В России ждут всплеска автоугонов: какие машины находятся в зоне риска
Эксперты и страховые компании прогнозируют резкий всплеск числа угонов автомобилей в России. Причиной этого станет острая нехватка автомобилей у дилеров, перебои с поставками запчастей, а также серьезное подорожание оставшихся на рынке моделей. Autonews.ru с помощью экспертов решил выяснить, чего следует бояться автомобилистам, и какие машины находятся в зоне риска.
Число угонов будет расти
Специалисты «АльфаСтрахования» не исключают роста числа угонов в России на фоне дефицита запчастей. Впрочем, на текущий момент страховщики этой компании не отмечают активизации преступников.
«Любой кризис негативно влияет на криминогенную обстановку. В текущей ситуации мы считаем, что может увеличиться как количество попыток мошенничества с автомобилями, так и число угонов. Все будет зависеть от доступности и стоимости запчастей в ближайшем будущем, так как пока еще существуют альтернативные варианты», — объяснил представитель «АльфаСтрахования».
В «РЕСО-Гарантия» пока также не зафиксировали резкого скачка числа угонов, но спрогнозировали его в дальнейшем. Причем в компании считают, что нынешняя ситуация будет отличаться от предыдущих кризисов.
«Особенность в том, что дефицит запчастей, вероятнее всего, проявится по всем маркам и моделям, поскольку негативное влияние будут оказывать не только санкции, но и разрывы логистических цепочек», — подчеркнул представитель «РЕСО-Гарантия».
Черный рынок деталей
По прогнозу руководителя экспертного центра Probok.net Александра Шумского, в России уже в ближайшее время может резко «всплыть» так называемый черный рынок деталей. Эксперт объяснил, что это произойдет в случае, если власти в кратчайшие сроки не организуют доставку автомобилей и комплектующих. В противном случае, как считает Шумский, рынок будет заполонен контрафактными (поддельными) деталями.
«На данный момент число таких запчастей уже достигает 30-40%. Правда, стоит понимать, что иногда такие комплектующие действительно высокого качества и завозятся с заводов Китая», — подчеркнул эксперт.
Нехватка запчастей также грозит риском увеличения угонов автомобилей именно ради разбора и дальнейшей перепродажи запчастей. Причем, по словам Шумского, в зоне риска абсолютно все машины — от масс-маркета до премиальных моделей. Помимо этого, может увеличиться и число хищений различный деталей с автомобилей (например оптика или колеса).
«Причем самим водителям выбора не оставят. Либо машины будут стоять без движения на парковке, либо придется пользоваться такими запчастями. В такой ситуации многие автомобилисты будут покупать детали, даже зная, что они краденые», — заметил эксперт.
Аналогичную точку зрения высказал и представитель Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин. По его словам, часть машин будет угоняться преступниками исключительно ради разбора — в условиях нехватки и подорожания запчастей это будет очень выгодный и востребованный «бизнес» у злоумышленников.
В «АльфаСтраховании» ситуацию оценивают более оптимистично. В компании напомнили, что сейчас помимо оригинальных запчастей, есть и «серые», основным производителем которых является Китай. Также корейские производители пока не собираются уходить с рынка. Кроме этого, возможны варианты поставок из стран таможенного союза.
«То, как быстро рынок сможет наполниться запчастями для европейских марок автомобилей и будет влиять на ситуацию с угонами автомобилей «на разбор» в стране», — резюмировал представитель компании.
В свою очередь, руководитель проекта «Карта убитых дорог» Александр Васильев заметил, что зачастую детали на подержанных машинах находятся не всегда в хорошем состоянии. Поэтому, по его мнению, ждать массовых угонов машин популярных брендов исключительно ради разбора не стоит. Также он заметил, что запчасти сейчас имеются в наличии во многих сервисных центрах. Но из-за падения курса рубля некоторые компании поставили продажи на стоп и ждут стабилизации ситуации.
«Существуют опасения, что те деньги, которые они заработают на продажах комплектующих сейчас, не позволят им закупить запчасти заново», — пояснил эксперт.
Какие автомобили в зоне риска
В ПАО СК «Росгосстрах» считают, что сильнее будут рисковать владельцы самых востребованных в России моделей в популярных сегментах. Например, по их статистике, в 2021 году интересующий угонщиков модельный ряд заметно сместился в сторону «паркетников» — с большим отрывом среди угнанных автомобилей лидируют кроссоверы, в первую очередь, от корейских и японских автопроизводителей.
Представитель Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин также считает, что в зоне особого внимания у угонщиков будут самые востребованные машины на российском рынке. Среди них, например, Kia Rio и Hyundai Solaris.
«Эти автомобили очень востребованы в России, в том числе, в сервисах такси, где износ деталей у машин намного выше. Поэтому, скорее всего, именно эти машины могут заинтересовать злоумышленников», — объяснил эксперт.
Страховка и противоугонные системы
В нынешних условиях страховщики призвали автомобилистов обзавестись полисами каско. Также страховщики настоятельно советуют оборудовать автомобили противоугонными системами.
В свою очередь, Шумский считает, что цены на страховые полисы в ближайшее время сильно вырастут. Причем, это коснется, как каско, так и полисов ОСАГО. Стоимость последних, по мнению Шумского, может вырасти на 40%. Что касается противоугонных систем, то, по его мнению, большинство из них не представляет для профессиональных угонщиков никаких проблем и могут, разве что «отпугнуть от автомобиля детей».
Советы от полиции
Как рассказал корреспонденту Autonews.ru один из сотрудников столичной полиции, на данный момент серьезного роста числа автомобильных краж они не фиксируют. Независимо от этого, он посоветовал соблюдать простейшие нормы безопасности для защиты машины. Для этого, можно воспользоваться специальной памяткой, которая была разработана ГИБДД и содержит 11 важных советов для автомобилистов.
- Водитель никогда не должен забывать ключи в замке зажигания.
- Не рекомендуется передавать ключи малознакомым людям. Не следует это делать даже на мойках, сервисах или стоянках.
- Если водитель покинул машину даже на непродолжительное время нельзя оставлять открытыми двери, форточки, окна, багажник или капот.
- Не стоит оставлять в салоне автомобиля сумки, документы или ценные вещи. Тем более на видном месте.
- Парковать автомобиль следует на видном месте. В ночное время суток водителю желательно найти хорошо освещенное место для стоянки. Если есть возможность, оставлять машину следует на охраняемой парковке.
- Не будет лишним приобрести противоугонные устройство: механическое, электронное или электромеханическое.
- Также рекомендуется нанести дополнительную маркировку на основных агрегатах и механизмах автомобиля, эти места должны быть известны только владельцу машины.
- Не стоит оставлять автомобиль на длительное время в неосвещенных и безлюдных местах.
- Если водителя остановили незнакомые люди, то ни в коем случае нельзя выключать зажигание и открывать двери. Диалог лучше вести через приоткрытое окно.
- Очень внимательно следует относится к незнакомым пассажирам в машине, если автомобилист решился кого-то подвезти. Желательно, чтобы этот человек был один и сел на переднее сиденье в машине.
- Нельзя хранить на одной связке ключи зажигания, брелоки противоугонных сигнализаций, метки иммобилайзера и ключи механических блокираторов.