Без аптечек и огнетушителей: что теперь не будут проверять на техосмотре
С 1 сентября 2022 года изменится количество обязательных пунктов для проверки автомобилей на пунктах технического осмотра. Вместо 82 будут проверять только 55. Сопутствующее постановление правительства опубликовано на сайте правовой информации.
Нововведения коснутся всех собственников транспортных средств, для которых техосмотр остался обязательной процедурой. Например, при перерегистрации в ГИБДД автомобиля старше четырех лет диагностическая карта обязательно нужна. Разбираемся, станет ли теперь проще пройти техосмотр. И что там будут проверять?
Что не будут проверять на техосмотре
Согласно опубликованному документу, на техосмотре не будут проверять:
- каплепадение масел и рабочих жидкостей из двигателей, коробок передач, бортовых редукторов, заднего моста, сцепления, аккумулятора и кондиционера;
- наличие аптечки;
- наличие огнетушителя;
- наличие знака аварийной остановки;
- коррозии и механические повреждения трубопроводов и шлангов;
- уровень шума выхлопной системы;
- работу штатного противоугонного устройства;
- подача стеклоомывателем жидкости на лобовое стекло (работу дворников проверять будут по-прежнему);
- вместо остаточной глубины рисунка протектора будут измерять его высоту.
Что проверят в автомобиле на пункте техосмотра
Некоторые проверки, несмотря на предложения МВД, решено было оставить. Например, наличие трещин на лобовом стекле по-прежнему будут проверять, как и измерять уровень вредных выбросов. Остались и такие требования, как отсутствие дополнительных предметов или покрытий, ограничивающих обзорность с места водителя — то есть всю лишнюю электронику и крепления под нее на лобовом стекле придется снимать перед прохождением осмотра. Таким образом перечень из 55 пунктов теперь включает:
тормоза:
- соответствие показателей эффективности торможения и устойчивости торможения;
- соответствие разности тормозных сил установленным требованиям;
- отсутствие подтеканий тормозной жидкости, нарушения герметичности трубопроводов или соединений в гидравлическом тормозном приводе;
- отсутствие трещин или остаточной деформации деталей тормозного привоза.
рулевое управление:
- работоспособность усилителя рулевого управления;
- плавность изменения усилия при повороте рулевого колеса;
- отсутствие самопроизвольного поворота рулевого колеса с усилителем рулевого управления от нейтрального положения при работающем двигателе;
- отсутствие превышения предельных значений суммарного люфта в рулевом управлении.
внешние световые приборы:
- соответствие устройств освещения и световой сигнализации установленным требованиям;
- работоспособность и режим работы сигналов торможения;
- соответствие углов регулировки и силы света фар установленным требованиям.
шины и колеса:
- cоответствие высоты рисунка протектора шин установленным требованиям;
- отсутствие признаков непригодности шин к эксплуатации;
- наличие всех болтов или гаек крепления дисков и ободьев колес;
- отсутствие трещин на дисках н ободьях колес, а также видимых нарушений формы и размеров крепежных отверстий в дисках колес.
двигатель и его системы:
- cоответствие содержания загрязняющих веществ в отработавших газах транспортных средств установленным требованиям;
- отсутствие подтекания н калле падения топлива в системе питания, а также подсоса воздуха и (или) утечки отработавших газов, минуя систему выпуска.
прочие элементы конструкции:
- наличие зеркал заднего вида в соответствии с требованиями;
- cсоответствие нормам светопропускания ветрового стекла и стекол, через которые обеспечивается передняя обзорность для водителя;
- отсутствие трещин на ветровом стекле в зоне очистки водительского стеклоочистителя
- наличие работоспособного звукового сигнального прибора;
- отсутствие дополнительных предметов или покрытий, ограничивающих обзорность с места водителя;
- соответствие полосы пленки в верхней части ветрового стекла установленным требованиям;
- оснащение транспортных средств исправными ремнями безопасности;
- отсутствие изменений в конструкции транспортного средства, внесенных в нарушение установленных требований.
