Зачем пользоваться раскоксовкой двигателя и как правильно это делать
Рассказываем, как и когда проводится раскоксовка мотора, и отвечаем на вопрос, всегда ли эта процедура действительно полезна.
Эксперт в этом материале: Вячеслав Субботин, директор гоночной команды «ГАЗ Рейд Спорт» и автор программы «Минтранс» на телеканале РЕН ТВ.
Что такое раскоксовка двигателя
Раскоксовка двигателя — это процедура глубокой очистки деталей мотора от нагара, шлама и прочих отложений, которые неизбежно образуются на внутренних поверхностях агрегата в процессе работы. Практически всем современным двигателям внутреннего сгорания приходится подолгу работать в условиях максимальной нагрузки и малых оборотов. В этих условиях повышается риск детонации топливовоздушной смеси и неполного её сгорания.
При температурном разрушении моторного масла и несгоревших остатков топлива на поршнях, кольцах и клапанах образуются коксовые отложения, мешающие нормальной работе двигателя. Когда количество нагара становится слишком большим, происходит нарушение подвижности поршневых колец, и, как следствие, падение компрессии. Кольца перестают плотно прилегать к стенкам цилиндров и выполнять свои функции.
Неуверенный запуск мотора, троение, падение мощности, жор масла и повышенный износ — вот лишь некоторые следствия этого процесса. Раскоксовка двигателя может минимизировать негативные последствия и в прямом смысле смыть с внутренних поверхностей двигателя вредные отложения.
Выполнить раскоксовку двигателя можно как самостоятельно, так и в профильных сервисах. В этом вам помогут специальные химические средства (и не только они) — сольвенты и высокоактивные растворители. Многие из них позволяют выполнять процедуру без разборки двигателя и используются, в том числе, в профилактических целях.
Когда нужна раскоксовка
Для корректной работы двигателя крайне важны три фактора: подвижность поршневых колец, чистота камер сгорания и плотная посадка клапанов. На относительно «свежем» моторе эти условия выполняются хорошо. По мере накопления в цилиндрах нагара ситуация сильно меняется — эффективность двигателя начинает падать.
Поршневые кольца, отвечающие за компрессию и отвод остатков масла со стенок цилиндров, из-за кокса залегают в канавках и теряют подвижность. Одновременно нарушается передача тепла через кольца к стенкам блока цилиндров, что приводит к росту температуры поршневых колец. Неснятое со стенок из-за нарушения подвижности колец масло активно сгорает, что приводит к ещё большему закоксовыванию мотора и детонации в камерах сгорания.
Поршни с залёгшими кольцами начинают задирать стенки цилиндров. Неплотно закрывающиеся из-за нагара клапаны перегреваются и разрушаются. Загрязняются впускные и выпускные каналы, страдают кислородные датчики и каталитический нейтрализатор. Двигатель ускоренными темпами движется к капитальному ремонту или полной замене на контрактный.
Нагар и сопутствующие проблемы неизбежно настигают любой ДВС — как бензиновый, так и дизельный. Важно не допустить сильного загрязнения мотора и вовремя очистить его от нагара. Показания к промывке могут быть следующими:
-
Внушительный пробег
По наблюдениям специалистов, на большинстве современных моторов плотный слой нагара образуется уже к 100–150 тыс. км пробега. Даже если мотор не проявляет признаков усталости, то имеет смысл проводить профилактическую мойку от нагара, не дожидаясь столь серьёзных цифр на одометре — раз в 30–50 тыс. км. Такой подход позволит смывать отложения в щадящем режиме и не доводить мотор до состояния, когда нагар можно будет удалить лишь механическим путём. Чаще автолюбители думают о чистке от нагара, когда проблемы уже налицо:
- Повышенный расход масла
- Синий дым из выхлопной трубы
- Большое количество чёрного нагара в выхлопной трубе
- Снижение мощности двигателя
- Плохой отклик на педаль газа
- Неуверенный запуск
- Повышенный расход топлива
Таким образом к раскоксовке мотора стоит прибегать в двух случаях. Для профилактики с целью уменьшения коксовой шубы в камерах сгорания и увеличения ресурса. И когда очевидно, что именно сильная закоксованность является причиной некорректной работы мотора и повышенного угара масла.
