Рынок, 16 мар 2022, 14:42

Экспорт автомобилей из России остановлен. Где не поездят на наших машинах

Производство новых автомобилей и запчастей в России заморожено у большинства участников рынка: приостановлены продажи и импорт машин за рубеж. Рассказываем, куда шли поставки и какие рынки для нас временно недоступны
Читать в полной версии
Фото: Shutterstock

Локализовавшие производство в России автобренды оказались отрезаны от большинства иностранных рынков. Из-за санкций, которые привели к проблемам с логистикой, остановился не только импорт автокомпонентов и машин, но и экспорт из России.

Разработанная Минпромторгом стратегия развития экспорта автомобильной промышленности и производства автокомпонентов до 2025 года потеряла свою актуальность. Планировалось, что разработанные меры должны обеспечить достижение объема экспорта продукции автомобилестроения не менее $4,4 млрд США к концу 2025 года.

По итогам 2021 года экспорт автомобилей из России увеличился более чем на 37% по сравнению с 2020 годом. Согласно данным Федеральной таможенной службы (ФТС), было экспортировано около 89 тыс. единиц на общую сумму $1,4 млн — это на 41,6% больше по сравнению с 2020 годом. Основными рынками сбыта для России были Белоруссия, Казахстан, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Алжир, Чешская Республика, Куба, Латвия. Доля стран, не входящих в СНГ, в общем объеме экспорта составляет около 30%.

Официально автокомпании воздерживаются от комментариев по текущей ситуации, но с проблемами с производством и логистикой столкнулись практически все.

ГАЗ: Африка, Ближний Восток, Австралия, Болгария, Вьетнам

«Группа ГАЗ» — один из крупнейших автоэкспортеров в России. Компания присутствует более чем в 40 странах мира и разделила его для себя на три региона: Африка и Ближний Восток, Латинская Америка и Евразия, где ключевую роль занимают Вьетнам, Египет, Марокко, Таиланд, Индонезия, Филиппины.

Фото: «Группа ГАЗ»

Автомобили «Группы ГАЗ» во Вьетнаме продают с 2020 года. В основном туда поставляли коммерческие «ГАЗель NEXT» (цельнометаллические фургоны, бортовые автомобили, микроавтобусы). В команде «Группы ГАЗ» в Дананге был сформирован штат вьетнамских сотрудников, контролирующих ключевые направления: продажи, маркетинг, запчасти, сервис, логистика, финансы, а также подготовку производства.

Есть и совсем необычные проекты. К примеру, в декабре 2021 года «Группа ГАЗ» начала продажи в Австралии полноприводного грузовика «Садко NEXT», предназначенного для работы и путешествий в условиях сложного и экстремального бездорожья.

Продажи и сервисное обслуживание организованы в сотрудничестве с австралийской компанией «Australian adventure vehicles 4x4» («AAV 4x4»), специализирующейся на доработке и реализации внедорожных автомобилей. Продвижение модели дилер планировал начать с любителей путешествий, а затем перейти в сектор госзаказчиков и предлагать автомобили крупным корпоративным клиентам.

А в конце ноября 2021 года «Группа ГАЗ» начала продажи в Болгарии легкого коммерческого автомобиля «ГАЗель NN», оснащенного двигателем класса «Евро-6». Реализация, а также гарантийное и сервисное обслуживание были организованы в сотрудничестве с крупнейшим в Болгарии автомобильным холдингом Avto Union. Продажи стартовали в Софии, где открылся шоу-рум и сервисный центр автомобилей ГАЗ. В 2022 году планировалось открытие центров продаж в других городах Болгарии: Варне, Бургасе, Пловдиве, Русе, Стара-Загоре.

Согласно данным компании, доля «Группы ГАЗ» на автомобильном рынке Болгарии — 15-20%. С приходом новой модели в компании планировали поднять эту долю до 30%. Крупный заказ на модель поступил от курьерской службы DPD, а также был получен предзаказ от болгарской IKEA.

Как сообщили Autonews.ru в компании, на данный момент конвейеры по выпуску автомобилей ГАЗ работают в штатном режиме. Производственные линии Volkswagen и Skoda переведены в режим временного простоя с сохранением сотрудникам 2/3 заработной платы и соцгарантий в соответствии с требованиями трудового законодательства.

