Страны с самым дорогим и дешевым бензином: список и цены
На фоне падения российского автомобильного рынка и продолжающегося роста цен на топливо мы решили посмотреть, что происходит в других странах. Есть ли корреляция между стоимостью литра бензина и объемом продаж автомобилей. И влияет ли дорогая или дешевая «горючка» на автомобильные предпочтения населения? Всего в эту подборку мы включили десять стран — по пять с самым дорогим и самым дешевым топливом.
Венесуэла — 2 рубля за литр
Самый дешевый в мире бензин продают в нефтедобывающей Венесуэле — там он стоит 2,5 цента или около 2 руб. по текущему курсу. Дешевле воды! Казалось бы, автомобилизация при таких вводных должна быть повсеместной — заливай и катайся. И в рекордном 2007 году здесь было продано почти полмиллиона автомобилей — неплохо для страны с населением в 28 млн человек. Причем около 350 тыс. реализованных машин были произведены локально.
Однако затем страну начал поглощать финансовый кризис, продажи устремились вниз: в 2010 году объем рынка составил уже 100 тыс. автомобилей, а гиперинфляция, начавшаяся в 2013 году, и вовсе обрушила экономику Венесуэлы. В 2014 году было продано лишь 27 тыс. новых машин, еще через год — 17 тыс.
Последние официальные данные относятся к пандемийному 2020 году. Тогда венесуэльцы купили лишь 1675 новых автомобилей, самыми популярными стали Toyota Fortuner и Hilux местной сборки — то есть на 16 700 жителей пришлась всего одна проданная машина. Но не спешите винить во всем вирус: падение по сравнению с доковидным 2019 годом составило лишь 20%.
Ливия — 2,5 рубля за литр
Еще одна страна с богатыми запасами нефти и непростой политической ситуацией. После переворота 2011 года Ливию до сих пор будоражат внутренние конфликты, но на продажах автомобилей это сказывается не так драматично, как в Венесуэле. Во времена Муаммара Каддафи в стране продавалось от 47 до 57 тыс. новых автомобилей ежегодно, а после его свержения показатели опустились до 22-30 тыс.: в 2020 году, даже в условиях пандемии, общий тираж составил 22 500 экземпляров.
То есть рынок просел вдвое, но на этом и стабилизировался. Если же считать в относительных величинах, то при населении в 7,2 млн человек одна новая машина приходится примерно на 320 ливийцев. Официальных раскладок по самым популярным маркам и моделям нет, но позиции японских производителей внедорожников и пикапов здесь традиционно сильны.
Иран — 4 рубля за литр
Всего за пять центов в Иране вам нальют литр бензина, и спрос на него тут по-настоящему высок. Прошлый год местный автомобильный рынок закончил с результатом в 907 000 шт. — и это меньше по сравнению с рекордным 2017 годом, когда иранцы приобрели аж 1,37 млн автомобилей. Но даже сейчас одна новая машина приходится всего на 92 жителя. Это лишь немногим хуже, чем в России: у нас в прошлом году этот показатель составил 1:86.
Что же до брендов, то исторически за лидерство на рынке Ирана спорят Peugeot и местный производитель Saipa, а третье место занимают автомобили Iran Khodro, также созданные на французской основе. Следом идут Renault, иранский производитель пикапов Zamyad, квартет «китайцев» — Dongfeng, Brilliance, Changan и Haima — а замыкает десятку продукция Kia.
Самой же популярной моделью исторически является Saipa Pride — модифицированная версия малолитражки Kia Pride родом из середины восьмидесятых.
Сирия — 26 рублей за литр
Гражданская война не прекращается в этой стране уже более 11 лет, но формально автомобильный рынок в Сирии существует — правда, представлен он только марками Hyundai и Kia. Упорству корейцев можно только поаплодировать: Nissan, Subaru и Mazda ушли из Сирии к 2018 году, а кроме них в стране особо никто и не присутствовал.
Что же до объемов, то они неуклонно снижаются: если в 2014 году здесь было продано 14 тыс. новых машин, то прошлый год закончился с результатом всего в 1958 экземпляров, 499 из которых оказались кроссоверами Hyundai Tucson. При этом показатель количества людей на одну новую машину здесь все же выше, чем в Венесуэле, причем почти в два раза — 1:8500.
Алжир — 26 рублей за литр
Правительство этой африканской страны решило оздоровить местный автомобильный рынок, но в итоге его практически прикончило. В 2013 году был установлен рекорд продаж — более 430 тыс. новых автомобилей. А затем был взят курс на локальное производство: импортные модели сначала попали под повышенные таможенные пошлины, затем ввоз ограничили квотами, а в итоге запретили совсем.
Разумеется, начался дефицит, цены взлетели до небес, а продажи упали более чем в четыре раза. Первой с организацией локального производства подсуетилась компания Renault, которая и до реформ лидировала на рынке Алжира. Причем сваренные и окрашенные кузова для модели Logan (там она продается как Symbol) поставлялись с российского завода в Тольятти.
