«Самые трудные месяцы еще впереди». Что происходит в автосалонах
По итогам первого месяца весны Россия выпала из пятерки крупнейших авторынков Европы: страна опустилась на шестую строчку, пропустив вперед Испанию. Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в марте 2022 года в России было продано всего 55 129 новых легковых автомобилей, что на 62,9% меньше по сравнению с мартом 2021 года.
Столь серьезный спад продаж ударил как по импортерам, так и по официальным дилерам. Autonews проехался по автосалонам столицы и выяснил, как автобизнес адаптируется к новым реалиям, а заодно посмотрел на изменение цен и автомобили в наличии.
Машины пока есть, но завод стоит
В одном из автосалонов Mercedes-Benz представлен практически весь модельный ряд компаний. Есть даже редкие модели вроде спортивного лифтбека AMG GT4, заряженного седана Е 53 AMG и даже «четырехдверного купе» CLS. Но по словам менеджера, машин в наличии «крайне мало».
«У нас только два заднеприводных Е-200 в комплектации Sport черного и белого цветов, стоимостью 6 500 000 руб. Если скидку и предоставим на них при продаже, то только за трейд-ин, причем тысяч 50, не более», — рассказал консультант.
Компактных моделей А-класса в наличии нет, а самый доступный Mercedes-Benz — это седан CLA. Его продают за 5 950 000 руб. Впрочем, цена еще одного экземпляра в наличии уже переваливает за психологическую отметку в 6 млн руб. Примерно в такую же сумму оценивается новый C-класс с задним приводом в начальном исполнении с индексом С180.
Младших кроссоверов GLA и GLB нет в наличии, модели GLС и GLЕ стоят свыше 6 и 7 млн руб. соответственно. А рекорд ставит внедорожник G 63 AMG стоимостью 49 990 000 руб.
«Что касается Е-класса, то машины пока есть. У других дилеров предложений может быть больше, чем у нас. Хотя их количество постепенно уменьшается. Но завод стоит, и когда он возобновит работу — никто не знает», — подытоживает менеджер.
Переориентация на «вторичку»
Неподалеку в автосалоне Hyundai нет ни одного автомобиля дешевле 2 млн руб. Самый доступный вариант — это Solaris c 1,6-литровым «атмосферником» в комплектация Comfort за 2 108 000 руб. Менеджер отдела продаж говорит, что «Солярисов», в принципе, в наличии «всего четыре штуки», и когда будут поставки новых машин — непонятно. Самая доступная Creta, также с 1,6-литровым мотором и передним приводом, оценивается в 2 765 000 руб.
«Сейчас в поставке есть одна двухлитровая Creta с полным приводом и в максимальной комплектации, но ее цена будет точно свыше трех миллионов. Думаю, около 3,2-3,4 млн, потому что машина приедет еще через три недели», — сказал он.
Менеджер отмечает, что сейчас уже ждут поставки машин, которые собирались во второй половине февраля и в начале марта. А на весь апрель завод отправлен на каникулы из-за отсутствия комплектующих и «перестройка логистики».
«Когда точно производство возобновится, импортер нам не говорит. Уверен, это будет не быстро. Думаю, самые трудные месяцы у нас еще впереди, и они придутся на май и июнь», — рассказывает наш собеседник.
Единственная Creta стоимостью менее 2,5 млн руб. продается уже как автомобиль с пробегом, хотя фактически на ее одометре всего 7 км. По словам продавца, эту машину им сдали в трейд-ин сразу после скачка курса. Менеджер считает, что клиент изначально покупал ее для перепродажи, поскольку машину даже не поставили на учет в ГИБДД, а в ЭПТС не значится ни одного владельца.
«Просто в истории автомобиля числится две сделки. Сначала машину приобрело физлицо у одного автосалона, а потом по аналогичному договору человек продал его нам. Мне кажется, он покупал его в самую горячую пору, а потом, сдав нам в трейд-ин, заработал неплохую сумму», — подытоживает работник салона.
Elantra с начальным 1,6-литровым двигателем оцениваются в вилке от 2,7 до 3 млн руб. Седанов с двухлитровым мотором нет в наличии и в ближайшее время не ожидается. Менеджеры говорят, что при таких сложностях с поставками машин российской сборки, ждать импортные модели корейской сборки «вообще бессмысленно».
Позже в личной беседе они признаются, что ситуация для автосалонов непростая, хотя уточняют, что у них сокращений персонала пока нет. Например, их компания сейчас «серьезно переориентируется на продажу автомобилей с пробегом», поскольку в текущих реалиях видит это направление наиболее перспективным.
«Мы начали выкупать очень много подержанных машин и, в принципе, делаем это по рыночной стоимости. Уже сейчас на площадке, да и в шоу-руме, больше автомобилей с пробегом, нежели новых машин», — подытоживает один из менеджеров.