Stellantis: Европа

В России работают бренды Peugeot, Opel и Citroen. Производство налажено на предприятии «ПСМА Рус» в Калуге, в 2022 году там планировали активно начать развивать экспорт.

Так, Калуге в декабре 2021 года начали собирать экспортные версии коммерческих фургонов Peugeot Expert, Opel Vivaro, Citroen Jumpy. Кроме того, в 2021 году здесь уже наладили серийную сборку экспортно-ориентированных дизельных двигателей, а также создали экспортный хаб на базе ПСМА Рус для поставок автомобилей коммерческого сегмента и двигателей на международные рынки. Первую партию автомобилей LCV в Европу Stellantis и ПСМА Рус планировали отправить в феврале 2022 года.

К концу 2022 года завод также планировал наладить сборку механических коробок передач, а также коммерческой модели Fiat Scudo, предназначенной для экспорта.

Однако сейчас концерн Stellantis принял решение приостановить поставки машин в Россию. Кроме этого, компания заморозит и экспорт своих автомобилей из нашей страны. На такой шаг компания пошла из-за нарушений логистических цепочек, уточнили в пресс-службе Stellantis. На предприятии работает около 2,5 тыс. человек.

Mazda Sollers: Япония

Завод «МАЗДА СОЛЛЕРС» во Владивостоке производит бензиновые двигатели Mazda SkyActiv-G. Производство моторов полностью ориентировано на экспорт, все произведенные моторы компания отгружала на автомобильные предприятия компании Mazda Motor Corp в Японии.

По итогам 2020 года предприятие вышло на плановые объемы производства и поставок двигателей в размере 20 тысяч штук в год. В сентябре 2021 года здесь запустили новый цех механической обработки деталей двигателя Mazda SkyActiv-G. Инвестиции в проект составили более 4 млрд рублей.

Фото: «МАЗДА СОЛЛЕРС»

В компании ранее сообщили, что в настоящее время поставки комплектующих на российское предприятие осуществляются по плану, а завод Мазда Соллерс во Владивостоке продолжает работу в обычном режиме. Однако что происходит с экспортом, в компании не уточнили.

Hyundai: СНГ

Для завода «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» в Санкт-Петербурге российский рынок всегда был в приоритете. Тем не менее, по данным компании, в первом полугодии 2021 предприятие увеличило объем экспортных поставок на 78% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 14,6 тыс. автомобилей. Выпущенные на заводе в Санкт-Петербурге автомобили экспортируют преимущественно в Казахстан, Беларусь и Азербайджан.

При этом в июне в модернизацию завода были вложено более $100 млн — инвестиции была связаны с обновлением компонентой базы новой Hyundai Creta, что повлекло необходимость обновить цеха завода. Предыдущее поколение модели уже было локализовано более чем на 50%.

Для второго поколения Hyundai Creta было выбрано 7 новых локальных поставщиков комплектующих. Теперь для производства Hyundai Creta российские компании дополнительно поставляют на конвейер стекла, стеклоподъемники, дверные уплотнители, ремни безопасности, рулевые колеса, защиту картера и накладки на пятую дверь, что соответствует требованиям Минпромторга России.

Как рассказали Autonews.ru эксперты из Казахстана, у Hyundai также есть локализованное производство в этой стране, а из России они в основном получали только Hyundai Creta. Поэтому, по словам главного редактора журнала «За рулем» в Казахстане Алексея Алексеева, проблем с нехваткой корейских моделей на местном рынке не будет. «У них есть здесь завод, а машинокомплекты идут напрямую из Кореи и Словакии», — сказал Алексеев.

Фото: Hyundai

Еще одни проект Hyundai Motor, который пока остается под вопросом — это экспорт запчастей в Казахстан. Так, во втором квартале 2021 года завод «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» и ТОО «Hyundai Trans Kazakhstan» достигли договоренности о поставках на завод в Казахстане автокомпонентов для мелкоузловой сборки автомобилей Hyundai Accent (в России Solaris).

Договор затрагивает поставку компонентов, выпускающихся непосредственно на заводе Hyundai Motor в Санкт-Петербурге (крупные кузовные панели, сваренные навесные детали кузова), а также российских и импортных компонентов (из Европы, Кореи, Китая и Индии) от поставщиков автозавода. Для подготовки компонентов к отправке в Казахстан завод «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» планировал использовать свою новую площадку на юге Санкт-Петербурга, в Шушарах.