стоить техосмотр
В настоящее время ФАС завершила разработку законопроекта и должна утвердить его с учетом всех замечаний. Ведомство планирует, что 1 сентября 2022 года изменения уже позволят вносить коррективы в стоимость услуги.
По оценке ряда участников рынка, даже с учетом предложенного сложного расчета цены на услугу, для автомобилиста финальная стоимость изменится несущественно. И это операторов не устраивает: они настаивают, что техосмотр должен стоить не дешевле нормо-часа работ в сертифицированной станции техобслуживания.
План ФАС, в частности, раскритиковали в Сургутской торгово-промышленной палате. Там заявили, что, если исходить из прогноза Минэкономразвития по инфляции в размере 5,9% в 2022 году, предельный размер платы за проведение технического осмотра легковой машины составит:
- в Москве — 762 рубля (действующий размер — 720 рублей);
- в Московской области — 751 рубль. (действующий размер — 710 рублей);
- в Ленинградской области — 995 рублей (действующий размер — 940 рублей);
- в Краснодарском крае — 689 рублей (действующий размер — 651 рубль);
- в Ханты-Мансийском автономном округе — Югра — 694 рубля;(действующий размер — 656 рублей); Тюменской области — 550 рублей (действующий размер — 520 рублей);
- Омской области — 398 рублей (действующий размер — 376 рублей).
«Из представленного анализа следует, что расчет предельного размера платы на основе прогнозной инфляции не приведет к существенному увеличению действующих тарифов, что в конечном итоге не позволит сохранить экономическую целесообразность деятельности операторов технического осмотра», — заявили в Сургутской ТПП в ходе обсуждения проекта.
«В Самарской области за 10 лет стоимость услуги подняли на 60 рублей. Экономическое состояние операторов технического осмотра — кризисное. Надо отменить регулирование и оставить установление цены за предпринимателями. Рынок и конкуренция сами установят оптимальные цены», — заявил один из руководителей пункта в Самарской области.
Однако, как ответили на это в ФАС, отмена регулирования потребует изменений в Федеральном законодательстве, а ведомство работает только над собственном приказом и не может принимать решения на таком уровне.
Кому сейчас нужно проходить техосмотр
Частному владельцу легкового автомобиля нужно проходить техосмотр в следующих случаях:
- если физлицо владеет машиной более четырех лет, после чего собственник меняется, то есть машину перепродают;
- в любое время при внесении изменений в конструкцию.
- при предоставлении услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси;
- при использовании личного транспорта в служебных целях.
Кому нужно проходить техосмотр и кому грозят штрафы. Все ответы от ГИБДД
Суд отменил штраф за среднюю скорость: что это значит для водителей