Теперь пройти проверку станет проще
После вступления в силу сентябрьских изменений, процедура прохождения техосмотра станет проще. Такое мнение в беседе с Autonews.ru высказал председатель Союза операторов технического осмотра Максим Бурдюгов. При этом он подчеркнул: отмена некоторых пунктов при проверке не означает, что водитель, к примеру, может теперь ездить без аптечки, аварийного знака или огнетушителя. Право проверять их наличие есть у инспекторов ГИБДД, кроме того, они необходимы для обеспечения собственной безопасности на дорогах.
«В целом сокращение процедур минимально. Несколько параметров для проверки, например, объединили в один. Тем не менее, некоторые операции, которые было сложно проводить на пунктах техосмотра, действительно убрали, — объяснил Бурдюгов. — Также убрали те пункты для проверки, которые не влияют на безопасность и экологичность».
По словам Бурдюгова, то же каплепадение технических жидкостей не всегда можно заметить при подобных проверках. При этом автомобили с пробегом в 100-150 тыс. км в целом подвержены этом процессу.
«Повреждения тормозных систем на наличие течей мы конечно проверяем. Что касается экологичности автомобилей, то мы также будем проверять уровень выбросов, эти замеры считаются обязательными. Если вообще убрать газоаналитику, то у нас на улицах сразу появится загрязняющий экологию устаревший транспорт», — заявил эксперт.
Также представитель отрасли одобрил сохранение такого параметра для проверки, как трещины на лобовом стекле.
«Сейчас требования лояльные, трещин не должно быть только в зоне действия дворника со стороны водителя. А жесткость конструкции кузовов современных автомобилей тестируют именно вместе с лобовыми стеклами. То есть стекло добавляет жесткости и если их целостность будет нарушена, то кузов потеряет часть своих параметров прочности», — отметил Бурдюгов.
Говоря про отмену замеров шумности выхлопной системы эксперт пояснил, что любой тюнинг в этой части все равно будет подпадать под внесения изменений в конструкцию. Такие изменения, по его словам, можно определить и без замеров.
В свою очередь генеральный директор сертифицированной испытательной лаборатории «УслугиАвто» Юрий Пархоменко назвал новые изменения положительными с точки зрения водителей. Он обратил внимание на то, что текущий список для проверки избыточен.
«Например, у многих автомобилей уже с конвейера начинают падать капли масла из коробок передач, мостов, двигателей. Этим грешат отечественные модели с пробегом, старые иномарки. И что же, их теперь не эксплуатировать? Если жидкость течет из тормозных шлангов, вот это проблема», — считает Юрий Пархоменко.
А вот с отменой измерений уровня шума эксперт не согласился. Он предположил, что на такие изменения пришлось пойти из-за возможных проблем с закупкой шумомеров. При этом он выступил в целом за снижение обязательных требований при проверках.
«Тот же скол на лобовом стекле не мешает движению или обзорности. Замена любой детали сейчас стоит очень дорого, некоторые вообще не найти. Но никто не будет ставить машины на прикол из-за мелких недочетов, делать этих водителей нарушителями не стоит. Последние десять лет можно сказать, что фактически техосмотр водители не проходили, покупали «серые» диагностические карты. При этом всплеска аварийности на дорогах не произошло», — объяснил свою позицию Пархоменко.
Кто должен проходить техосмотр
В конце декабря 2021 года в России перевели на добровольную основу обязательный техосмотр. Теперь владельцы частных автомобилей и мотоциклов должны проходить техосмотр лишь при постановке на учет — при смене собственника и только в случае, если машина или мотоцикл старше четырех лет.
Также техосмотр придется проходить при внесении изменений в конструкцию и замене основных агрегатов. Если частное лицо использует личный автомобиль для перевозки пассажиров или как служебный, то ему тоже нужно проходить техосмотр. Процедура остается обязательной и для коммерческого транспорта, который принадлежит юрлицам: такси, автобусы и грузовики.