Автомобильный мир Кубы: мифы и реальность
О том, как живет автомобильная Куба, ходят легенды. Почти на любой открытке с Острова Свободы вы увидите ряды сверкающих разноцветных «американцев» пятидесятых годов, словно выехавших на парад из музея. Эта картина была даже воспета в восьмой части киносаги «Форсаж». Но рядом с хромированными дредноутами из США легко можно заметить потрепанные «Жигули» и «Москвичи», до боли знакомые российскому автолюбителю.
Это, можно сказать, верхний слой, известный каждому, кто хоть немного интересовался Кубой. Но в автомобильной жизни гордого государства есть еще множество интересных деталей, с которыми мы сегодня тоже разберемся. Но для начала — о главном.
Американских машин действительно очень много
По приблизительным оценкам, всего в республике насчитывается около 200 тысяч автомобилей, и классических «американцев» из них около 60 тысяч — почти треть всего парка. При этом не нужно быть экспертом, чтобы точно оценить их возраст: любая машина родом из США выпущена до 1959 года.
После революции и прихода к власти Фиделя Кастро торговые отношения Кубы с внешним миром оборвались почти мгновенно, и автопарк фактически законсервировался.
Но в 1959 году он был превосходным, ведь на острове любили отдыхать обеспеченные американцы, которые не стеснялись привозить сюда роскошных красавцев вроде Chevrolet Impala или Chrysler Imperial. Хотя и простых моделей было в достатке: близость Кубы к США обеспечивала простой и недорогой импорт, тем более что суда, доставлявшие машины в южные штаты, все равно проходили мимо Гаваны.
Большинство из этих сокровищ сегодня — «колхоз»
Одновременно с запретом импорта автомобилей оказались перекрыты и каналы поставки запчастей: кубинцы остались с тем, что есть. Конечно, в середине прошлого века конструкция машин была намного проще, чем у современных, но чинить их пришлось только теми средствами, которые были в наличии. И за 60 с лишним лет кубинцы превратились, пожалуй, в лучших механиков-самоучек на планете.
Они научились заново изготавливать необходимые детали, изобретать невиданные сочетания узлов и агрегатов — и все это на оборудовании из середины прошлого века. Ведь даже банальные гаечные ключи для работы с американской дюймовой резьбой после революции оказалось взять неоткуда.
Поэтому сейчас даже те классические автомобили, которые снаружи выглядят безупречно (работу с краской, хромом и кузовными панелями на Кубе освоили в совершенстве), по технике имеют мало общего с изначальным замыслом инженеров.
Чаще всего под их длинными капотами скрываются уже не рычащие V8, а дизели — от коммерческой техники, тракторов и даже стационарных генераторов! И причина здесь не только в дефиците деталей, но и в ценах на топливо: 1,2 доллара за литр при средней зарплате около 50 долларов в месяц. Отсюда и почти обязательная кубинская традиция — заливать бензин из канистры прямо перед поездкой, чтобы его не слили ночью.
Советских машин на улицах ничуть не меньше
Дружба Кубы и СССР никогда не была особо пылкой, но все же до своего распада Советский союз оставался для республики главным источником новых автомобилей. Поэтому старенькие «Жигули», «Москвичи» и «Волги» здесь можно встретить так же запросто, как и американские дредноуты. И даже чаще: по некоторым подсчетам, советского транспорта на острове чуть ли не сто тысяч единиц.
Нашу технику кубинцы любят за простоту, выносливость и ремонтопригодность, да и с запчастями дело обстоит получше. Более того, моторы ВАЗ под капотами Chevrolet — тоже зрелище вполне обыденное.
Однако не советской техникой единой. Часто на дорогах острова можно заметить крохотные хэтчбеки Fiat 126 польского производства — они, правда, по большей части прогнили насквозь, несмотря на максимально нежный к «железу» климат.
Есть и старые Peugeot, в основном моделей 403 и 404: среди всех европейских стран Франция поддерживала наиболее благоприятные отношения с Кубой и периодически отправляла туда свою продукцию. А после 2011 года, когда кубинцам впервые разрешили покупать новые автомобили, именно у Peugeot появился первый (и пока единственный) дилерский центр на острове.
Да, на Кубе есть новые автомобили
На самом деле, их поставки никогда не прекращались полностью, но долгие годы речь шла о правительственных закупках — грузовики, автобусы, такси и так далее. Так, например, в 2018 году в республику была отправлена партия из 344 седанов Lada Vesta, предназначенных для частного извоза, а в 2010 году местная полиция закупила 1500 китайских Geely CK. Но возможность приобрести новую или слегка подержанную машину в частное пользование долгое время фактически отсутствовала.
Последние 11 лет она есть, по крайней мере, в теории. На практике же новый автомобиль для кубинца — непозволительная роскошь, ведь все продажи идут через правительственный концерн CIMEX, который самостоятельно устанавливает цены с невероятными, не укладывающимися в воображении накрутками. Так, в 2014 году Peugeot 206 в пересчете на доллары стоил 91 тысячу, а за Peugeot 508 просили и вовсе 262 тысячи долларов.
При этом никакого подобия гарантии или официального обслуживания не подразумевается вообще. Весь сервис, как и на протяжении последних 60 лет, остается персональной головной болью самих владельцев.
До 2020 года все расчеты велись кубинскими неконвертируемыми песо по внутреннему курсу, устанавливаемому государством, но затем жителям республики разрешили покупать автомобили и за настоящие доллары. Изменилось, правда, немногое: за Toyota Land Cruiser 2011 года выпуска один из покупателей отдал 80 тысяч долларов, а подержанная малолитражка Kia Picanto обходилась в 38 тысяч — в США столько просят за новое купе BMW 2 серии.
Надо понимать, что ввоз подержанных автомобилей и салоны, которые занимаются их продажей, контролируются тем же концерном CIMEX: самостоятельно «пригнать» машину в республику простой кубинец не может. При этом под строжайшим запретом до сих пор находится все, что связано с США: касается не только брендов и места изготовления, но даже американских технологий — их на Кубе быть не должно ни в каком виде.
Ситуация медленно, но идет на поправку
Автомобильный рынок Кубы все же начинает понемногу оживать. Если в 2014 году владельцев нашли лишь 50 (да, пятьдесят) автомобилей, то к 2018 году речь шла уже о 4500 покупателях. Правда, через год они число проданных машин сократилось в 1,5 раза, а затем еще вдвое в пандемийном 2020 году. Но уже 2021 показал рост на 46 процентов: продажи новых машин на острове достигли отметки 2209 экземпляров.
Безоговорочным лидером все это время остается Peugeot, следом идут Kia и китайский BYD, хотя самой популярной моделью стал Renault Sandero — таких хэтчбеков купили 152 шт. А три года назад на Кубе даже появился первый сайт с частными объявлениями о продаже машин. Выглядит все пока диковато — зато, если вы нажмете на кнопку «Show sold cars», попадете на виртуальную экскурсию по реальному автопарку республики. Экземпляры попадаются там поистине невероятные!