Окончательный удар нанесла пандемия: в 2020 и 2021 годах в Алжире продавалось всего по 20 тыс. новых машин, то есть по одной на 2150 человек. Тройка лидеров среди брендов выглядит так: Renault, Hyundai, Mercedes-Benz. А самой популярной моделью так и остается Symbol-Logan.
Израиль — 198 рублей за литр
Перемещаемся на другой край нашей «топливной карты». Пятым в рейтинге стран с самым дорогим бензином идет Израиль — там литр горючего стоит 2,4 доллара. Но автомобильный рынок чувствует себя стабильно и хорошо: после рекордного 2016 года (287 000 машин) он потихоньку остывал, в пандемийном 2020 году достиг нижней точки (215 тыс.), а в 2021 отскочил обратно до отметки в 289 тыс. При населении страны в 9,2 млн человек это значит, что одна новая машина здесь приходится на 32 жителей — пока что это рекорд нашей подборки.
Если же говорить о брендах, то они весьма разнообразны. Лидируют Hyundai, Toyota и Kia, дальше идут Skoda, Mazda, Mitsubishi, Seat, Nissan, Suzuki и Chevrolet. Самой популярной моделью многие годы остается Toyota Corolla (17 тыс. экземпляров), за ней следует гибридный Hyundai Ioniq (12,3 тыс.), а замыкает тройку лидеров крошка Kia Picanto (11,8 тыс.).
Норвегия — 202 рубля за литр
Норвежский бензин лишь немногим дороже израильского, но предпочтения клиентов отличаются в корне: прямо сейчас это страна победившей электромобильности. Не в последнюю очередь из-за государственных субсидий. Самая популярная марка — Tesla, самая популярная модель — Model 3, которая только за прошлый год нашла 15 тыс. покупателей. Следом идут Toyota RAV4 (8900 шт.) и Volkswagen ID.4 (7900 шт.).
Раскладка по брендам такова: за «Теслой» следуют Volkswagen и Toyota, дальше идут Volvo, BMW, Audi и Skoda, а замыкают десятку лидеров Ford, Mercedes-Benz и Hyundai.
Сам же рынок непоколебим — даже пандемия сократила продажи лишь символически, до 140 тыс. шт. (исторический максимум был 150 тыс.), а прошлый год ознаменовался мощным отскоком и новым рекордом — 176 тыс. экземпляров. Таким образом, по относительной автомобилизации Норвегия опередила Израиль: здесь одна новая машина пришлась всего на 30 местных жителей.
Монако — 205 рублей за литр
Официальное население крохотного княжества — всего 38 тыс. человек, а за 2019 год (более свежих данных нет) они купили 3200 новых автомобилей. То есть автопарк обновил или пополнил почти каждый десятый житель! Разумеется, дешевых моделей здесь практически не найти. Шесть лет подряд лидерство удерживал Mercedes-Benz, за которым следовали Audi и Porsche. Возможно, пандемийная эпоха как-то повлияла на эти расклады, но вряд ли в сторону демократизации.
А вот в том, что касается отдельных моделей, то ситуация интересная. Ведь самой популярной машиной в Монако был… Smart! Он опережал A-класс, Q3, Macan, Cayenne, GLC и 911 — да, спорткар Porsche стабильно попадает в топ-10 местных продаж. Однако теперь Smart продан китайцам, выпуск бензиновых версий полностью завершен, и куда из-за этого сместились предпочтения монегасков — неизвестно.
Центральноафриканская республика — 208 рублей за литр
Не ожидали такого контраста? Литр топлива стоит в ЦАР почти дороже всех в мире, но вовсе не из-за зажиточности населения. Просто бензина здесь практически нет, а экономика практически отсутствует: страна является одной из беднейших в мире.
Официальные данные о продаже новых машин отсутствуют (не говоря уже о раскладке по брендам и моделям), но исследования гласят, что ежегодно здесь продается несколько сотен экземпляров — от 420 в 2007 году до 125 в 2020 году. Таким образом, при населении в 5 млн человек ЦАР ставит антирекорд нашей подборки: новую машину здесь может позволить себе лишь один из 40 тысяч.
Гонконг — 240 рублей за литр
Самый дорогой бензин на планете продается в Гонконге — там за литр просят почти три доллара! Но связано это в первую очередь с высоким уровнем жизни (средняя зарплата здесь составляет 2200 долларов в месяц), что отражается и на лидерах автомобильного рынка.
Первую строчку здесь стабильно занимает Toyota, за которой идут Mercedes-Benz, Honda, BMW, Nissan, Tesla, Lexus, Audi, Kia и Volkswagen — это данные на 2019 год, последний официально отраженный в статистике.
При этом сам объем рынка сравнительно невелик: в 2018 году он составил 34 тыс. новых автомобилей, годом позже — 38 тыс., а рекордным за последнее время был 2015 год, когда владельцев нашли почти 56 тыс. машин. Но даже тогда уровень относительной автомобилизации оставался невысоким — при населении в 7,5 млн человек показатель составил 1:133, а теперь упал до 1:197. Это вдвое хуже, чем в России и Иране.