Новая проблема с ОСАГО: денег на ремонт не хватит, полис взлетит в цене
О перспективах стоимости ОСАГО и ремонта машин после ДТП на фоне резкого подорожания автозапчастей рассказали страховщики. Водителей ждут поэтапные и значительные изменения: работу над ними ведет Центробанк вместе с Российским союзом автостраховщиков (РСА). Перечисляем самые главные нововведения, с которыми столкнется каждый водитель. И разбираемся, что будет с ценой на полис ОСАГО в ближайшее время.
Новые справочники с ценами на автозапчасти
19 марта заработали новые справочники автозапчастей — на них при оценке ущерба и ориентируются страховые компании. Однако формировали прайс-листы на запчасти в период с 8 по 24 февраля. То есть до момента, когда стоимость запчастей по оценкам участников рынка выросла на 30-50%.
Таким образом водители оказались в ловушке: запчасти подорожали, но по мнению страховщиков цены остались прежними. Соответственно, если согласиться на денежную выплату, то ее просто не хватит на полноценный ремонт. В такой ситуации, как объяснил корреспонденту Autonews.ru президент РСА Игорь Юргенс, необходимо настаивать, чтобы автомобили направляли на ремонт на СТО и не выбирать денежное возмещение.
Чтобы оперативно отразить новые цены на запчасти в РСА срочно готовят новый справочник запчастей, который будет учитывать ситуацию на рынке. Страховщики не исключили, что в документе появится и новая номенклатура — например, не оригинальные запасные части, которыми также будут ремонтировать автомобили.
Дело в том, что некоторые производители (например, Bosch) заморозили работу в России. Поэтому, по мнению страховщиков, ориентироваться на их цены в марте 2022 года нецелесообразно. При этом, как отметили в пресс-службе РСА, именно сохранение прежних цен в справочниках помогло удержать стоимость ОСАГО на прежнем уровне.
«Миллионы автовладельцев смогут оформить полис обязательной «автогражданки» по старым ценам», — объяснили в РСА.
«ОСАГО — это социально значимый вид страхования, и страховщики заинтересованы в том, чтобы автовладельцы были максимально защищены от негативных изменений. Вступившие [в силу 19 марта] справочники позволят это сделать», — сказал исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев.
По словам Уфимцева, что целесообразно придерживаться нынешней стоимости полисов в условиях действия текущих справочников по расчету выплат за ремонт поврежденного автомобиля.
Тем не менее, скачки цен на запчасти найдут полное отражение уже в следующей версии страховых справочников. А чтобы оперативно менять цены вслед за рынком, Центробанк распорядился запустить Единую методику определения стоимости восстановительного ремонта: справочники теперь будут формировать раз в три месяца.
При этом в РСА ближайший свод цен на запчасти надеются выпустить совсем скоро. По логике страховщиков получается, что цены на ОСАГО не выросли как раз благодаря сохранению старых, пусть и неактуальных цен на запчасти. Соответственно, нельзя исключать, что с признанием подорожания запчастей страховщики обновят и цены на полисы ОСАГО.
Отмена ежегодного пересмотра тарифов ОСАГО: индексировать будут чаще
Еще одно ожидаемое нововведение — отмена годичного срока пересмотра тарифов ОСАГО. Ранее закон об ОСАГО ограничивал возможности ЦБ по изменению тарифов и не позволял пересматривать их чаще, чем раз в год. Новый законопроект, подписанный президентом России Владимиром Путиным 8 марта, временно приостанавливает действие данных ограничений до конца 2022 года. Как именно будут пересматривать тарифы на запрос Autonews.ru в РСА и Центробанке не ответили.
При этом генеральный директор Совкомбанк Страхование Игорь Лаппи в беседе с Autonews.ru признал: если наметившийся тренд с подорожанием запчастей будет продолжен, то подорожание ОСАГО возможно.
«Вероятно, мы можем говорить о росте в пределах роста уровня инфляции, но пока конкретный рост прогнозировать практически невозможно, так как мы не понимаем, как может сложиться ситуация. Сегодня мы видим рост стоимости запчастей в пределах от 20% до 50%, а завтра можем увидеть обратный тренд. И он вполне возможен», — объяснил Лаппи.