Уточняйте у менеджера
У дилера Volkswagen в ряд выстроены лифтбэки Polo в комплектации Status. Около них стоят весьма привлекательные ценники, но под каждым из них указана дата 24 марта. После общения с менеджером выясняется, что стоимость каждой из них с началом апреля уже увеличилась в среднем на 200 тыс. руб. и перевалила за 2 млн. Продавец также уточняет, что скоро каждая комплектация Polo подорожает еще на 235 тыс. руб. Якобы об этом им сообщило представительство марки в России.
Информацию о подорожании всего модельного ряда со стороны представительства в среднем на 200-300 тыс. руб. нам подтвердил и источник у другого официального дилера Volkswagen.
Серьезный дефицит наблюдается и по модели Taos нижегородской сборки. В автосалоне, который мы посетили, в наличии есть лишь два автомобиля по цене 3 539 679 и 3 692 786 руб. соответственно. Причем обе машины с начальным 1,6-литровым атмосферным мотором и передним приводом.
Своеобразный антирекорд ставит выставленный в зале Tiguan. За машину в комплектации Respect с 1,4-литровым турбомотором мощностью 150 л.с. просят 4 815 600 руб. Впрочем, менеджеры говорят, что «цена — неокончательная» и «возможны скидки в случае оформления автокредита и сдачи свой машины в трейд-ин».
«Ценники переписываем каждый день»
У дилера китайской марки Haval цен рядом с выставленными моделями нет. На мой вопрос менеджерам, почему автомобили стоят без ценников, один из консультантов незамедлительно отвечает: «А потому что цены меняются практически каждый день. Какой смысл их каждый раз печатать? С бумагой и так проблемы. Вы спрашиваете, я вам расскажу».
Стоимость обновленного кросс-купе F7 x тульской сборки составляет порядка 4,3 млн руб. «Но это цена автомобиля с дополнительными опциями от нас», — уточняет менеджер.
По более востребованному Jolion есть выбор из трех машин. Базовый вариант с механикой в комплектации Comfort оценивается в 2 399 000 руб., что соответствует РРЦ. А более богатая версия стоит уже около 2,8 млн. Однако менеджер уточняет, что в случае трейд-ина эту машину в белом цвете продадут за прайсовые 2 599 000 руб., а в опциональном синем цвете за 2 614 000 руб.
Менеджер также уточняет, что кроме трех машин в наличии в ближайшее время ожидается поставка еще нескольких автомобилей, уже собранных на тульском заводе.
Стабильные азиаты и шокирующие французы
Наиболее стабильное положение демонстрирует дилеры японских брендов Mazda и Mitsubishi. В салоне производителя из Хиросимы есть все три модели, представленные в России: большой кроссовер CX-9, бестселлер CX-5 и седан Mazda6.
Флагман наиболее дорогой: CX-9 в максимальной комплектации оценивается почти 7,5 млн руб.
Паркетник СX5 в наиболее популярной комплектация Active стоит порядка 4,2 млн руб., а топовый вариант Supreme предлагают уже почти за 5,2 млн. Но менеджеры говорят, что «цена не окончательная» и «скидки возможны даже при покупке за наличные». А если уж сдавать другой автомобиль в трейд-ин или оформить кредит, то промежуточную версию отдадут примерно за 3,5 млн руб.
Впрочем и без этих услуг цену «обещают уложить» в 3,8-4 млн, если покупка будет совершаться «в ближайшее время». Кроме того, менеджеры утверждают, что машина в наличии достаточно. А поставки не останавливаются, поскольку сборочное производство Владивостоке продолжает работать.
В отличие от Mazda у предприятия Misubishi в Калужской области конвейер встал ввиду нехватки комплектующих. Но Outlander российской сборки c 2-литровым мотором пока еще предлагают примерно за 3,9 млн руб. Есть и более дорогая версия стоимостью 4,2 млн, но она тоже с младшим 143-сильным двигателем. Машин с мотором 2,5 л не предлагают.
Под конец нашей поездки по дилерам в настоящий шок ввергают цены в салоне Renault. Тут и «Логаны» на механике за 2,2 млн руб. и Duster во второй комплектации Life с механикой и полным приводом за почти 3,6 млн!
Менеджеры говорят, что запас машин пока есть, однако рассчитывать на большие скидки не стоит. «Завод встал и поставки Renault рано или поздно прекратятся. Надолго ли это — никто не знает. Поэтому будем реализовывать те запасы, которые имеются. Исходя из этого и будут формироваться цены. Но не уверен, что они будут близки РРЦ», — подытоживает в личной беседе наш консультант.