Понять, поможет ли раскоксовка в вашем случае, можно исключительно с помощью углублённой диагностики, включающей в себя видеоэндоскопию цилиндров (помогает определить степень износа цилиндро-поршневой группы) и турбины (если она есть), замер компрессии (определяет состояние колец), осмотр системы вентиляции картерных газов (позволяет выявить отложения и масло в системе) и осмотр элементов масляной системы (определяет наличие отложений).
Как проводят раскоксовку двигателя
Раскоксовку двигателя без разборки агрегата можно осуществить несколькими способами с применением как «дедовских», так и современных средств. Всё, что требуется для данной процедуры, — химически активная промывка, домкрат, свечной ключ и немного свободного времени. Для осуществления промывки нужно обеспечить контакт химического состава с загрязнёнными нагаром деталями.
Керосином
Самый древний, но малоэффективный способ — промывка цилиндров смесью керосина и бензина. Для осуществления этой процедуры двигатель автомобиля прогревают, затем выкручивают свечи и заливают в каждый из цилиндров небольшое количество керосина и бензина. Свечи наживляют обратно, чтобы обеспечить эффект «бани».
Вывесив одно из ведущих колёс с помощью домкрата, время от времени немного прокручивают коленчатый вал для облегчения прохождения смеси к поршневым кольцам. Сделать это на машине с механической трансмиссией можно, включив четвёртую, пятую или шестую передачу и проворачивая двигатель руками за колесо. Свечи при проворачивании должны быть выкручены. Подержав смесь в цилиндрах некоторое время, двигатель заводят стартером: отслоившийся нагар вместе с остатками смеси сгорает и вылетает через выхлопную трубу.
Эффективность этого метода нельзя назвать высокой: с его помощью можно растворить лишь низкотемпературные смолы — жёсткий высокотемпературный нагар керосином не удаляется.
Сольвентом или пенным очистителем
Аналогичным образом осуществляется промывка камер сгорания с помощью сольвента — смеси ароматических углеводородов с небольшим содержанием нафтенов, парафинов и непредельных циклических углеводородов. Этот продукт используется в качестве растворителя всевозможных масел, битумов, каучуков и других продуктов химии. Сольвент — основа большинства «профессиональных» раскоксовок, представленных в автомобильных магазинах.
Раскоксовки на базе сольвента справляются с нагаром в камерах сгорания заметно лучше керосина. Всё, что от вас требуется, — осуществить промывку в соответствии с инструкцией. Кстати, обычный сольвент из хозяйственного магазина мало чем уступает профессиональным промывкам на его базе, а стоит в разы дешевле.
Димексидом
Одним из самых «злых», но и опасных «народных» методов является раскоксовка Димексидом. Речь идёт о лекарственном препарате Диметилсульфоксиде, свободно продающемся в аптеках. Данное лекарство противовоспалительного и анальгетического действия обладает фантастической способностью очищать детали двигателя от любых отложений, включая самый жёсткий и труднорастворимый нагар.
Главный минус Димексида в том, что препарат играючи растворяет не только нагар, но и, к примеру, краску, а также разрушает некоторые пластики. При применении этого средства возникает риск отслоения краски с внутренней поверхности поддона картера и последующего засорения сетки масляного насоса и масляных каналов. Вот почему мойку Димексидом обычно практикуют лишь при полной разборке двигателя.
