Штрафы за среднюю скорость и оформление ДТП: как будут работать камеры
Что нового будут уметь камеры совсем скоро и какие нестандартные виды нарушений они уже научились распознавать. Autonews.ru выяснил все подробности.
Оформление ДТП с помощью данных с камер
В Центре организации дорожного движения (ЦОДД) Москвы сообщили Autonews.ru, что готовы оперативно предоставлять данные с камер для оформления ДТП и последующего разбора аварий.
На такие шаги в ЦОДД готовы пойти, чтобы убедить автомобилистов как можно быстрее покидать оживленные магистрали: сейчас водители не рискуют отъезжать с мест аварий и предпочитают дожидаться инспекторов ГИБДД. Иногда это приводит к повторным авариям, когда в разбитые машины врезается кто-то новый. Чтобы проверить эффективность такой схемы в ЦОДД планируют провести специальный эксперимент.
Как рассказали в ЦОДД, это предложение уже поддержали на Правительственной комиссии по безопасности дорожного движения.
«Сейчас в соответствии с ПДД при возникновении аварии водитель не может быстро покинуть место ДТП. Предполагается разрешить водителю после аварии на крупных магистралях сразу съезжать с проезжей части, убедившись в отсутствии пострадавших. Требование как можно скорее покинуть проезжую часть позволит избежать человеческих жертв, уменьшить шанс возникновения «вторичных» ДТП, а также повысить пропускную способность в среднем на 50% в зависимости от количества полос», — сообщили в ЦОДД.
Как пояснили в ЦОДД, в рамках эксперимента участники дорожного движения при возникновении ДТП на скоростных дорогах (МКАД, ТТК, ЦКАД, хорды и другие магистрали) смогут покинуть проезжую часть.
«Так как на дорогах действует единая система камер видеонаблюдения, то фото и видеоматериалы с камер можно будет получить позднее. Результаты эксперимента лягут в основу возможных изменений в Правила дорожного движения. В настоящий момент обсуждаются детали пилотного проекта», — пояснили в Центре.
Штрафы за среднюю скорость
Власти также планируют вернуться к штрафам за среднюю скорость. Мнение о необходимости вновь фиксировать превышения на отдельных участках высказали в ЦОДД на заседании в Общественной палате России, которое было посвящено обсуждению законодательных инициатив по регулированию фотовидеофиксации нарушений ПДД. Начальник управления стратегической оптимизации дорожного движения ЦОДД Андрей Мухортиков назвал отмену такой фиксации серьезной проблемой.
«В Москве до отмены такой нормы работало 36 участков контроля на среднюю скорость. В 90% случаев камеры стояли в тоннелях протяженностью 1-2 км, где нет возможности съехать с дороги. Поэтому оспаривать штрафы и отменять их просто не было поводов», — рассказал Мухортиков.
По словам эксперта, преимущество такой фиксации еще и в том, что водители не только не превышают скорость, но и перестают сначала разгоняться, а потом резко оттормаживаться перед камерами.
«Это позитивно влияло на безопасность. Основная проблема при составлении таких постановлений — указание места совершения ДТП. В случае с контролем средней скорости конкретного адреса указать невозможно. На этом основании практику прекратили. В определение места совершения ДТП просто необходимо указывать весь участок контроля», — заключил Мухортиков.
В свою очередь в Ассоциации производителей дорожных камер «Око» идею о возврате фиксации средней скорости поддержали. Там напомнили, что в 2021 году ГИБДД приостановила применение метода средней скорости, ссылаясь на необходимость устранения законодательных пробелов.
«Причина решения формальна — в действующем КоАП, принятом 20 лет назад, понятия «средней скорости» нет. Поскольку эта технология появилась значительно позже. Также камнем преткновения стал вопрос определения места совершения нарушения на протяженном участке и определения соответствующей территориальной подсудности», — напомнили в пресс-службе «Око» в беседе с Autonews.ru.
