Почему рубль укрепился, но автомобильные запчасти не подешевели
О значительном подорожании и надвигающемся дефиците популярных запчастей и расходных деталей рассказали Autonews.ru представители крупных станций техобслуживания, дилеры и автоэксперты. В настоящее время участники рынка ищут альтернативные варианты, но это требует времени. В случае с автодилерами аналоговые запчасти и вовсе нельзя назвать решением проблемы.
Запчасти подорожали в среднем в два раза
Как сообщил директор и сооснователь международной сети автосервисов FIT SERVICE Данил Соловьев, стоимость запасных частей уже выросла в среднем на 60-70% по основным группам товаров, а стоимость работ подорожала на 20%.
«Потребители это осознают и стараются как можно быстрее, даже перед началом сезона, отремонтировать и обслужить свой автомобиль. Замена масла, фильтров, тормозных колодок, все то, что необходимо для регулярного сезонного ТО — это делают уже сейчас, хотя раньше обычно в середине апреля или в мае», — сообщил Соловьев.
Он рассказал, что многие сервисы стараются привлечь клиентов акциями, когда услуга по замене запчастей или технических жидкостей производится бесплатно. При этом он признал, что сервисы стараются сдерживать цены несмотря на ущерб в рентабельности бизнеса. Однако снижения цен даже на фоне стабилизации курса рубля участник рынка не ожидает.
«В стоимости запасной части есть несколько составляющих — например, это цена производителя в валюте. Эта цена сейчас выросла у производителей на 15-20%. Дело в том, что подорожало сырье. Если ранее металл на рынке стоил порядка $400 за тонну, то сейчас стоимость дошла почти до $1000. На этом фоне производители вынуждены поднимать цену в валюте. И это только первая составляющая, почему при укреплении курса рубля не будет снижения цен на запчасти», — объяснил Соловьев.
Второй причиной подорожания автозапчастей эксперт назвал выросшие транспортные расходы.
«Те европейские производители, которые еще делают отгрузки запчастей, отправляют фуры через Турцию, а оттуда они идут в Грузию. Это сложные и длинные маршруты, которые серьезно увеличивают логистические затраты. От азиатских производителей все запчасти идут морем, а стоимость контейнерных перевозок сейчас выросла в десять, а в некоторых случаях и в 30 раз. Если условно сравнить стоимость фрахта одного контейнера два года назад — это было $500, то сегодня это уже $15 тыс.», — поделился опытом Соловьев.
Дефицит запчастей: не хватает фильтров и кузовных деталей
Также значительную роль в формировании текущих цен, по мнению Соловьева, играет дефицит.
«Запчасти от азиатских производителей еще не успели приехать, европейские производители уже остановили поставки. Соответственно, складские запасы уменьшаются, на этом фоне у дистрибьюторов растет цена. Чем меньше складских запасов, тем выше цена на одну деталь. А на замену поставщиков требуется время», — пояснил эксперт.
По словам участников рынка, многие дистрибьюторы уже сделали заказы на заводы из азиатских стран, но сроки производства занимают от 60 до 90 дней. Кроме того, к этому нужно добавить время на доставку.
«Это означает, что будет период дефицита товара на складах. Будет период, когда один товар заканчивается, а новый еще не успел приехать. При этом дефицит — это то, что в ближайшие месяцы будет провоцировать хаос с ценами. Каждый поставщик будет по мере уменьшения складских запасов поднимать цены на остатки. Мы все это видели на примере офисной бумаги», — опасается Соловьев.
Также эксперт привел сравнительную таблицу на стоимость работ по ТО на Ford Focus-2, 1,6.
Наименование позиции | Цена в начале 2022 года, руб. | Цена на начало апреля 2022 года, руб. |
Фильтр масляный | 534 | 931 |
Фильтр воздушный | 634 | 995 |
Фильтр салонный | 716 | 1054 |
Свеча зажигания Denso | 444 | 976 |
Тормозные колодки Nisshinbo, комплект на ось | 4481 | 7650 |
Амортизатор KYB 5135 передний и задний | 5135/4412 | 9756/8383 |
Масло ДВС NGN 5W-30 PROFI SN/CF 4л | 3 202 | 4 476 |
Слова Соловьева подтвердила и сооснователь сети автосервисов «Вилгуд» Барно Турсунова.