При этом он обратил внимание, что некоторые производители запчастей вовсе не указывают конкретную стоимость запчастей в прайсах, так как предполагают решать ситуацию при каждом конкретном случае.
«Сегодня возможностей, которые заложены в текущий тарифный коридор ОСАГО, достаточно. Если говорить о возможном повышении, то, в первую очередь, оно коснется аварийных водителей, как это было всегда», - рассказал Autonews.ru Игорь Лаппи.
«Мы уже неоднократно наблюдали уход разных марок с российского рынка, вопросы с запчастями для них и ремонтом также решались. Надеемся, что мы найдем решение и в текущей ситуации», — сказал представитель страховой отрасли.
Что будет с лимитом выплат в 400 тыс. рублей
На необходимость повышать лимит выплат по ОСАГО на фоне резкого подорожания автомобилей и запчастейзаявил Autonews.ru юрист в области автострахования Илья Афанасьев. «Выплаты по жестянке по ОСАГО нужно поднимать до 1 млн рублей, пропорционально подорожанию машин и расходов на их обслуживание и ремонт после ДТП», — заявил Афанасьев.
Кроме того, он заявил, что сумму ущерба нужно рассчитывать по средним ценам на работы и запчасти в день ДТП.
«Странно, что цену на полис ОСАГО привязываются к справочникам. Ущерб у нас должен рассчитываться на дату его причинения. Справочники цен и работ с их трехмесячным циклом обновления были и остаются средством для экономии на страховых выплатах», — считает эксперт.
Однако страховщики считают, что пока прогнозировать стоимость убытков в ДТП крайне трудно. Как напомнил Лаппи, в 2021 году средняя выплата по ОСАГО составила чуть выше 70 тыс. руб.
«С учетом того, что экономическая ситуация пока не стабилизировалась, сложно прогнозировать, насколько в этом году может измениться стоимость урегулирования убытков. Пока текущих лимитов на урегулирование по ОСАГО достаточно, сложностей нет. Расширение лимитов выплат, как и дальнейшей расширение тарифного коридора — вопросы, требующие серьезных оснований», — прокомментировал ситуацию Лаппи.
При этом руководитель направления ТО и ОСАГО международной сети автосервисов FIT SERVICE Алексей Поляков уверен, что средняя стоимость ремонта после ДТП вырастет.
«Лимит выплат по ОСАГО должен отражать реальный усредненный размер ущерба. Когда формировался лимит 400 тыс. рублей, то статистика показывала, что около 90% всех ДТП были с ущербом до 400 тысяч рублей. Сейчас эта ситуация должна измениться», — уверен эксперт.
Алексей Поляков объяснил, что увеличение лимита по выплатам неизбежно потянет за собой и увеличение стоимости полиса ОСАГО. «Думаю, что этот вопрос начнут поднимать только после обновления справочников. Вслед за ростом цен на запчасти, нас ждет не быстрое, но неизбежное повышение стоимости ОСАГО», — уверен эксперт.
Возможные проблемы с ремонтом автомобилей по нынешним справочникам
Глава Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин считает, что при текущих неактуальных ценах в справочниках у водителей не будет возможности провести качественный ремонт.
«Условный разбитый бампер у иномарки стоил 30 тыс. руб., а сейчас 60 тыс. руб., но по документам он все равно стоит 30 тыс. руб. Возникает колоссальный разрыв между стоимостью ремонта и начислениями по ОСАГО. И бывают ситуации, когда страховщики просто заявляют, что ремонт невозможен и перечисляют деньги. Соглашаться на это в текущих условиях нельзя», — заявил Шапарин.
Кроме того, по его словам, после обновления цен на запчасти в справочниках, при лимите выплат в 400 тыс. руб. у водителей не будет возможности оплатить полноценный ремонт, который раньше укладывался в эту сумму.
В свою очередь Алексей Поляков предположил, что ряд станций техобслуживания будут просто отказывать страховщикам в приеме автомобилей на ремонт, поскольку просто не смогут провести ремонт по установленным в справочниках лимитам.