Как объяснили в Ассоциации, чтобы вернуть метод контроля средней скорости на российские дороги, необходимо внести изменения в статью 12.9 текущего КоАП закрепляющие термины «средняя скорость» и «контролируемый участок».
«Кроме того, нужна возможность, позволяющая указывать, что местом совершения административного правонарушения считается окончание контролируемого участка — место расположения второй камеры. С технической точки зрения для возобновления контроля за средней скоростью на дорогах все готово — комплексы фотовидеофиксации могут администрировать этот состав нарушений ПДД», — пояснили в «Око».
Вычисление автоподставщиков
Как сообщили Autonews.ru во Всероссийском союзе автостраховщиков, в регионах, где остро стоит проблема с так называемыми автоподставщиками, бороться с ними будут также с помощью камер.
Там рассказали, что, к примеру, в Приморье в месяц страховщики фиксирует около ста подставных аварий. При этом ДТП такие водители устраивают в известных и отработанных местах – там, где водители из-за сложной организации дорожного движения не сразу могут разобраться в ситуации и допускают ошибки. Именно в таких местах, как рассказали страховщики, планируется установка дополнительного усиленного видеонаблюдения.
Как объяснили Autonews.ru представители разработчиков камер, вычислять мошенников можно будет как после ДТП, оценивая их поведение – так и при движении, по госномерам (если занести номер в отдельную базу).
Требования к камерам ужесточат
Требования к дорожным камерам, местам их размещения и применения пропишут в отдельном законе. Соответствующий законопроект уже разработан, прошел первое чтение в Госдуме и дорабатывается к слушанию во втором. Об этом сообщил представитель Минтранса Роман Кильдюшкин на том же заседании в Общественной палате России.
Кильдюшкин напомнил, что документ прошел первое чтение еще в 2018 году. Проект федерального закона на тот момент предполагал введение института аудита безопасности дорожного движения и внедрение отдельных норм для регулирования установки камер на дорогах.
В настоящее время законопроект дополнен нормами, позволяющими на законодательном уровне утверждать места для установки камер, обязанности ответственных лиц по обозначению камер на дорогах. Также он содержит регламент процедуры размещения камер: то есть того, кто имеет право их размещать и с кем эту установку надо согласовывать. Кроме того, документ наделяет правительство России правом устанавливать требования к камерам.
Как позже сообщил «Коммерсант», в законе впервые закрепят закрытый перечень случаев, когда камеру разрешено устанавливать и выносить с ее помощью штрафы. К примеру, комплексы разрешат ставить в точках, определенных по итогам аудита безопасности движения, а также на аварийно-опасных участках. Вне зависимости от уровня аварийности комплексы разрешено будет использовать на «выделенках», перекрестках, в местах ведения дорожных работ, в зонах запрета стоянки машин, на «зебрах».
Можно будет использовать и передвижные «треноги», но только до момента достижения поставленных перед ней целей. Законопроект также устанавливает и требования к зонам контроля: к примеру, в населенном пункте камеры должны будут встречать водителей не ранее чем через 100 метров после въезда, чтобы автомобилист успел снизить скорость после ограничительного знака.
В ассоциации производителей и разработчиков комплексов «Око» предложения раскритиковали. Там отметили, что на сегодняшний день в России нет ни одной специализированной организации, занимающейся аудитом безопасности дорожного движения. Там также добавили, что у региональных властей должна быть возможность оперативно менять места размещения камер.
«За последние годы усовершенствованы методы применения комплексов и технологии. Уже существуют алгоритмы и специализированные системы прогнозирования аварийно-опасных участков дорог и очагов аварийности, позволяющие не только определять уже сформировавшиеся места концентрации ДТП, но и предсказывать места, где они могут возникнуть», — возмутились в ассоциации.
Пока документ только на стадии обсуждения, его принятие планируется не ранее 1 марта 2023 года.