«Подорожали востребованные запчасти, включая аналоговые расходники. Оригинальные детали стали дороже в 2-3 раза, китайские запчасти — в 2 раза. Есть дефицит на все фильтры, включая воздушные, масляные, салонные, топливные. Трудности с поиском бамперов, дверей, крыльев. Особенно трудно сейчас найти запчасти, для которых не выпускают аналогов», — поделилась Турсунова.
Говоря про дефицит, Соловьев рассказал, что также наблюдает проблемы с доступностью кузовных запчастей.
«Большая их часть — оригинальные от автопроизводителя. А с поставками проблемы. Поэтому стоимость кузовных запчастей выросла не пропорционально курсу, а в 3-5 раз, некоторые позиции и в 10 раз. По нашим оценкам, такая сложная обстановка будет длиться до августа. Но в сложившейся сейчас ситуации трудно загадывать наперед и давать какие-то точные прогнозы», — заключил Соловьев.
Барно Турсунова в свою очередь от возможных прогнозов отказалась.
«Ситуация на рынке нестабильная. В целом мы не ожидаем, что цены на запчасти в ближайшее время существенно снизятся. Даже несмотря на то, что курс рубля по отношению к доллару немного выровнялся, остается фактор логистики: при запуске параллельного импорта расходы на доставку запчастей останутся довольно высокими», — считает участница рынка.
Дилеры и эксперты: дорожают запчасти и ремонт по ОСАГО
В Ассоциации Российские автомобильные дилеры (РОАД) в беседе с Autonews.ru подтвердили, что наблюдают значительный рост цен на автозапчасти. При этом, по оценке дилеров, детали, которые используют в том числе для ремонта по ОСАГО, подорожали минимум на 80%.
Autonews.ru рассказали, что в РОАД уже обращались к автопроизводителям с просьбой разрешить использовать для ремонта более доступные неоригинальные аналоги, но получили отказы. Кроме того, дилеры сообщили, что автокомпании отрицают проблемы с дефицитом — о письмах производителей с реакцией на проблему ранее писал Autonews.ru.
В свою очередь вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр рассказал Autonews.ru, что запчасти подорожали примерно в два раза. При этом на связанные с санкциями трудности накладывается и глобальная проблема с недостатком микрочипов.
Он отметил, что некоторые продавцы пользуются ситуаций и поднимают цены на оригинальные и труднодоступные детали и не переходят на обслуживание более дешевыми аналогами. При это эксперт признает, что сами автобренды действительно нередко закрывают на проблему глаза, запрещая обслуживание неоригиналом и при этом не помогают решить проблему с выполнением обязательств по гарантийному ремонту. По мнению Хайцеэра, такая ситуация может продолжаться вплоть до первых судебных исков.
«Логистические и финансовые ограничений сейчас действительно огромны. И в случае с оригинальными и сложными запчастями цены растут очень быстро. Это можно назвать и спекуляцией, и выживанием, — сказал Хайцеэр. — Импорт попадает в страну, но процесс это сложный и пока предпосылок для снижения цен на запчасти нет. Конечно, бизнес будет искать новые схемы и постепенно рынок наполнится. Но только если не появятся новые санкции в отношении России».
Говоря про сложности с ремонтом у официальных дилеров и ремонтом по ОСАГО и каско, Хайцеэр рассказал, что дилеры экстренно ищут варианты для выживания и альтернативных поставщиков.
«Скорее всего, производители оставят дилеров самих решать проблемы с гарантийным ремонтом. Что касается ремонта автомобилей после ДТП по ОСАГО и каско, пока никто от своих обязанностей не отказывается. Но становится это все менее реально и невыгодно. Поэтому я ожидаю как роста стоимости ОСАГО, так и старания страховщиков ограничиться денежными выплатами, после получения которых остается только судиться с виновником аварии», — заключил Хайцеэр.