Осуществить раскоксовку двигателя можно и иными способами, но их эффективность будет несколько ниже:
Через масляную систему
При очистке мотора этим способом активная химия заливается не в цилиндры, а в моторное масло, после чего циркулирует вместе с ним по масляной системе и очищает все поверхности, с которыми контактирует — масляные каналы, маслосъёмные и частично компрессионные кольца, дренаж поршней. Этот способ раскоксовки может принести пользу на оппозитных и на иных моторах, где доступ в цилиндры конструктивно затруднён, а также при наличии большого количества отложений в масляной системе.
Через систему впуска
В этом случае активная химия добавляется в топливо или подаётся во впуск. Метод позволяет очищать от нагара днища поршней, компрессионные кольца, клапаны и верхнюю часть камер сгорания. Масляные кольца практически не очищаются — полноценной их раскоксовки не происходит.
Недавно набравшая популярность процедура водородной очистки относится именно к этой категории. При подаче в ДВС водорода и кислорода большая часть твёрдого нагара действительно очищается и переходит в газообразное состояние, но раскоксовать залёгшие кольца этим методом практически невозможно. Данный способ подходит исключительно для поддержания нормальной компрессии и чистоты форсунок.
Сколько стоит раскоксовка двигателя
Стоимость процедуры раскоксовки двигателя сильно зависит от применяемого метода и используемого препарата. Выполнить раскоксовку самостоятельно можно примерно за 1–7 тыс. руб. Именно столько придётся отдать за магазинное профессиональное средство. Стоимость раскоксовки в сервисном центре в среднем варьируется в пределах 3–4 тыс. руб. Правда, есть нюанс, о котором стоит помнить.
Осуществлять процедуру раскоксовки рекомендуется непосредственно перед техническим обслуживанием: заменой моторного масла, масляного фильтра и, желательно, свечей зажигания. Несоблюдение этого условия чревато циркуляцией активных компонентов и растворённого нагара по масляной системе и последующим повреждением компонентов мотора. По факту раскоксовка выливается в намного большую сумму, чем кажется на первый взгляд.
Поможет ли раскоксовка двигателя?
В некоторых случаях грамотно и своевременно выполненная раскоксовка двигателя может вернуть мотору былую удаль и увеличить его ресурс. Однако чаще процедура не даёт никаких положительных результатов. Эффективность зависит от множества факторов: от способа очистки и применяемого препарата до конкретной ситуации, конструкции агрегата и степени его износа. В большинстве случаев удаётся повысить компрессию, но не победить масложор: для очистки маслосъёмных колец и сливных отверстий в поршнях этого просто не хватает.
Более того, процедурой раскоксовки можно нанести мотору непоправимый вред, особенно если речь идёт о применении Димексида. Некоторые составы проявляют агрессию по отношению к покрытию поршня, маслу, всевозможным уплотнителям.
Именно по этой причине перед проведением чистки следует внимательно читать инструкцию по применению. Иногда от неё можно отступать на свой страх и риск, но для этого нужно обладать соответствующим опытом и знаниями. Отслоившийся кокс может повредить зеркало цилиндра или попасть под клапан. Многие специалисты рекомендуют не раскоксовывать движок чудодейственными средствами. Гораздо грамотнее отдать его на полноценную переборку — такой подход заметно более эффективен и гарантирует положительный результат.
Вячеслав Субботин, директор гоночной команды «ГАЗ Рейд Спорт» и автор программы «Минтранс» на телеканале РЕН ТВ:
«Раскоксовку мотора сегодня нельзя назвать оправданной — она была актуальна в 50-е годы ХХ века, когда не существовало нормального масла. Были иные зазоры и технологии. Если в современном моторе закоксовалось масло, это признак того, что мотору пришла хана. Его нужно ремонтировать. Раскоксовкой нельзя устранить причины возникновения неисправности. Наслоения нагара — это признак износа колпачков, направляющих клапанов, цилиндро-поршневой группы, задиров в цилиндрах. Сегодня раскоксовка мотора — скорее, маркетинговый ход, позволяющий продавать всевозможные жижи для того, чтобы зарабатывать на неосведомлённости автомобилистов. Лучше о раскоксовке забыть навсегда и никогда её не делать».